"Паллада" поднялась из глубины

Кто-то давно перестал верить в успех предприятия, а кто-то с самого начала был уверен в невозможности подъема судна. Но все-таки нашлись люди, которые назло скептикам и ценой неимоверных усилий довели начатое дело до логического конца - “Паллада” всплыла.

23 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №301 от 23 янв. 1998

Кто-то давно перестал верить в успех предприятия, а кто-то с самого начала был уверен в невозможности подъема судна. Но все-таки нашлись люди, которые назло скептикам и ценой неимоверных усилий довели начатое дело до логического конца - “Паллада” всплыла.

На этой неделе после проведения водолазных работ начался непосредственно подъем. В нем участвовали три спасателя: “Примерный” и “Сноровистый”, принадлежащие АО “Дальрыба”, и “Невельской” фирмы “Эпрон”, а также два водолазных катера и плавучий кран. Основным средством судоподъема стало “ББС-6” (баржебуксирное судно), принадлежащее АО “ДВМП”. Под днище затонувшего сухогруза водолазы “Эпрона” завели 10 канатов, сделав большой запас прочности, и с помощью лебедок “ББС” стали поднимать. Работа шла медленно и довольно нервно. Немудрено: в течение прошлого года неоднократно предпринимались попытки, неизменно завершавшиеся неудачей. Дважды поставленную на ровный киль “Палладу” даже отрывали от грунта на несколько метров, но оставленная на сутки в таком положении, она обрывала тросы и вновь ложилась на дно.

На сей раз задача состояла в следующем: приподнять сухогруз до уровня, когда можно будет начать откачку воды из трюмов и удерживать судно в таком положении сколько возможно. И удача улыбнулась - уже через сутки после начала работ руководитель “Эпрона” Евгений Бирюков заявил, что судоподъем полностью завершен. Пока с жалкого, обросшего ракушками и водорослями и почти сгнившего сухогруза откачивают остатки забортной воды, чтобы окончательно восстановить плавучесть “утопленника”. Затем можно будет приступать к снятию топливных емкостей и льяльных вод. А вчера с “Паллады” начали снимать груз леса.

Неприглядный вид “Паллады” связан с тем, что она пролежала на дне с мая 1996 года. Погожим воскресным днем судно дало крен, выправить который не удалось, оно опрокинулось и камнем пошло на дно. Обошлось без жертв - экипаж своевременно эвакуировали. Но на борту сухогруза остались лес и, что самое неприятное, 35 тонн дизельного топлива и 1,5 тонны горюче-смазочных материалов, которые все это время грозили превратить центр Владивостока в мазутную яму.

Судоподъем затягивался из-за огромной стоимости работ. Предварительно их оценивали в 4 миллиарда рублей - при условии, что “Палладу” будут поднимать целиком. Товарищество “Эпрон” пообещало управиться меньшими средствами. Его водолазы обследовали судно, обрезали мачты, такеллаж и даже достали из каюты капитана несколько мешков с документами, которые частично пролили свет на причины аварии.

В истории с “Палладой” не хватает лишь решающей точки. Последнее слово за транспортной прокуратурой, которая возбудила уголовное дело. Изучая причины аварии, следственная группа допросила около 30 человек - основную массу свидетелей, представителей компании, сторону, понесшую убытки в связи с потерей груза леса, членов экипажа и даже тех, кто уже давно не работает в его составе. Кроме того, затонувшую “Палладу” сразу обследовали водолазы “Эпрона”. Они обнаружили трещину на носу судна - где-то на уровне ватерлинии. Предположительно, она и стала одной из первопричин аварии. Точно назвать причину удастся после экспертизы “Паллады” на остойчивость.

Автор: Артем ПРОНИН, Сергей ФИЛОНЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток