Артисты Владивостока решили отдохнуть. От приморской публики

Сезон завершился, да здравствует сезон!..

6 июль 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2963 от 6 июль 2011
73abf6a58b264a2c5fb78fdb78ed172a.JPG Сезон завершился, да здравствует сезон!..Конец июня–начало июля – традиционное время завершения театрального и концертного сезона. Артисты набираются творческих сил, а зрители уже мечтают о будущих концертах и премьерах…Бальзаминов, на выход!Академический театр имени Горького попрощался со зрителями спектаклем «А поутру они проснулись» и даже определил первую постановку нового сезона – «Tovarich». Артисты ушли в отпуска, а Александр Славский, Владимир Сергияков, Евгений Вейгель, Николай Тимошенко отправились в США, в город Боулред (штат Колорадо), где художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий ставит спектакль «Инкогнито из Петербурга» («Ревизор»). Вместе с американскими коллегами наши артисты сыграют Гоголя…Премьерой намерен закрыть сезон Приморский театр молодежи. Здесь идет работа над пьесой «Старые дома» (спектакль будет называться «Все начинается с любви»). Театр кукол под занавес также готовит небольшую премьеру для самых маленьких – спектакль на малой сцене «Вышли зайки погулять». Позже всех, как это уже повелось, сезон завершит театр ТОФ. И здесь зрителя успеют порадовать премьерой – спектаклем «Бальзаминов ты мой, Бальзаминов»… Каждому зрителю – по фирменной пьесеИтоги ушедшего сезона театральное сообщество подведет зимой, когда будет вручаться главная профессиональная награда края – премия имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка. Но уже сегодня можно сказать: унылым сезон не назовешь. Наши театры сумели порадовать зрителя и предложить зрелище, что называется, на любой вкус; кроме того, каждый из храмов Мельпомены сумел удержаться в любимом зрителями фарватере. Ведь хотим мы этого или нет, а зритель Владивостока давно уже определился для себя – и от каждого театра ждет «фирменного»… Кажется, и в самих театрах это учитывают. В итоге выигрывает зритель, у которого есть возможность найти в афише спектакль «под себя» – классику или авангард, комедию или остросоциальную постановку…Театр имени Горького взял курс на эксклюзивные спектакли – две самые шумные премьеры последнего времени только подтверждают этот факт: права на спектакли «Tovarich» и «Жена, любовница, сиделка» принадлежат именно ему. И если пьесу Ганны Слуцки и Сергея Бодрова-старшего уже ставили в Москве, то «Tovarich» – абсолютный эксклюзив. Стратегическое мышление главного режиссера понятно: театры стали автономными учреждениями культуры и, что бы по этому поводу ни вещали с высоких трибун, жить легче не станет. Зрителя теперь нужно не просто заманивать, а заманивать всерьез. Приезд Сергея Гармаша и его участие в «Пяти вечерах» – явление того же порядка. В театре ищут нестандартные ходы – это хорошо…Театр молодежи в этом году порадовал премьерой «Агасфера» – и тоже не изменил себе. Находясь в сложной ситуации – работать с молодым зрителем действительно трудно, достучаться до него еще трудней – театр не оставляет «за бортом» пьесы, которые на современном языке и современном материале говорят о морали, о нравственности, о том, как нужно жить… Василий Сигарев – драматург, ставший для театра молодежи особым мастером: его постановки, сглаживая местами лексику, в трактовке нашего театра остаются такими же хлесткими и остросоциальными, как задумал автор.Ярким и философским одновременно можно назвать спектакль «Смертельный номер», который не так давно подарил владивостокцам театр ТОФ. У этого коллектива свое лицо, своя публика, приходящая в зал, чтобы заставить ум и душу трудиться. Именно на таких зрителей «Смертельный номер» и рассчитан. Режиссер Станислав Мальцев и художник по костюмам Елена Лиханова нашли несколько удачных ходов, чтобы показать, как в одном человеке уживаются четыре ипостаси, как раздирают они человека на части и как потом находят хрупкую гармонию…Владивосток и Приморье, наверное (по принципу «большое видится на расстоянии»), даже не понимают, как им повезло с театром кукол. С театром, который в принципе не признает халтуры, продумывает репертуар до мелочей, знакомит юного зрителя с мировым сказочным наследием… И лишь когда, к примеру, жители Сахалина, восторженно ахая, изумляются и рассказывают, что у них ничего подобного просто нет, понимаешь, как нам повезло. Главной премьерой сезона, конечно, стал «Буратино», совместивший все лучшие традиции, которые театр кукол тщательно хранит и развивает. Это яркий, зрелищный, добрый музыкальный спектакль.Наверное, на этих радостных нотах можно было бы и завершить разговор о том, чем завершился сезон, если бы…При шляпе и без штановЭто только кажется, что новый сезон еще не скоро и можно расслабиться. На самом деле, возможно, он будет самым сложным за последние годы. Переход в состояние автономных учреждений культуры застает наши театры – за редким исключением – в ситуации, когда господдержка нужна как никогда. Приморский театр кукол только в начале года более или менее определился с тем остается ли он и дальше в здании на Петра Великого и на каких условиях. Меж тем ремонт зала, гримерок, да и самого здания были бы не просто кстати, а очень и очень кстати.О том, в каком состоянии находится здание театра молодежи, не писал только ленивый.Театр ТОФ уже не первый год пребывает в состоянии, которое точнее всего назвать «между небом и землей». С тех пор как министерство обороны взяло курс на эффективный менеджмент и решительно принялось избавляться от «самых растратных» статей расходов (медицины, спорта и культуры), судьба флотского театра остается неясной. Сначала его в Фокино со штабом флота собрались переводить, потом вдруг на его баланс повесили Матросский клуб, причем без права сдачи помещений в аренду… Затем появилась надежда, что сумасшедшие планы Минобороны растить солдат и офицеров, исключив душу и разум, вроде как рассеялись… И тут вновь кошмарное известие: ДОФ – основная площадка театра – выставлен на продажу. Представляете состояние артистов? Все эти проблемы и заставляют думать, что новый сезон будет явно непростым. Впрочем, не только для театров. На 8 июля назначен прощальный концерт Михаила Аркадьева – главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра. Почему заслуженный артист России покидает оркестр и Владивосток, тем более накануне саммита, как будет развиваться ситуация в оркестре – об этом поговорим отдельно – в одном из следующих выпусков «Парка культуры».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