Престарелые перекроют гострассу

1 декабря 250 жителей Седанкинского дома-интерната ветеранов и инвалидов намерены выйти на проходящую в ста метрах от их корпусов гострассу и перекрыть ее.

29 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №30 от 29 нояб. 1996
1 декабря 250 жителей Седанкинского дома-интерната ветеранов и инвалидов намерены выйти на проходящую в ста метрах от их корпусов гострассу и перекрыть ее.

- Мы пойдем с вами, - заявила делегация стариков председателю профкома персонала дома-интерната Раисе Гундобиной. - Пойдут все, кто может передвигаться самостоятельно - со своими палками, костылями, на колясках. Нас давить машинами не решатся, и мы будем стоять до последнего.

Ну что тут скажешь? Ничего не удается скрыть в этом доме призрения, тесном сообществе беспомощных стариков, калек и тех, кто за ними ухаживает. А ведь на себе обитатели дома-интерната пока не ощутили его бедственного положения: их по-прежнему кормят 4 раза в день, лечат, одевают. Но те, кто это делает, за последние месяцы вконец обнищав, решились бастовать и перегородить трассу, чтобы привлечь внимание властей и общественности к своим проблемам. Прослышав об этом, призреваемые под водительством фронтовиков тоже готовятся идти “в бой”.

- Если персоналу не выдадут задержанную зарплату, - втолковывал корреспонденту “В” 87-летний Валентин Гостев, - то, не дай бог, все поувольняются, а как нам без них? Останется только расползаться в разные стороны и как избавления ждать смерти.

...Грешно, не по-людски даже думать о забастовке тем, кто обслуживает дряхлых стариков и калек. А по-людски поступает государство, забыв о финансировании дома престарелых? Сегодня дом ветеранов держится только героическими усилиями директора Юрия Синькевича, который насчет продуктов, оплачивая их лишь частично (на отчисления из Пенсионного фонда), договорился с Приморской продовольственной корпорацией, а медикаменты берет в долг в оптовой аптеке № 158.

- Мы должны получать деньги из краевого бюджета через управление социальной защиты населения, - говорит заместитель директора по хозяйственной части Людмила Науменко. - Но, например, положенного по 9-й статье финансирования питания проживающих в доме-интернате у нас нет с мая. А на месяц, чтобы прокормить 456 человек, нужно 235 миллионов рублей.

Сотрудникам Седанкинского дома краевой бюджет задолжал 290 миллионов рублей зарплаты. Это при том, что месячный заработок санитарок, медсестер - всего-то 400-600 тысяч. Пособий на детей в коллективе не видели с апреля. Те, кто живет недалеко, водят своих в рабочую столовую дома-интерната, где ребят, как и мам, кормят в долг - под запись в общей тетради. Но почти половина из 200 сотрудников и такой возможности не имеют, потому что живут в Артеме и Заводском.

- Нам только на проезд надо тратить по 140 тысяч в месяц, - рассказывает санитарка Фаина Абрамова, - а денег-то нет совсем, зарплату и пособия не выдают. Вы только представьте себе, как мы, женщины, ездили зайцами в электричках, прятались от контролеров, по 5 человек в туалете вагонном закрывались. Сколько раз нас позорили, высаживали, а одну медсестру контролерша по лицу ударила.

Работа, за которую уже несколько месяцев не платят, у этих женщин, у всех сотрудников дома-интерната тяжелая. 200 из 456 проживающих здесь - лежачие. Их кормят с ложечки, моют, ставят им клизмы, выносят за ними горшки. С теми, кто “на ногах”, тоже хлопот, как известно, хватает. Далеко не всякий сможет работать в доме престарелых и инвалидов - а здесь, корреспонденты “В” в этом убеждались не раз, коллектив трудяг, безукоризненная чистота и доброе отношение к живущим в этих стенах немощным, убогим, от которых зачастую отказываются родные дети.

Такую работу надо бы оплачивать достойно. Или хотя бы вовремя, что оказалось не под силу краевому бюджету. Впрочем, и городскому, за счет которого содержатся 205 тех здешних сотрудников, что осуществляют социальную помощь престарелым владивостокцам на дому. Социальным работникам тоже задолжали за несколько месяцев зарплату и детские пособия. Руководитель этой службы дома-интерната Валентина Шапошникова призналась:

- Есть случаи, когда наши опекаемые подкармливают своих помощниц. Это, конечно же, нарушение. Но ведь были уже голодные обмороки! Вот факт: помощница пришла к бабуле, сходила в аптеку и гастроном, убрала квартиру, приготовила старушке обед и упала в обморок. Бабуля, почти 90-летняя, привела ее в чувство и давай угощать: “Да ты же голодная!” Деньги совала - возьми, мол, в долг, мне-то пенсия регулярно приходит... Была я у мэра. Черепков сказал, что выплатит социальным работникам за время, прошедшее с его вступления в должность. А за предыдущие месяцы кто платить будет? Или у нас безвластие было?

Пока что никто ничего социальным работникам, санитаркам, медсестрам, врачам, поварам дома-интерната не выплатил. И профком превратился в забастовочный комитет. Но поскольку совесть этих людей не позволяет им надолго оставить без ухода беспомощных, начать забастовку решили с выхода на трассу, надеясь, что живая преграда движению заставит власти края и Владивостока прибыть на Седанку и срочно принять конкретные меры (может, приедут прямо с деньгами?). Намерения у коллектива твердые, тем более что старики и калеки их поддержали и всерьез собираются 1 декабря с костылями, тросточками, инвалидными колясками идти на штурм шоссе в первых рядах.

От редакции

На строительство и обустройство нового - самого благоустроенного, современного корпуса дома ветеранов ОАО “Дальневосточное пароходство” потратило почти 18 миллиардов рублей (только в 1996 году - 6,5 миллиарда). В День работников морского флота ключи от этого здания были торжественно вручены генеральным директором ОАО “ДВМП” Виктором Миськовым директору дома ветеранов Юрию Синькевичу. Одинокие старики-ветераны, приглашенные на презентацию, благодарили устроителей столь редкого нынче праздника со слезами на глазах. Со слезами радости и благодарности. Это был подарок не только им, но и муниципальным властям, обязанным заботиться о престарелых согражданах. Сегодня столь дорогой дар, похоже, лишь раздражает власти - больше в нем стало стариков, о которых надо заботиться, больше персонала, не имеющего возможности работать просто за спасибо. Почти 1,5 миллиарда рублей ушло из казны пароходства на различные виды помощи ветеранам “ДВМП” только в этом году, помогает “ДВМП” и детям, и милиции, и медицине. На все эти благотворительные цели “ДВМП” потратило почти 9 млрд. рублей в этом году. Но платить зарплату персоналу, обслуживающему построенный пароходством корпус, все же не может, да и не должно.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), “Владивосток”