Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Исторический клуб

Рейс особого назначения

75 лет назад впервые в истории мореплавания русские военные корабли покорили Северный морской путь
Рейс особого назначения
Есть в истории отечественных военно-морских сил страница – славная, героическая, но, к сожалению, почти забытая. К середине 30¬х годов советскому руководству стало ясно, что нужно принимать экстренные меры по укреплению обороноспособности страны. Недвусмысленные аппетиты входившего в раж Гитлера, на другом конце планеты не менее агрессивные намерения проявляла Япония. В этой ситуации одной из первоочередных становилась задача укрепления восточных рубежей. Делать это приходилось в условиях строжайшей секретности – строить подводный флот, развивать авиапромышленность. В череде этих мер стояло и освоение Северного морского пути. Секретная миссия Выход в море в условиях растущей изоляции Советского государства требовал поиска нестандартных решений. И такой выход был найден… в создании Беломорско­-Балтийского канала. В нашем представлении Беломорско­-Балтийский канал ассоциируется с ГУЛАом, тысячами жертв на этой печальной памяти стройке. Но при всем при том объект был вовсе не прихотью кремлевского руководства или тогдашними идеологическими установками, а диктовался суровой реальностью. Балтика в любой момент могла быть «закупорена», а посему требовалось больше простора для маневра. Именно по этому каналу начали скрытно переправляться легкие боевые корабли с Балтики на Север, где создавался новый флот. Первый опыт удался, и был он столь значим, что даже сам Сталин выезжал на Север, чтобы лично на месте удостовериться в перспективности задуманного. Далее было решено замахнуться на весь Северный морской путь – для начала в порядке эксперимента перебросить с Балтики на Тихоокеанский флот два эскадренных миноносца – «Сталин» и «Войков». Еще одно отступление. К тому времени Северный морской путь был уже достаточно освоен. С запада на восток еще в 1878 году прошел шведский путешественник Норденшельд, в западном направлении пальма первенства принадлежала экспедиции русского военного моряка Бориса Вилькицкого, доказавшего доступность северных путей еще в 1915 году. Но особенно успешно северные морские маршруты стали осваиваться в советское время, точнее, в 30¬е годы. Между тем все это были суда, так сказать, гражданского назначения – ледоколы, транспорты, пароходы. Военный же флот до 1936 года северами не ходил ни разу. И вот было решено реализовать давно витавшую в воздухе идею, выдвинутую еще в начале 900¬х годов великим ученым Дмитрием Менделеевым – использовать Северный морской путь для военных целей. Подготовка экспедиции была поставлена на невиданную организационную основу, привлекались различные ведомства и даже целые министерства (по¬тогдашнему – наркоматы), собирались со всей страны лучшие полярные капитаны. Экспедицию по поручению правительства возглавил знаменитый руководитель арктических акций тех лет Отто Шмидт, ледокольное обеспечение осуществлял ледорез «Федор Литке» под командованием Юрия Хлебникова. Столь же маститые арктические мореходы Павел Миловзоров и Николай Николаев были «прикреплены» к командирам «Сталина» и «Войкова». Для пущей гарантии проводки был задействован еще один полярный ас – Александр Бочек. Перед дальней дорогой корабли основательно засекретили. С эсминцев сняли доски с названиями, спасательные круги развернули таким образом, чтобы не просматривались названия кораблей. Также были заменены ленточки бескозырок, на которых вместо именных названий теперь значилось весьма неопределенное и растяжимое «КБФ». Экипажи сокращались почти вполовину. Выходить в эфир радистам предписывалось только в случае крайней необходимости и только при возникновении чрезвычайных ситуаций. Перед выходом в море внешний вид кораблей был изменен до неузнаваемости: их одели в «шубы» – деревянно­-металлические конструкции, которые по замыслу их изобретателя, инженера А. Дубравина, должны были защитить корпуса при соприкосновении с льдами. Вместо бронзовых винтов устанавливались стальные со съемными лопастями. Уже непосредственно перед проходом через Беломорско­-Балтийский канал с кораблей было снято и перегружено на суда сопровождения все вооружение, через шлюзы канала эсминцы следовали в сухих доках. Меры предосторожности сыграли свою роль: никто в мире и не догадывался, что впервые в Арктике осуществляется уникальная проводка. После Белого и Баренцева морей эсминцы шли уже в сопровождении танкеров «Лок¬Батан» и «Майкоп», а также транспорта «Анадырь», на который были перегружены с кораблей пушки, торпедные аппараты и прочее вооружение. Кроме того, «Анадырь» выполнял еще и роль продовольственной базы на весь состав экспедиции. Эсминцы пробивались сквозь льды Поначалу погода благоприятствовала, но уже за Диксоном ледовая обстановка настолько