«Суперджет» встает на крыло. Финансовое

Самолеты, которые строят на Дальнем Востоке, находят заказчиков

24 авг. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2991 от 24 авг. 2011

Международный авиационно-космический салон заслуженно занимает ведущее место в ряду крупнейших мировых авиафорумов. МАКС-2011 полностью это подтвердил, собрав в подмосковном Жуковском 840 компаний из 40 стран мира, работающих в авиационной и аэрокосмической области.Гвоздем программы салона стала демонстрация прототипа российского истребителя пятого поколения «Т¬50». В первый раз в воздухе машину показали 17 августа, во время визита на МАКС премьера Владимира Путина. Летал «Т¬50» и в последующие дни, однако, очевидно, из соображений секретности на открытой экспозиции он представлен не был.Называть показанный на МАКСе образец полностью готовым истребителем 5¬го поколения все­таки преждевременно. Пока это, скорее, современный перспективный фюзеляж без оружия, приборов и отработанных авиадвигателей. Разработка, проведение испытаний и принятие на вооружение этой машины потребует более чем серьезных средств. Так, аналогичный американский истребитель 5¬го поколения «F¬22» обошелся американским налогоплательщикам в $300 млн за штуку. При этом российские ВВС планируют закупить около 50 новых истребителей.В этом году на МАКСе была представлена самая современная зарубежная техника. Компания Airbus привезла на салон самый большой в мире пассажирский лайнер – «A380», а корпорация Boeing – «Боинг¬787» (Dreamliner).Подписанные во время работы салона контракты и соглашения свидетельствуют о том, что российские потребители отдают предпочтение иностранной технике.Авиакомпания «Трансаэро» и концерн Airbus подписали меморандум о приобретении восьми модернизированных самолетов «A320neo» с повышенной топливной эффективностью. Соглашение также предусматривает опцион на покупку российской авиакомпанией еще четырех таких лайнеров.Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» и компания Bombardier Aerospace заключили соглашение о намерениях по приобретению трех самолетов Bombardier CS100 и семи CS300 с опционом еще на десять самолетов и правом покупки еще десяти лайнеров CSeries.Объемы закупок российской техники, по предварительным подсчетам, должны были составить порядка $10 миллиардов. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и ООО «Газпром комплектация» подписали твердый контракт на поставку 10 Sukhoi Superjet 100 на сумму $323 миллиона. Поставка лайнеров запланирована на 2013¬2015 годы.«ЮТэйр» планирует взять в финансовый лизинг 24 самолета Sukhoi Superjet 100; сумма сделки составляет более $760 миллионов.ГСС и индонезийский региональный авиаперевозчик Sky Aviation заключили договор на поставку 12 самолетов SSJ в базовой конфигурации. Сделка оценивается в $380,4 миллиона. Однако сумеет ли ГСС выполнить эти контракты, сегодня никто сказать не может. Ведь поставки самолетов «Аэрофлоту» и «Армавиа» были задержаны, да и сами лайнеры пока еще технически несовершенны и летают не так много, как это необходимо для обеспечения прибыльности авиаперевозок.ООО «Авиакапитал¬Сервис» (дочерняя лизинговая компания «Ростехнологий») и ОАО «Корпорация «Иркут» заключили твердый контракт на поставку 50 самолетов «МС¬21» с опционом еще на 35 лайнеров на сумму $3,8 миллиарда.Авиакомпания «ЮТэйр» подписала контракт с «Вертолетами России» на поставку 40 средних вертолетов «Ми­171». Начало поставки планируется на 2012 год.Что касается закупок военной техники, то здесь отечественных авиастроителей ждет мало радостного. Минобороны отложило на неопределенный срок покупку 24 палубных истребителей «МиГ¬29КУБ» и 60 учебно¬боевых самолетов «Як­130», предназначенных для российских ВВС. Стоимость обоих контрактов составляла примерно $3 миллиарда. По некоторым данным, в Минобороны считают, что отечественные самолеты стоят излишне дорого. Правда, при этом военные все­таки нашли деньги на «неприлично дешевые» французские «Мистрали».Чем еще запомнился МАКС¬2011? Внимание многих зрителей привлекла оранжевая «летающая тарелка», которая рвалась в небо и непременно улетела бы, если бы не была привязана. На самом деле это роботизированный дирижабль с игривым названием «Анюта», созданный в Долгопрудненском конструкторском бюро автоматики. Он предназначен для проведения поисково¬спасательных операций, мониторинга оперативного состояния лесного и сельского хозяйства и т.п. Дальность полета «летающей тарелки» – 300 км в одну сторону при скорости 80 км/час. Дешево и сердито!Как всегда, гостей МАКСа ждала интересная летная программа. Из представленного 241 летательного аппарата более 90 поднялось в небо. С обновленной летной программой выступили пилотажные группы «Соколы России» и «Русские Витязи» на самолетах «Су­27», а также «Стрижи» на «МиГ¬29».В целом можно сказать, что МАКС¬2011 удался. Рост числа и активности участников салона говорит о растущем интересе к России со стороны ведущих мировых производителей авиационной и космической техники. Единственное, что несколько омрачает общее впечатление, так это сокращение предложения новинок отечественного авиапрома.Но будем надеяться, что эта ситуация исправится. Большой ажиотаж вызвало заявление Владимира Путина о создании в Жуковском Национального центра авиастроения, в который войдут ведущие конструкторские бюро и институты, опытные заводы. Как заявил премьер, на базе центра будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома, исследовательский и производственный кластер мирового уровня с необходимой образовательной, социальной и транспортной инфраструктурой.

Автор: Ytro.ru