Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Парк культуры

Соперничая с Творцом

Александр Гордон: «Я принадлежу к романтической традиции»
Соперничая с Творцом
Фильм «Огни притона», снятый Александром Гордоном по сценарию отца, Гарри Гордона, вызвал на фестивале «Меридианы Тихого» самый большой ажиотаж. Как с иронией говорил Александр Гарриевич, шли посмотреть, что же снял тот самый тролль из «Закрытого показа». А выходили со слезами… Потому что трагическая история одесской проститутки Любы снята очень нежно, очень искренне, очень… не по-фестивальному. Ваш фильм, семейный, чувственный, был хорошо принят на фестивале… Александр Гордон: Вот тут есть противоречие. Если семейный и чувственный, то не фестивальный. Фестивальное кино расчетливое, холодное, не хочу добавлять «дерьмо», но это подразумевается. Фестивальное кино – то, которое снято в подтверждение или опровержение тенденции, для критики и для приза. Ни одного из компонентов в нашем фильме нет. А, ну да, приз есть. После этого приза (актрисе Оксане Фандере, исполнительнице главной роли, достался на «Кинотавре» диплом жюри «За сочетание красоты и таланта». Прим. авт.) я отказался ездить на «Кинотавр» раз и навсегда. Есть ли у моего фильма зритель? Вот выйдет кино в прокат, увидим. Я думаю, что сегодня владельцы сетей кинотеатров понимают: ниша детей от 14 и выше, которые составляют 97 процентов посетителей кинотеатров, уже выбрана. И нужно пробовать изменить тренд и привлечь в кинотеатры людей более старшего поколения. Надеюсь, что фильм как раз и соберет аудиторию 25 и старше… Но я свою жизнь в зависимость от того, сколько человек придет посмотреть мой фильм, не ставлю. Почему 1958 год, почему Одесса и почему женская история? Гарри Гордон: Прежде всего потому, что я одессит и иногда вспоминаю город, которого уже нет. Хотелось его восстановить – хотя бы виртуально. Почему 1958 год? Потому что это слом двух эпох: железный занавес рухнул, в 1957м в Москве прошел фестиваль молодежи и студентов, Запад стал проникать в СССР, и уже в 1959м страна изменилась настолько, что того патриархального мира, о котором идет речь в фильме, просто не было. Люба, героиня фильма, последний человек из того времени. Почему женская история? Они всегда интереснее. Что там говорить о мужиках, рыбалка да водка, а женщина – она страдает… В вашем фильме главная героиня – благородная и неглупая проститутка. Как-то неправдоподобно… Г. Г.: Да, это неправда. Причем настолько неправда, что стало правдой художественной. Хотелось сказать о том, что не место красит человека, а человек – место, что по тем закоулкам человеческой деятельности, если пошарить, всегда найдется вот такая чистая, благородная и светлая душа. Поэтому давайте будем внимательнее друг к другу. А. Г.: Я, как это ни прискорбно, принадлежу к романтической традиции. А это чистая дьявольщина и бесовщина в том смысле, что если ты пытаешься создать мир, то вступаешь в соперничество с Творцом, считаешь его устройство мира неидеальным. И пытаешься противопоставить некое другое устройство мира – и для этого герой твой должен быть идеальным. И ты как бы говоришь богу: смотри, что ты натворил, ведь возможно и так! Мне кажется, что в классической русской литературе и в лучших произведениях советского кинематографа герой всегда был идеален и часто погибал от того, что в природе настолько чистый элемент существовать не может. Кроме того, во всех мировых религиях есть такая фигура, как пророк. Когда он добивается своего, его услышали, он погибает. Его миссия выполнена. Вот и Люба из этой породы. Почему русские писатели, сценаристы ищут ответ на духовные вопросы именно в образе проститутки: Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова, «Интердевочка», ваша Люба… Г. Г.: Потому что, во-первых, нужно танцевать от печки. Нужно если что­-то искать, то с самого начала, с самых дальних закоулков. Потому что если рассказывать о женщинах более или менее совершенных, то героине нечего будет делать, разве что ходить туда-сюда. А здесь, на самом дне, как раз проявляются такие движения души, как