Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Главное

Накося лосося!

Успешная рыбалка не значит дешевый прилавок
Накося лосося!
Успешная рыбалка не значит дешевый прилавок. На прошлой неделе глава Росрыболовства Андрей Крайний пообещал москвичам горбушу по цене 58-65 рублей за килограмм. Столько стоила красная рыба в магазинах Подмосковья в рекордном по объемам вылова 2009 году. Нынешняя путина, возможно, повторит успех двухлетней давности, но в том, что успехи добытчиков отразятся на ценниках на приморских прилавках, поставщики рыбы сомневаются. Тонны и цены Вылов лососевых на Дальнем Востоке превысил 305 тыс. тонн, и вопреки научным прогнозам общий итог путины грозит достичь рекордов 2009 года, когда Россия выловила 538 тыс. тонн этой рыбы. Основная часть добычи пришлась на Камчатку, рыбаки которой на начало августа взяли 206 тыс. тонн лососей, перекрыв исторический максимум улова 1928 года на 4 тыс. тонн. В 2009-м на Камчатке выловили около 190 тыс. тонн лососей. По нарастающей идет и лов красной рыбы на Сахалине. Там на 1 августа добыто порядка 70 тысяч тонн, что на 20 тысяч тонн больше, чем в урожайном 2009 году. Кстати, помимо максимальных объемов вылова наблюдается и увеличение ястыков (икры в пленке) у тихоокеанских лососей. Это также стало особенностью лососевой путины 2011 года, поскольку обычно выход ястыков у самок лососевых растет лишь к концу путины, но никак не к середине. По словам пресс-секретаря ТИНРО-Центра Константина Осипова, норматив в 5,5 процента, определяющий содержание икры от общей биомассы тела, превышен уже сейчас. Например, на судне «Дальмос», осуществляющем лов с начала путины, выход ястыков составил 7,5 процента. Данные подтверждаются и рядом предприятий, работавших на восточной Камчатке: ЗАО «Камчатимплекс» – 6 процентов, «Дальрыба» – 6,3 процента, «Интрарос» – 7,7-7,8 процента, ЗАО «Ролиз» – 7,3 процента. В общем, красная рыба идет валом, и хотя пик путины-2011 уже пройден, до сих пор под вопросом, удастся ли взять рыбакам полмиллиона тонн лососевых, как два года назад. На минувшей неделе на пресс-конференции в Москве Андрей Крайний не исключил возможности новых исторических максимумов уловов и пообещал москвичам горбушу по цене 58-65 рублей за килограмм. Он напомнил, что в самом рыбном 2009 году цена горбуши в европейской части России составляла 58 рублей за килограмм. Казалось бы, Владивосток вправе рассчитывать на еще более скромный ценник, поскольку в калькуляцию не войдет доставка железнодорожным транспортом. Однако логика и ценообразование – понятия взаимоисключающие. С начала рыбалки оптовые цены на Дальнем Востоке на лосось стали снижаться, и эта тенденция продолжается поныне. При этом, как отмечают перекупщики, стоимость партии рыбы на Камчатке, Сахалине такая же, как и во Владивостоке, плюс затраты на доставку пароходами с мест промысла (получается примерно 5 рублей на 1 кг товара). – С начала путины цены на консервы из горбуши, кеты снизились примерно на 15-20 процентов, – рассказал «В» владелец оптовой компании Юрий. – Если в июне за банку № 6 мы платили от 30 рублей и выше, то сегодня тот же объем с наполнением из рыбы свежего улова обходится в 25-27 рублей, а из рыбы прошлогоднего улова – до 25 рублей. Еще заметнее подешевел сырец. За месяц оптовая стоимость горбуши во Владивостоке опустилась с 90 рублей до 40 за один килограмм. Но спекулянты не спешат скупать рыбу по упавшим ценам, на фоне хороших вестей с рыбалки ждут еще больших скидок. Так, в лососевую путину 2009 года розничная цена на свежую рыбу в районах промысла была около 25 рублей за килограмм. Для сравнения: в прошлом, «неурожайном» году – от 25 до 50 рублей за килограмм. По данным руководителя Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимура Митупова, в это время в Москве оптовые цены на горбушу опустились на уровень 80 рублей за килограмм. При этом с каждой партией лососей, доставленных в западную часть России с Дальнего Востока, цены резко падают. По данным местных оптовиков, в Нижнем Новгороде, к примеру, уже предлагают горбушу по 52 рубля. Очень медленно, но красная рыба на прилавках во Владивостоке все же дешевеет. Неделей назад на рынках, где проходимость выше, чем в магазинах, дешевле 120 рублей за килограмм горбушу было не найти. На начало этой недели мороженую потрошеную горбушу предлагали за 80-110 рублей за килограмм, кету – за 180, а за нерку просят 270 рублей. Продавцы уверяют, что горбуша камчатская, нового «урожая», хотя по виду иной рыбины никак не скажешь. В подтверждение показывают документы на партию рыбы, оформленные в первых числах июля. Оптом и в розницу Интересно, что в Москве розничные цены на рыбопродукцию в отличие от оптовых не слишком разнятся с владивостокскими. Как уверяют эксперты рынка, в столице спекулянтам не позволяет разгуляться плотная конкуренция. – Во Владивостоке между оптом и розницей существует еще и мелкий опт, – разъясняет правила игры на местном рыбном рынке один из участников. Их немного, потому, пользуясь практически отсутствием соперничества на этом поле, они сегодня могут какую угодно назначить цену магазинам. Но и без них не прожить, они аккумулируют ассортимент, имеют возможность хранения в соответствующих условиях специфического товара, продажи его мелкими партиями. Рознице идти больше некуда за рыбопродукцией, оптовик тоннами продает, а зачем владельцу двух прилавков на