Город на грани революции. Автобусной

Пассажирский транспорт столицы Приморья выводят на новый уровень

6 июль 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2963 от 6 июль 2011
dabfbf96e59ed0a6bdc3c5848c6b37bc.jpg Пассажирский транспорт столицы Приморья выводят на новый уровень.До конца 2011 года парк муниципальных автобусов Владивостока значительно расширится. Руководством города принято решение о закупке 50 новых немецких автобусов «Ман», соответствующих всем стандартам, предъявляемым к современному пассажирскому транспорту. Восстановление и развитие муниципальных автобусных перевозок было одним из главных направлений деятельности нынешней городской администрации с самых первых дней ее пребывания в «Сером доме». Напомним, что к середине 2008 года во Владивостоке не существовало ни одного муниципального автобуса! Более того, не было ни одного квадратного метра территории для восстановления работы муниципального автотранспортного предприятия - за десять предшествовавших лет автобусные перевозки во Владивостоке полностью перешли под контроль коммерческих компаний.Автопарк возродили из ничегоАдминистрация Владивостока начала возрождение муниципального автотранспорта с малого, закупив 14 автобусов марки «КАВЗ» (производство Курганского автозавода). В марте 2010 года эти машины вышли на самый протяженный – 36 километров - маршрут № 45 «Железнодорожный вокзал - станция Угольная». При этом глава города Игорь Пушкарев настоял: стоимость проезда на этом маршруте не должна отличаться от общегородской таксы в 11 рублей. Для сравнения: коммерческие структуры возили пассажиров на Угольную и обратно за 40 и даже 60 рублей. Однако в процессе эксплуатации «КАВЗов» выяснилось: эти автобусы не соответствуют заявленным в их паспортах стандартам качества - часто ломаются и требуют дорогостоящего ремонта. Однако у администрации, по сути, не было иного выбора, потому что покупка машин именно этого производителя была обязательным условием получения федерального софинансирования. Иначе на улицах столицы края не было бы и этих машин... Кстати, даже с учетом всех вышеописанных неприятных моментов 45-й маршрут сегодня удается держать на безубыточном уровне. Добавим, что ранее через непростые и длительные судебные тяжбы удалось возвратить в муниципальную собственность отданные предыдущими руководителями города в аренду на 49 лет территории предприятий ВПОПАТ-1 на улице Корнилова и ВПОПАТ-3 на улице Коммунаров. Следующим шагом стало восстановление и ремонт зданий и имущества ВПОПАТ-1, где размещены муниципальные и коммерческие автобусы. Здесь отремонтировали две тысячи квадратных метров кровли, капитально обновили мойку, в цехах появились 50 пластиковых окон. Сейчас здесь ведется установка принципиально новой системы отопления. Следующим шагом стали разработка и внедрение на ВПОПАТ-1 диспетчерской, работающей в системе ГЛОНАСС, способной объединить все без исключения единицы пассажирского транспорта Владивостока. Это позволило взять на контроль соблюдение расписания движения муниципальных автобусов и установить нормы и контроль расхода топлива. Затем к этой работе приступили коммерческие перевозчики, и сегодня система ГЛОНАСС уже установлена почти на половине из 750 имеющихся в городе автобусов.Одновременно ведется работа по внедрению безналичной системы оплаты проезда с помощью терминалов и пластиковых карточек.Выбор между Азией и ЕвропойНесколько месяцев назад по распоряжению Игоря Пушкарева специалисты управления транспорта администрации Владивостока провели анализ рынка автобусов, которые соответствовали бы мировому качественному уровню перевозок и при этом с технической точки зрения обеспечили бы надежную и долгую работу транспорта, предназначенного для жителей города.Во Владивостоке побывали несколько делегаций ведущих производителей современной автобусной техники, проведен ряд встреч на международных автобусных выставках, состоялись переговоры с руководителями департаментов по транспорту и директорами муниципальных предприятий Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Пусана, Сеула. Задача была одна – определить тип автобуса, который бы в полной мере соответствовал критериям, предъявляемым администрацией.Требования к новому транспорту у мэрии были довольно объемные, но отнюдь не фантастические: машины должны иметь низкий вход с системой наклоняющейся подвески для легкой и безопасной посадки­высадки пассажиров; пандус для инвалидов и детских колясок; обладать полноценной системой отопления и кондиционирования салона; современной и надежной тормозной системой; надежными двигателем и трансмиссией; качественно отделанным салоном. Немаловажный критерий - наличие авторизованного сервиса в городе, что позволило бы минимизировать затраты на сервисное обслуживание.- Оценив достоинства и недостатки автобусов различных марок, мы пришли к следующим выводам. Автобусы российских производителей, собранные из российских комплектующих, отличаются невысоким качеством и малым ходовым ресурсом, к тому же во Владивостоке нет ни ремонтной базы для них, ни запчастей, - говорит начальник управления транспорта администрации Владивостока Максим Молчанов. - Автобусы из Южной Кореи имеют достаточно низкое качество отделки салона, у них отсутствуют автоматическая коробка передач и современная тормозная система. А главное, они не сертифицированы для эксплуатации в России. Автобусы китайского производства при их достаточно невысокой стоимости имеют все недостатки, характерные для российских и корейских автобусов, к тому же у них крайне отрицательный опыт использования в России. Автобусы европейских производителей соответствуют всем предъявляемым требованиям, однако стоят они дороже по сравнению со своими российскими или азиатскими конкурентами. Впрочем, при более детальных расчетах оказалось, что сравнительно высокая цена «европейцев»(8-9 миллионов рублей за единицу) и затраты на логистику (около 500 тысяч рублей за каждый автобус) компенсируются надежностью и большим межсервисным пробегом. После этого глава города Игорь Пушкарев принял решение о покупке двух пассажирских автобусов германской фирмы MAN для их «тест-драйва» на улицах Владивостока. Марка «Ман» была выбрана еще и потому, что именно эта компания сейчас строит завод в России, а значит, вскоре при покупке этих автобусов город сможет рассчитывать на федеральное софинансирование. Кроме того, «МАНы» примерно на 15 процентов дешевле автобусов других европейских марок, и главное – они уже имеют авторизованный сервис во Владивостоке.Пополнение в автобусной семьеВ конце февраля 2011 года два первых «МАНа» вышли на маршруты № 31 «Железнодорожный вокзал – бухта Тихая» и № 90 «Луговая – центр» (позднее их апробировали и на других маршрутах. – Прим. автора), где подтвердили свое высокое качество, надежность и удобство.Именно такие автобусы, по мнению главы Владивостока Игоря Пушкарева, должны в ближайшем будущем составить основу расширяющегося парка муниципальных автотранспортных перевозок. При этом глава города неоднократно заявлял о том, что у администрации нет намерения сделать весь пассажирский транспорт в городе муниципальным. Главная задача - показать пример и создать конкуренцию частным структурам, чтобы они «подтянулись» к заданной планке, сделав свою работу более качественной.После полугодичной безаварийной и безремонтной эксплуатации этих двух транспортов во Владивостоке было принято решение о приобретении еще 50 автобусов марки «МАН».Поставка новых немецких автобусов во Владивосток начнется в декабре 2011 года. Для всей партии выбран единый насыщенный желтый цвет. Эти автобусы станут визитной карточкой Владивостока, наглядно показав, в каком направлении должен развиваться городской пассажирский транспорт.

Автор: Артём СТРОГИН