Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Исторический клуб

Дядя Коля

13 июля - 50 лет со дня рождения 6-й эскадры подводных лодок ТОФ России
Дядя Коля
13 июля - 50 лет со дня рождения 6-й эскадры подводных лодок ТОФ России. Для подводников-тихоокеанцев это знаменательная дата. В 1961 году приказом Главкома ВМФ Советского Союза на базе 40-й дивизии подводных лодок (ПЛ) была сформирована прославленная 6-я эскадра. В ее состав вошли 19-я бригада ПЛ (бухта Малый Улисс), 124-я бригада ПЛ (бухта Конюшкова), 171-я бригада ПЛ (бухта Находка), 126-я бригада (залив Владимира). Первым командиром шестой эскадры стал контр-адмирал Ефим Иванович Медведев. До формирования 4-й флотилии ПЛ в 1978 году 6-я эскадра ПЛ была главной ударной силой ТОФ на южном фланге. Стоматолог для подводников Капитан I ранга в отставке Николай Латышев из 37 лет своей жизни, отданных Военно­-морскому флоту Советского Союза, 27 лет прослужил на Тихоокеанском флоте. Из них с 1963 года по 1974 год - на дизельной подлодке «К-70», которая входила в состав 124-й бригады 6-й эскадры ПЛ. Сначала помощником командира субмарины, затем - старпомом, а с 1970 года по 1974 год - ее командиром. А службу на флоте молодой лейтенант Николай Латышев, выпускник ТОВВМУ им. адмирала С.О. Макарова 1956 года, начинал в городе Балтийске командиром минно­-торпедной боевой части сторожевого корабля. Здесь же, в Балтийске, родился его первенец, сын Борис. И служить бы Латышеву на «сторожевике» или ином надводном корабле, если бы в начале 60-х годов «толковых офицеров» не призвали на стремительно развивающийся подводный флот Страны Советов. Старший лейтенант Латышев был в числе первых добровольцев, кто согласился переквалифицироваться в подводники. Хотя на тот момент его военная карьера пошла в гору: он уже был помощником командира сторожевого корабля. В 1961 году, после учебы на Высших ордена Ленина офицерских классах в Ленинграде, новоиспеченного капитан-­лейтенанта подводного флота направили служить на Тихий океан, в бухту Ракушка, где дислоцировалась база подводных лодок ТОФ. Два года он прослужил помощником командира подлодки «С-145», пока его не перевели на подлодку «К-70». На Тихоокеанском флоте было всего четыре подлодки серии «К» 651-го проекта, их строили в городе Горьком, «где ясные зорьки». Это были очень надежные подводные корабли, вооруженные крылатыми ракетами. Расчетный срок их эксплуатации 25 лет, но «К-70», на которой служил Латышев, «прожила» гораздо дольше. Подлодки для ТОФ серии «К» построили в 1965 году, во Владивосток их перегоняли по Северному морскому пути. Во время перегона каравану из нескольких субмарин и вспомогательных кораблей из-за сложной ледовой обстановки пришлось зимовать в одном из заполярных портов. На одной из подлодок пережидал зиму Николай Латышев. Каким-то образом его командир капитан II ранга Валентин Бец узнал, что у помощника во Владивостоке осталась супруга – стоматолог. А для флота, да еще на Севере, где с медициной туго, это крайне необходимый специалист: от плохой воды и консервов практически у всех подводников болели зубы. Так через командование ТОФ Бец организовал Латышеву кратковременную поездку домой. И пока он добирался до Приморья, во Владивостоке для его жены комплектовали стоматологический кабинет, который доставили в заполярный порт на самолете «АН-2». Людмила Латышева лечила зубы не только военным, но и «аборигенам». Пациенты приезжали к ней со всего Заполярья: она была отличным специалистом. Этот вынужденный «отдых» в Заполярье памятен Николаю Григорьевичу не только неожиданной командировкой домой: во время зимовки у них с Людмилой Андреевной родился второй сын, Павел. В этот же год Латышев был назначен на должность старшего помощника командира «К-70». Шторм с маслом Субмарина, на которой служил Николай Латышев, три раза уходила в дальний поход: два раза на три месяца и один раз на полгода в Индийский океан в составе группы надводных и подводных кораблей. Там отрабатывались и совершенствовались приемы борьбы с вероятным противником: время тогда было неспокойное. Однажды в 1972 году «К-70» попала в шторм в Индийском океане. Из­-за вибрации на трубопроводе, который находился вне прочного корпуса, разошлись швы. Неисправность обнаружилась, только когда лодка всплыла: возле борта всеми цветами радуги переливалось масляное пятно. Это было ЧП! Масляное пятно могло выдать дислокацию подлодки. - Подводники, что проститутки, работают только по ночам, чтобы не выдать свое присутствие! - рассказывает Николай Григорьевич. - Самое главное для подлодки – скрытность, чтобы нас никто не обнаружил. Появилось масляное пятно, значит, кто­-то здесь есть! Надо уйти от этого места быстрее. Мы все быстро заделали и поменяли район. Наше главное оружие – ракеты. К нам из Хороля в Индийский океан летали «ТУ-95» РЦ, дозаправляясь в воздухе. Они давали мне обстановку, я всплывал, эту обстановку получал и наносил на карту. Таким образом, я знал, кто от меня слева, кто справа, чтобы в случае чего нанести удары. Вот какая ответственность была! Вот какие были самолеты! На памяти дяди Коли (так уважительно называют 79-летнего Николая Латышева