Бензин застрял в сети. Железнодорожной

Поставщики топлива в регионе, по слухам, начали завозить импортный бензин

20 сент. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3006 от 20 сент. 2011
e04f9f96b97993362641ad2712260c50.jpg

Заторы на железной дороге и ремонты нефтеперерабатывающих заводов могут стать причиной дефицита бензина в Дальневосточном регионе нынешней осенью. С наступлением холодов розничные объемы продаж топлива начинают плавно снижаться, зато оптовые закупки предприятий растут, поскольку в этот период в самом разгаре сельскохозяйственная уборочная страда. Кроме того, предприятия ЖКХ активно заготавливают топливо к началу нового отопительного сезона. Поэтому специалисты не исключают: осенью бензиновый кризис в России снова наберет обороты.По данным интернет-ресурса AutoNews.ru, с 31 августа на Дальний Восток начался завоз автомобильного топлива иностранного производства. Поставщиками выступают нефтеперерабатывающие заводы Японии и Сингапура, а закупки осуществляют крупные региональные участники рынка. При этом литр иностранного бензина обходится потребителям не дороже отечественного. Как отмечается, беспрецедентная инициатива вызвана тем, что отечественные дальневосточные НПЗ не обеспечивают необходимые объемы поставок и высокое качество топлива. В качестве примера приводится недавняя ситуация на Камчатке, когда с заправок исчез бензин марок АИ95 и АИ98, а 92й подорожал до 33 рублей за литр.Однако, как сообщил «В» источник в одной из крупнейших компаний – поставщиков топлива на Дальний Восток – «НК «Альянс», факты масштабного завоза топлива из-за рубежа на Дальний Восток ему неизвестны, хотя намерения закупать импортный бензин есть.В настоящее время НК «Альянс» увеличивает закупки бензина на внутреннем рынке и создает товарный запас с целью предотвращения дефицита, возможность которого не исключается из-за ремонта на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и напряженной ситуации на железной дороге. В частности, значительные объемы бензина закуплены «Альянсом» в Уфе, теперь осталось «всего­-навсего» довезти этот бензин до Хабаровска. Но у ДВЖД не хватает маневровых локомотивов, на транссибирском направлении движение затруднено в обе стороны. В середине августа мертвым грузом на дороге застряли до 130 поездов, и сегодня немногим легче.– Нефть для Хабаровского НПЗ сейчас тормозится на Забайкальской железной дороге, – отметил собеседник «В». – На ДВЖД по-прежнему авралят то там, то тут, пустые вагоны простаивают в радиусе 200 км от Хабаровска (информация на начало сентября. – Прим. автора). Недостаточная пропускная возможность железной дороги ограничивает как загрузку сырьем Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, так и отгрузку готовой продукции. То есть, пока не будет подключения нефтеперерабатывающих заводов Хабаровска и Комсомольска­-на-Амуре к магистральной трубе, производство в регионе наращивать нельзя.Что касается импорта бензина, то действительно НК «Альянс» вел переговоры на предмет поставки топлива с целым рядом корейских и японских компаний, включая LG, Daewoo, Marubeni, Samsung, Mitsui, но разговоры результатов пока не дали. Свободных ресурсов на внешнем рынке мало, а те, что предлагают, не устраивают по цене. Минимальная оптовая цена тонны высокооктанового бензина во Владивостоке – 4344 тыс. руб. плюс перевалка, сбытовая надбавка. Нетрудно подсчитать, на сколько должен подняться ценник на автозаправочных станциях.В Приморье цены на АЗС растут, но недостатка в нефтепродуктах не ощущается. Так, по данным Приморскстата, с конца августа в городах и районах края наблюдался рост цен на все марки бензина и дизельное топливо. По итогам первой декады сентября средняя цена бензина по Владивостоку составила: марки АИ80 – 28,17 рубля, АИ92 – 28,46, АИ95 – 30,13, дизельного топлива – 27,84 рубля за литр.Что касается дефицита высокооктанового бензина и очередей на АЗС, то во Владивостоке повторения нынешней камчатской ситуации пока не предвидится. Один из независимых розничных продавцов бензина – представитель сети АЗС «Benzo», которая насчитывает свыше 10 заправочных станций на территории Приморья, отмечает, что объемы продаж резко растут с весны, когда идет посевная кампания, с наступлением положительных температур оживают строительные площадки. Летом спрос на «овес» для железных «коней» подогревает паломничество туристов к морю, на природу, на свои дачные участки и огороды. Однако в сентябре именно у АЗС, где заправляются автомобили, начинают падать продажи, и уже к ноябрю их объемы снижаются почти наполовину.– На сегодня поставки топлива идут бесперебойно, мы работаем в штатном режиме, – отметил топ­-менеджер сети АЗС «Benzo». – Что будет через два месяца, не могу предположить, поскольку наши запасы позволяют говорить только о самой ближайшей перспективе. У нас есть возможность запасти топливо на месяц-­другой. Но такими складскими ресурсами, как национальные компании, мы, конечно, не обладаем. Если у них возникнут проблемы сейчас, то на автолюбителях это отразится через месяц. Похоже, сбывается прогноз, данный еще в августе интернет-ресурсом VladNews, когда оптовые поставщики заявили о необходимости повысить цены на АЗС Приморья разом на 810 рублей, чтобы не допустить дефицита автомобильного топлива. Однако властные структуры потребовали от королей бензоколонок ограничить свои аппетиты увеличением стоимости на 23 рубля. Время покажет, как долго смогут нефтяные короли держать цены в регионе в рекомендованном диапазоне и в то же время не допускать появления на АЗС табличек «бензина нет».

Автор: Александр КАРАСЕВ