Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Новости, события

Владимир Гулак: Надеюсь на хлеб и уголь, а не на шоп-туры

- Как закончил сельскохозяйственный год главный когда-то производитель риса на Дальнем Востоке - Ханкайский район? - с этого вопроса начали мы разговор с главой администрации района Владимиром Гулаком.

- Как закончил сельскохозяйственный год главный когда-то производитель риса на Дальнем Востоке - Ханкайский район? - с этого вопроса начали мы разговор с главой администрации района Владимиром Гулаком.

- Только 2 хозяйства - в селах Новоселище и Алексеевка - закончили год с прибылью. Первое из них получило 1,5 миллиарда, второе - 500 миллионов рублей. Но они-то производством риса и не занимались. Главная их продукция - соя, молоко и мясо.

- В этом есть какая-то закономерность?

- Скорее всего та, что рис без существенных дотаций государства выращивать невозможно. Наш рис федеральный фонд не интересует, а на краевом уровне дотаций не находится. И в то же время амортизационные отчисления за основные средства (гидротехнические сооружения, насосные станции в сегодняшних ценах около 800 млрд. рублей стоят) по-прежнему тяжко висят на шее бывших совхозов. Отсюда высокая себестоимость продукции, убытки.

- А китайцы, которые вручную выращивают по 50-70 центнеров зерна на гектаре, для нас не пример?

- Не пример. У нас нет столько свободных рук. Мы можем надеяться только на машинную технологию, а она при всероссийском упадке - варварская. Так что лучшее наше хозяйство “Мельгуновское” за годы “перестройки” скатилось с 45 до 15 центнеров зерна с гектара. У остальных результат и того хуже.

- Какой выход видите, Владимир Данилович?

- Опыт двух лучших хозяйств как раз и подсказывает - надо заниматься производством кормов для животноводства, причем можем обеспечить все Приморье. Но и тут без поддержки со стороны не обойтись. С продовольственной корпорацией сотрудничаем неплохо, но и она порой опаздывает и не в полном объеме дает необходимые удобрения, гербициды например. Еще крупнее проблема - техника. Она изношена процентов на 90. Из-за этого сроки уборки затягиваются, а в Приморье это рискованно - тайфун может “убрать” урожай раньше человека.

Мы вот присмотрели, какие комбайны начал выпускать совместно с канадцами бывший военный завод на Урале. Производительность в 6 раз выше теперешних! Потерь зерна нет. Но стоит он 120-140 тысяч долларов. Самим не купить...

- Что говорить в таких условиях о фермерах...

- Фермер свою нишу найдет. Только и тут беда - от хорошего урожая. Вот Пархоменко ко мне приходил. В отчаянии мужик: помоги, говорит, продать капусту, свеклу, морковь. Пограничный отряд не берет - денег нет, я не могу взять по той же причине, а коммерсант дает за овощи гроши... И здесь государству нужно политику иметь: ценами, налогами подогревать интерес к работе. У нас же опять кнутом грозят, чрезвычайную комиссию создали. С крестьян уже 2 шкуры содрали, третьей просто нет. Ну арестуют неубранный урожай, а кто его уберет? Крестьянам в пояс бы поклониться. За один только аванс, полученный весной, они все лето до осени работали...

- Сейчас, куда ни приедешь, только и слышишь: свой хлеб едим. Мол, сами для себя выращиваем продовольственную пшеницу. Хорошо ли это?

- Жизнь заставила, не возить же муку за тридевять земель. Покупаем подходящие для нас семена и мы. Результат обнадеживает. Это тоже один из резервов для района, если еще и на продажу зерно пойдет.

- Вы бывший начальник ПМК, строитель, горячо ратовали за строительство пограничного перехода Турий Рог - Мишань. А теперь говорят, что переход себя не оправдал, не дает в местную казну ожидаемого...

