Против лома нет приема?

Средства массовой информации пестрят сообщениями о массовых кражах проводов, кабелей и оборудования, в котором есть хотя бы толика цветного металла. Видимо, у воров нет проблем со сбытом такого сырья за рубеж? Оказывается, проблемы есть. Но только у тех, кто решил вести это дело честно.

14 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №294 от 14 янв. 1998

Средства массовой информации пестрят сообщениями о массовых кражах проводов, кабелей и оборудования, в котором есть хотя бы толика цветного металла. Видимо, у воров нет проблем со сбытом такого сырья за рубеж? Оказывается, проблемы есть. Но только у тех, кто решил вести это дело честно.

4 года назад хабаровский завод “Амуркабель” и АО “Приморзолото” выступили учредителями компаний “Энергия Ко ЛТД” и ООО “Прим-Ам”, которые решили наладить переработку отслужившей свой срок кабельной продукции. Учредители исходили из того, что только на Тихоокеанском флоте есть до 20-25 тысяч тонн бывших в употреблении и морально устаревших специальных морских кабелей. Вложив 300 тысяч долларов в покупку современного оборудования производства США и Дании, приспособив кое-какую российскую технику, бывшие электромонтажники создали единственное на Дальнем Востоке предприятие, которое из отходов стало получать медь и алюминий в гранулах. К сожалению, покупателей в России не нашлось, но за рубежом этот товар пользуется хорошим спросом. Как сообщает Лондонская биржа, стоимость тонны такой меди в США колеблется от 1800 до 2300 долларов, алюминия - от 1100 до 1400. В России же нашли спрос гранулы качественного полимера, который попутно получают из кабельной изоляции. Полимер идет на изготовление тазов, ведер и другого “ширпотреба”.

Кажется, трудись и процветай, “Энергия”! Ведь годного для переработки цветного металла полно не только на флоте. Но нет. И дело не только в том, что конкуренцию “Энергии” и “Прим-Ам” составляют “дикие” заготовители, сбывающие цветной металлолом за бугром по бросовым ценам. Оказывается, специалисты Владивостокской таможни гранулированному металлу высокого качества в сопроводительных документах присваивают код “лом” и только так выпускают его за рубеж. Чем это оборачивается для двух названных компаний? Тем, что они вынуждены платить более значительную пошлину. Ну а японскому партнеру, например, приходится платить штраф у себя в стране, так как импорт лома там не поощряется. Это еще один удар по нашим предпринимателям, так как зарубежный партнер требует, чтобы этот штраф платила российская сторона... Таким образом, высокотехнологичное предприятие приравнивается к тем самым “заготовителям”, которые, оборвав провода со столбов, везут их на пограничный переход и продают за рубеж по бросовой цене.

По этому поводу директор ООО “Прим-Ам” Лев Шмельков вспоминает классиков марксизма-ленинизма: если на производство чего-либо затрачены труд, энергоресурсы, то должен появиться товар. Его-то и необходимо оценивать согласно закону о таможенном тарифе и другим документам внешнеэкономической деятельности. В них есть довольно четкие позиции качества, по которым лом и гранулы вполне различимы. А что касается цен, в статье 24-й закона о тарифе четко сказано: “...стоимость товара, вывозимого за пределы РФ, не может определяться по цене, которая существует на внутреннем рынке России”. В нашем случае речь идет не о простом металле, а об идущем на изготовление стратегического сырья для порошковой металлургии.

Об этой проблеме руководители двух предприятий писали председателю государственного таможенного комитета РФ А. Круглову, бывшему министру финансов РФ А. Лившицу, представителям президента РФ по Приморскому краю В. Игнатенко и В. Кондратову. Увы, положительной реакции нет. Может быть, потому, что несовершенные “Основные правила классификации товаров” позволяют таможне не замечать качества продукции, о которой сегодня идет речь? И еще одно письмо, на которое авторы не получили пока положительного ответа. Президент компании “Энергия Ко ЛТД” и директор управления “Дальэлектромонтаж” в октябре нынешнего года предложили командующему Тихоокеанским флотом вице-адмиралу М. Захаренко начать переработку отслужившего срок кабеля, которого полно в бухте Артур и на острове Русском. Флот от такой сделки мог бы получать в год от 40 до 80 миллионов “новых” рублей, а также трудоустроить 80 уволенных в запас специалистов-военнослужащих. Так ли беден ТОФ, если ответа до сих пор нет? А между тем к предпринимателям приходили офицеры флота ниже рангом и говорили, что на дне залива Петра Великого негодного к службе кабеля - многие километры, а судно-кабелеукладчик стоит на приколе без дела... Люди, как видно, хотят работать, а не воровать.

Контролирует ли кто-либо сбыт цветного металла за рубеж? Скорее всего кто-то присматривает, но только не государство. Хотя бы потому, что теперь у предприятий нет обязательной отчетности - кто и сколько списал в лом оборудования, на законных ли основаниях списал? Это ли не поощрение воровства? Интересно, что в некоторых районах Приморья местные руководители сами пытаются взять под контроль ситуацию. Администрации городов Спасска, Большого Камня, поселка Кавалерово закрыли пункты приема металлолома. Они прекрасно понимают, что именно эти пункты стимулируют массовое хищение проводов, кабеля и других изделий из цветного металла. Удивительно, но лишь краевые власти как бы не замечают этой проблемы. Ни бывшая дума, ни губернатор соответствующего закона или постановления до сих пор не приняли. В канун Нового года в комитете по промышленности администрации края этот вопрос обсуждался. Но приглашенные на него представители президента России, таможни не пришли. На середину января назначено еще одно совещание...

А ведь мы не упомянули еще одно, более мощное предприятие - АО “Примцветмет”, которое в нынешней ситуации вообще осталось не у дел. Названные здесь предприятия не добиваются для себя привилегий. Они хотят лишь честного ведения дела - по правилам. Каковы эти правила? Чтобы прекратилось воровство металлов, каждый заготовитель должен иметь лицензию. На предприятиях надо возродить учет списанного в лом оборудования. Перерабатывать и сбывать за рубеж сырье должен только тот, кто имеет для этого технические возможности и разрешение. Необходим запрет на экспорт непереработанных или утилизированных отходов цветных металлов. Надо, наконец, чтобы Дальневосточное таможенное управление добилось у своих московских руководителей четкого толкования понятия, что есть лом и что - продукция его переработки. Технических терминов немало, а единого языка у таможни и производителя нет. И, самое главное, надо заставить уважать зарубежного партнера своих российских коллег, а для этого надо прекратить сбыт высокоценного сырья по демпинговым ценам. Таможенное управление - один из ответственных участников внешнеэкономической деятельности, оно обязано сообщать российским предпринимателям цены мирового рынка и выпускать через границу товар, согласуясь с ними.

Руководители названных фирм считают, что соответствующий закон должен быть принят на федеральном уровне. А пока необходимо принятие соответствующего постановления губернатором Приморья. Людям надоело жить по пословице “против лома нет приема”.

Автор: Александр ЛОСЕВ, “Владивосток”