подводники, с которыми он когда­-то служил множество занимательных историй, хоть книгу пиши. Дядя Коля признается, что ему не раз предлагали взяться за перо, но он все отшучивается, мол, пока не готов, да и время не пришло. Ему и правда сейчас не до мемуаров. Прошлым летом Николай Григорьевич похоронил супругу Людмилу Андреевну, но он все еще не может смириться с потерей любимой жены, с которой прожил, как он говорит, «55 лет половой жизни». И в его словах правда: 20 лет супруги Латышевы мыкались по съемным комнатам и казенным углам, переезжая с одной военной базы на другую. Пока не получили квартиру во Владивостоке, в панельной пятиэтажке на улице Нерчинской. Но такова судьба профессионального военного: «раньше думай о Родине, а потом о себе». - Свою первую комнату в трехкомнатной квартире на улице Окатовой мы получили в 1961 году, без всяких интриг,- вспоминает ветеран ТОФ. - В остальных комнатах тоже жили семьи. Три семьи в трехкомнатной квартире! Моя комната была 12 квадратных метров. Это было высочайшее счастье! На Камчатке у нас тоже была одна комната. Потом мне дали двухкомнатную квартиру. С квартирами мне везло. Подводникам квартиры давали. В своей нынешней квартире я живу 35 лет. В 1974 году, списавшись с «К-70», капитан I ранга Николай Латышев шесть лет прослужил командиром минно-­торпедной базы родной 6-й эскадры. Конечно, после 13 лет безупречной службы на подводном флоте он заслуживал большего. Но… - Меня представляли на высшие офицерские должности. Мне пожимали руки: «Коля, давай! У тебя коленки не дрожат!», - говорит Николай Григорьевич. - А когда в кадрах посмотрели, то оказалось, что у меня нет академии. А на адмиральскую должность необходимо академическое образование. Между тем многие из его бывших сослуживцев, которые пришли на флот, когда Латышев уже отслужил много лет, впоследствии стали большими начальниками и командирами подлодок. К примеру, адмирал Владимир Валуев, контр­-адмирал запаса Алексей Алексеев, контр­-адмирал запаса Андрей Войтович – это все бывшие сослуживцы дяди Коли. Кстати, будучи командиром минно­торпедной базы, Латышев получил орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени. А свою самую первую награду – орден Красной Звезды он получил еще в мае 1970 года за успешные ракетные пуски. Военную карьеру капитан I ранга Николай Латышев завершил в должности начальника инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ на флоте. После отставки он еще 16 лет работал капитаном­-наставником по военно-морской подготовке в «Дальморепродукте», передавая свой опыт, свои знания молодым мореходам. Но это уже другая история. Из истории 6-й эскадры ПЛ ТОФ В 60-е годы прошлого века субмарины 6-й эскадры ПЛ решали сложные и разнообразные задачи в бассейне Японского моря, в Токийском заливе, около островов Гуам и Окинава, то есть вблизи военно-морских баз вероятного противника. В 1962 году эскадра подготовила к передаче и перебазировала бригаду ПЛ 613-го проекта в далекую Индонезию. Там подводники «своими решительными действиями предотвратили перерастание регионального конфликта в Западном Ириане в большую войну с непредсказуемыми последствиями». В эти же годы эскадра силами 124-й бригады ПЛ осваивала крылатые ракеты большой дальности. Во время войны во Вьетнаме лодки 6-й эскадры ПЛ совместно с атомоходами ТОФ осуществляли слежение за авиационными ударными группировками ВМС США на путях их перехода во Вьетнам и были готовы в случае поступления приказа нанести удар с короткой дистанции. Подлинным расцветом боевой мощи 6-й эскадры ПЛ стали 70-е годы, особенно период 1972-1978 годов. В августе 1971 года в состав эскадры была включена прибывшая с Камчатки 29-я дивизия ПЛ, оснащенная ракетоносцами 629А проекта. 31 марта 1989 года 6-я эскадра была переформирована в 46-ю дивизию ПЛ. 1 сентября 1989 года 46-я дивизия ПЛ прекратила свое существование. Традиции, заложенные подводниками 6-й эскадры, достойно продолжают нести их правопреемники, моряки-подводники 19-й бригады ПЛ ТОФ.

Автор : Сергей КОЖИН

В этом номере:
Сердюков покончил с бардаком на острове Русском?
Сердюков покончил с бардаком на острове Русском?

«На сегодняшний день поступили обращения на передачу 194 земельных участков, 164 из них уже переданы организациям под строительство», – сказал Сердюков в понедельник во Владивостоке на совещании по вопросу о предоставлении МО РФ земельных участков под строительство объектов для проведения саммита АТЭС-2012

ОСАГО - выплата ремонтом

«Мы берем на себя обязательство рекомендовать клиенту нормальную СТО, - поясняет Дмитрий Мельник, директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Приморском крае

На правый руль снова покушаются

Если документ будет принят, то праворульный автомобиль, ввезенный в Россию, нельзя будет поставить на учет

Мост через Вторую речку вновь отполовинят

Как сообщила пресс-служба администрации Владивостока, строители ведут подготовку к реконструкции второй половины моста через Вторую речку, для чего внесены необходимые изменения в проект

Дядя Коля
Дядя Коля

13 июля - 50 лет со дня рождения 6-й эскадры подводных лодок ТОФ России

Последние номера
газета
газета
газета