- Если бы шоп-туры определяли экономику, было бы просто: наставил пропускных пунктов по всей нашей бесконечной границе и обогащайся. Но у челночной торговли есть свои пределы (кстати, наш пункт имеет особенность: в Мишани очень дешевые строительные и отделочные материалы). Главная же цель, которую держали в уме, когда строили этот переход, - транзит китайского угля. Он в соседней провинции в 2 раза калорийнее нашего, а стоит практически столько же. Задержки с реализацией задуманного были не по нашей вине. А теперь китайцев, как говорится, прижало: они, как и у нас, не платят своим шахтерам по полгода. А в Японию возить уголь через свои южные порты по нескольким причинам трудно. Хотят выйти на Восточный порт через Турий Рог. Тут всего-то 2,5 километра железной дороги построить надо. Месяц назад состоялась встреча вице-губернатора Приморья Владимира Стегния и мэра Цзиси Лю Цзимина, других руководителей и специалистов с обеих сторон. Создана рабочая группа, которая подготовит решение по этой проблеме. Вот такое использование перехода нас вполне устроит: и район будет с углем лучшего качества, и отчисления пойдут в местную казну.

(Разговор наш затянулся. И сидевшая в приемной Гулака посетительница рискнула зайти без приглашения. Это директор одной из школ пришла поблагодарить главу администрации за то, что он так быстро решил вопрос с отоплением школы. Ведь до этого не одну зиму мерзли...)

- Было дело, - словно извиняясь, говорит Гулак, - в школу-то я заглянул по другому поводу и увидел учителей, учеников в пальто. Работы было немного...

- Терпелив у нас народ. Ждет, надеется на власть. А если вы, Владимир Данилович, также ловко решите давно наболевшее - снабжение водой, благодарным, наверное, будет все село? Ведь в Камень-Рыболове воду из-под крана пить нельзя.

- Были бы деньги, проблемы не было бы. Ведь в свое время горячо обсуждали возможность подачи воды с Жариковской депрессии. Пока малыми средствами добились того, что мутность воды довели до нормы - фильтры поставили. А вот тем же способом избавиться от гербицидов не удается. Подключили к решению этой проблемы один хабаровский институт. Депутат Госдумы Светлана Орлова намерена включить эту проблему в президентскую программу.

- Недавно в районе зарегистрирован 1000-й безработный, наверное, эта цифра спать не дает?

- Если безработным считать не только того, кто без дела, а и без денег, то безработных больше. Неоплачиваемых рабочих мест можно создать сколько угодно. И здесь я не вижу последовательной государственной политики. Если специалист низкой квалификации уволился откуда-то по собственному желанию, почему его надо ставить на учет, в то время как у нас китайцы в поле и на стройках работают? Карлачить не хотим, а плачемся!

Не хочу обидеть многодетных, но на иную мать смотреть не хочется: в доме - мал мала меньше, а у нее в огороде ни одного куста картошки. А ведь именно ей надо платить детское пособие в первую очередь.

Работать и еще раз работать. И картошку сажать, и законы неумные, которых у нас много, надо переделывать. Тогда и перспектива появится.

Автор : Александр ЛОСЕВ, “Владивосток”

В этом номере:
Зима. Заморожены долги...

Положение с теплообеспечением Владивостока комментируют руководители структур, от которых оно зависит.

В тайге заблудился призрак инвестиций

Приморский лесной комплекс всегда ориентировался на экспорт. Наше зеленое богатство зримо в “зеленых” и выражается. За 9 месяцев нынешнего года валютная выручка от поставок леса из приморских портов вылилась в 250 миллионов долларов. Для сравнения: занимающая 2-е место по данному показателю мощная рыбная промышленность “сделала” около 170 миллионов.

Отапливать дома начнут роботы

К выпуску и монтажу на объектах жилищно-коммунального хозяйства края нового вида отопительного оборудования - автономных роботов-бойлеров намерены приступить акционерные общества “Варяг” и “Владтеплосервис”. В основу работы этих агрегатов положено энергосбережение: они будут работать в автоматическом режиме и в зависимости от погодных условий поддерживать необходимую температуру в системах отопления отдельно стоящих жилых домов, больниц, школ и т.д.

Средств не хватает даже... на золото

В ноябре завершают сезон золотодобытчики. Если в прошлом году ТОО “Артель старателей “Океан” смогло намыть 250 килограммов драгоценного металла, то в нынешнем - всего 110. И так каждый год - уменьшение вдвое.

Снежный экзамен. 1:0 в пользу стихии

Как бы ни менялся состав городской администрации, для горожан по-прежнему каждый крупный снегопад превращается в стихийное бедствие. Не стало исключением и 27 ноября, когда вначале дождь, а затем снег практически парализовали движение на всех магистралях Владивостока.

Последние номера