базаре столько рыбы, куда он ее денет? Сделать рыбу более дешевой для потребителя позволило бы создание в Приморье сети специализированных магазинов «Океан», о которых столько говорится, но пока мало что для реализации этой идеи делается. Дело ведь не только в том, что фирменная торговля поднимет качество обслуживания: аквариумы с рыбками в зале, богатый и безопасный ассортимент рыбопродукции на прилавках, а за ними – продавцы в форменной одежде и тому подобное. Главное, что специализированная торговая сеть способна без посредников работать с оптовиками, закупать товар у проверенных производителей в больших объемах и реализовывать конечным потребителям парную, свежемороженую, охлажденную рыбу, а также полуфабрикаты с торговой надбавкой от 10 до 15 процентов. Тем самым «Океаны» диктовали бы цены на местном рынке и, несомненно, ограничили бы аппетит существующих здесь посредников. А пока он зашкаливает за разумные пределы, отсюда и возмущение жителей: дескать, живем в рыбном краю, а рыбопродукция дороже, чем в столице. – Мы реализуем во Владивостоке оптом кальмар командорский – по 115 -120 рублей, на Луговском рынке я его вижу по 220 рублей, – отмечает собеседник «В». – Раз народ покупает, зачем продавцам сбавлять цены? В Москве иная ситуация, и вполне возможно, что в сентябре-октябре мы увидим на прилавках магазинов столицы горбушу по цене 58-60 рублей за 1 кг, как и обещал Андрей Крайний, уверены трейдеры. На столицу работают крупнейшие оптовые компании, они не только скупают рыбу большими партиями, но и имеют собственные перевалочные базы, откуда мелкими партиями снабжаются магазины столицы и ближайших регионов согласно заявленным потребностям. И таких немало, поэтому нет возможности какой-либо из действующих компаний «накрутить» 50-100 процентов своего интереса. Кроме того, именно крупные московские компании решили в этом году доставить рыбопродукцию в Санкт-Петербург морем, без захода во Владивосток. Ранее практически весь дальневосточный лосось завозили сначала в порты Приморья с тем, чтобы по Транссибу отправить груз дальше, в центральные регионы России. Но оптовики посчитали, что железная дорога «съедает» всю прибыль. Цена на рыбу падает, а тарифы растут. Дополнительные убытки производители несут из-за сбоев на железнодорожном транспорте. Как бы ни готовились рыбаки и береговая инфраструктура к путине, отгрузка рыбопродукции на запад вечно становится проблемой. Уже традиционной стала «неожиданная» нехватка рефсекций, суда с лососем на рейде вынуждены простаивать в ожидании разгрузки. Дальневосточная железная дорога рапортует о том, что в июле 2011 года увеличила перевозку рыбной продукции на 5,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2010-го; в августе 2011 года на станциях в границах ДВжд в наличии находится достаточное количество изотермического подвижного состава – 421 единица. Однако, как утверждает Тимур Митупов, на фоне хорошего промысла в стране ощущается острый дефицит в холодильных емкостях по хранению, толкающий рыбопромысловиков к снижению отпускных цен на свою продукцию либо экспорту. На недавнем селекторном совещании штаба лососевой путины, которое провел заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, было отмечено, что уже наблюдается тенденция наращивания объемов экспорта горбуши, чего прежде практически не было. Дабы избежать транспортных проблем во Владивостоке, рыбопромышленники решили обойти ее Северным морским путем. – Рыба морем будет идти примерно две недели, по железной дороге быстрее, но по деньгам выходит дороже, – рассказывает представитель оптовой компании. В начале августа с Камчатки отправился первый транспорт с 10–18 тыс. тонн (по разным данным) лососей по Северному морскому пути. В этом году таким образом планируется доставить в Санкт-Петербург 43-45 тыс. тонн лососевых. Конкретные цифры коммерческой выгоды нового маршрута еще предстоит посчитать, возможно, в следующем году альтернативный вариант доставки тихоокеанских лососей в центральные регионы в обход Владивостока получит большее развитие. Учитывая, что Приморье не является лососевым краем, новая логистика лишит наши порты и береговые перерабатывающие заводы части загрузки, что явно не станет стимулом к снижению цен на рыбу.

Автор : Александр КАРАСЁВ «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Асфальт кладут со скоростью более 5,5 тысячи тонн в неделю

Всего в 2011 году во Владивостоке отремонтируют порядка 200 улиц

На Фадеева поедем по одной полосе

В период с 22 часов 10 августа до 6 утра 11 августа в связи с производством работ по асфальтированию переезда движение автотранспорта будет осуществляться по одной полос

Замминистра вручил награды нашим ооновцам
Замминистра вручил награды нашим ооновцам

Во время встречи командиров Отряда особого назначения (ООН) и Отряда специального назначения (ОСН) с замглавы МВД была проведена демонстрация техники, вооружения и боевых навыков сотрудников

Богатыри России и США померяются силами во Владивостоке
Богатыри России и США померяются силами во Владивостоке

Грядущие соревнования уникальны тем, что впервые помериться силой с российскими спортсменами едут самые сильные люди Америки - Трэвис Ортмайер и Энди Винсент

Лучше всех физику знают владивостокские школьники

Помимо золота с международной олимпиады наши школьники привезли и серебряные медали

Последние номера
газета
газета
газета