милосердие, любовь. А. Г.: Почему проститутки будоражат воображение не только художников, но и мужчин? Потому что непостижимое совершенно занятие! Я не понимаю, как это можно сделать занятием, как они этим занимаются. Как в этом ужасе может жизнь держаться? Г. Г.: И совершенно непонятно, что они при этом чувствуют, они довольны или недовольны… Это загадка. А. Г.: А поскольку мы живем в социуме, в котором эта профессия презренна, то в каждой истории проститутки есть нечто… По доброй воле туда же никто не пойдет. В вашем фильме костюмы уникальные, воссоздана эпоха, трудно этого было добиться? А. Г.: Здесь мы потрудились, да. Большая часть нарядов, в которых щеголяют Оксана Фандера или Катя Шпица, сшиты дизайнером Еленой Макашовой по лекалам тех времен. В фильме все вещи того времени, даже этикетки на бутылки рисовали художники специально, так как на таких вещах прокалываться смешно. Я сам в руках каждую вещь держал – приемник, к примеру, прежде чем поставить в кадр, убедился, что он 1953 года выпуска. Я сам тот еще блохоискатель, и мне бы не хотелось, чтобы зритель на это отвлекался. Трамвай вот мне не очень нравится, его мы делали в спешке, номера на машинах слишком чистые. Нам пришлось столкнуться с вопиющим проявлением антисемитизма и отношения к «москалям» со стороны директора художественного музея Одессы. Все наши попытки снять сцену в музее собственно в музее обернулись крахом, несмотря на то что ее об этом просил лично министр культуры Украины, которого просил министр культуры России. Но они с ней не справились. И нам пришлось музей строить. И это обошлось дешевле, кстати. Александр, как вы обходитесь с актерами, какой вы режиссер? У меня девичья профессия – актер, поэтому я предпочитаю с актерами говорить на языке профессиональном, а не смысловом. Когда фильм снимается, что из этого получится, знает один человек, и тот чаще всего ошибается, режиссер. Когда фильм получается абсолютно – он не получается совсем, нельзя снять идеальное кино, оно будет неживым. Главное, на мой взгляд, качество хорошего актера – детская наивность и доверчивость. Самая главная актерская задача – помимо обаяния и темперамента – это поверить в предлагаемые обстоятельства. Так вот говорить с актером нужно так, чтобы он понял точные задачи. И не переборщить, потому что есть режиссеры, которые часами говорят с актерами о смыслах и совершенно не дают манков актерских. Если вы твердо поставите профессиональные задачи, а актеры великолепные, то все остальное они сделают сами. Ваша задача как режиссера – из предложенного (а предлагают они иногда целый спектр) просто отобрать то, что вам кажется действенным и нужным. Работа режиссера проста в общем­-то… А в «Огнях притона» есть не только замечательные актерские работы, но и кое­-что более важное и более редкое в современном российском кинематографе – есть актерский ансамбль. Все актеры существуют в одной среде и все друг с другом общаются. Все, даже массовка, работают на одну идею. Это большая редкость. Нынче чаще всего в фильме одна-две яркие роли, а остальное – подпевки.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Программа зовет на восток
Программа зовет на восток

Соотечественников из Украины приглашают жить в Приморье

Дядя Леня сказал, как в точку попал

Ждем ваших писем по адресу: 600014, г. Владивосток, Народный проспект,13 (с припиской «Будем знакомы!») или по email Mail@ vladnews.ru

Следующим летом приморцы будут купаться в лягушатниках?
Следующим летом приморцы будут купаться в лягушатниках?

Специалисты отмечают, что, хотя во всем мире люди регулярно сталкиваются с морскими хищниками, до сих пор ни одно государство не может гарантировать 100%ную защиту своих граждан

К нам приедет «Мазда». С заводом

Приморский край интегрировался в сферу российского автомобилестроения, которая имеет все предпосылки для дальнейшего развития

Третий роддом Владивостока на капитальной реконструкции
Третий роддом Владивостока на капитальной реконструкции

Оценить первые результаты обновления можно уже сегодня

Последние номера
газета
газета
газета