осложнилась, что Шмидт вынужден был срочно запросить еще один ледокол. Бывали дни, когда движение каравана почти полностью стопорилось. Чтобы ослабить напор льдов, нередко приходилось прибегать к крайнему средству – подрывным зарядам. Здесь¬то и пригодилось «шубейное» одеяние, посредством которого удавалось самортизировать натиск льдов. Забегая вперед, отметим, что уже во Владивостоке в ходе докования серьезных повреждений, за исключением небольших вмятин, обнаружено не было. 22 сентября стало знаковым днем – прошли траверз мыса Дежнева, а это означало, что первые военные корабли успешно прошли Северный морской путь за одну навигацию. Рассказывают, что суровый Отто Юльевич настолько растрогался, что велел из «НЗ» выделить энное количество спирта… Экспедиция благополучно совершила переход на Дальний Восток, и 17 октября 1936 года эсминцы вошли в бухту Золотой Рог. Впрочем, об этом только знали высшие чины флота, местное областное руководство да первые лица в ледокольных службах. Ну а в состав Тихоокеанского флота вошли первые корабли класса «эскадренный миноносец». Многие годы первопроходцы исправно несли службу на Тихом океане. «Сталин» в августе 1938 года принимал участие в поддержке боевых действий сухопутных частей у озера Хасан, впоследствии, в 40¬е годы, такжпе обеспечивал боевую деятельность подводных сил флота, после войны служил учебной базой. Его собрат «Войков» во время войны с Японией принимал участие в высадке десанта на Корейский полуостров, выполнял другие боевые задачи… 17 сентября 1945 года эсминец «Войков» награжден орденом Красного Знамени. По проторенному пути пошли другие корабли Вслед за эсминцами готовились новые экспедиции, планировалось уже перебрасывать на восток крейсера, но грянувшая Вторая мировая война внесла свои коррективы – от масштабных проектов пришлось на время отказаться. Тем не менее опыт первой проводки пригодится очень скоро. В 1940 году Северным морским путем пройдет, причем опять¬таки впервые в мировой практике, подводная лодка «Щ¬423» под командованием офицера­-тихоокеанца Зайдулина. Тем самым будет доказано, что не только надводный флот, но и подводный может успешно осваивать ранее нехоженые маршруты. Наконец, в самый разгар войны, летом 42¬го, когда Северный флот начнет испытывать большие потребности в материальной части, из состава ТОФ будут выделены и пойдут уже апробированным северным путем лидер «Баку», эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный». Возглавит отряд с Тихого океана капитан первого ранга В. Обухов. Тот самый Обухов, что командовал в 1936 году эсминцем «Сталин». В октября 42¬го корабли войдут в состав Северного флота. Гитлеровское командование сразу почувствует перемены на северном морском театре, и в Берлин последует депеша о появлении у русских новых, ранее неизвестных кораблей. …Пройдут годы, Арктика окончательно покорится. Северным морским путем пойдут целые караваны как надводного, так и подводного флота. О деталях самого первого похода сегодня уже более или менее мы знаем, гораздо меньше известно о его участниках. Только недавно стало известно, что в феврале 1937 года вышел закрытый Указ ЦИК СССР о награждении участников исторического похода. Высоких государственных наград удостоились как суда, так и члены экипажей. В списке, по имеющимся сведениям, порядка двухсот фамилий. Высокие награды, вплоть до ордена Ленина, получили предположительно капитаны¬полярники Миловзоров, Бочек, руководитель экспедиции легендарный бородач Отто Шмидт… и всё! Кто остальные отмеченные – неизвестно. Как и неизвестна дальнейшая послевоенная судьба многих, в первую очередь рядовых участников перехода. А она, не исключено, могла оказаться непростой. Как это случилось, например, с капитаном ледореза «Федор Литке» Юрием Хлебниковым, который вскоре после войны загремел в Воркуту, где как враг народа отдубасил на шахтах почти шесть лет… Где есть гарантия, что не прошлись и по другим? Возможно, у наших читателей – благо живем в морском краю – есть сведения, могущие дополнить историю рейса особого назначения. Рады будем любой информации. ч

Автор : Владимир КОНОПЛИЦКИЙ

comments powered by Disqus
В этом номере:
В объятиях Морфея

Как правильно засыпать?

Хрустальная яркость мира

Открывается пациентам ООО «Приморский центр микрохирургии глаза»

Исинбаева привезла во Владивосток свои победные шесты
Исинбаева привезла во Владивосток свои победные шесты

Свой настрой перед мировым первенством Елена назвала боевым

Павел Астахов защитит наших детей от акул

Напомним, что акула напала на 16-летнего подростка возле острова Желтухина, когда тот находился в море

Трамвай и троллейбус расскажут детям о безопасности
Трамвай и троллейбус расскажут детям о безопасности

За 7 месяцев текущего года во Владивостоке произошло 58 ДТП, в которых 66 детей получили травмы различной степени тяжести

Последние номера
газета
газета
газета