Полные сети проблем
Во Владивосток посовещаться съехались рыбаки со всей России
– Мы работаем на высококонкурентном рынке. И пока борьба за него идет на дипломатическом уровне, без применения оружия, – резюмирует глава Росрыболовства. – Хотя эксперты США прогнозируют к 2050 году военные конфликты между странами за обладание морскими «огородами». Потому важно уже сейчас наращивать свое присутствие в Мировом океане. Это означает, что строительство крупнотоннажного флота, способного выйти в Мировой океан, но которого у рыбаков сейчас нет, становится стратегической задачей отрасли. Доли взяли в оборот– Банкиры дали принципиальное согласие брать в залог за кредит гарантированные долгосрочные права рыбаков на вылов биоресурсов, — сообщил хорошую новость заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.Хорошую, потому что рыбакам нечего предложить банкам: изношенность добывающего флота не позволяет присвоить им статус «достаточно ликвидного» актива, да и прибрежные заводы не представляют залогового интереса из¬за своей отдаленности.Идея пускать в оборот закрепленные за рыбаками доли квот на добычу биоресурсов изначально принималась в штыки. Банкиры уверяли: им это не интересно, потому как не понимают, как квоты оценивать и как их реализовывать в случае неплатежеспособности заемщика. Однако эксперты подсчитали, что финансисты смогут расширить свой кредитный портфель на 12 миллиардов рублей за счет предоставления рыбакам займов. Тотчас в крупнейших банках страны разобрались, как с этим нематериальным активом работать.– Сегодня значительное количество имущества рыбаков, а именно квоты на доли биоресурсов, превращено в неработающий актив, – озабочена неэффективным использованием рыбацкого капитала начальник юридического управления Приморского отделения Сбербанка России Таисия Яковлева. – Несмотря на свою очевидную ценность, доли квот не могут передаваться в залог – действующий закон предусматривает ограничение на их передачу третьему лицу. Поэтому необходимо внести некоторые изменения в действующий закон «О рыболовстве».Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев предложил критерии, по которым можно оценивать нематериальные активы. Со своими разработками, позволяющими кредитовать предприятия под залог долей квот, обратились в Госдуму и банки – Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк и Российский банк развития. Не стоит сомневаться в поддержке парламентариями инициатив «акул» финансового отечественного рынка, а значит, можно надеяться, что соответствующие поправки в закон будут приняты. – Законодательное закрепление вторичного оборота долей квот значительно облегчит получение кредитов добывающими предприятиями, что позволит им расширить свою деятельность, в том числе по строительству нового флота, а также увеличит инвестиционную привлекательность отрасли, — уверен вице-губернатор Игорь Улейский.Уйти от российской верфи?От залогов под обеспечение кредитов плавно перешли к строительству судов. И здесь позитивный настрой собравшихся сменился на агрессивный. По словам Андрея Крайнего, на заседании президиума правительства РФ, состоявшемся 17 мая, вице¬премьер Игорь Сечин вновь поднял вопрос о введении «квот под киль», которые рыбаки принимают в штыки(речь идет об инициированных правительством поправках в закон «О рыболовстве», согласно которым предприятия, строящие флот на отечественных верфях, будут наделяться долями квот). Ну не хотят они строиться на российских заводах. Вернее, дело не в их «хотелках», а в экономике. Долго и дорого станет, считают свои деньги рыбаки. – На сегодняшний день нами подготовлены проекты норвежских крупнотоннажных рыболовных судов, а также среднетоннажного траулера, – рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Лизинговые компании не прочь финансировать строительство флота, но только на верфях ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Они рекомендовали нам три завода, но один вообще не в состоянии подобные суда строить, два других загружены на годы вперед. Причем одно из предприятий – прибалтийский «Янтарь» (совсем «российское»!) готов приступить немедленно к постройке, но на верфях … Польши. Есть рыболовные компании, которые не прочь заложить свой бизнес и строить суда в Норвегии, на кредиты норвежских банков. Но они боятся, что, построив суда за границей, не получат «квот под киль», а то еще и права ходить под российским флагом. Солидарность с коллегой выразил директор ОАО «Мурманский губернский флот», вице¬президент Всероссийской ассоциациии рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Станислав Никаноров. По его словам, они прошли тот же путь год назад, а теперь строят суда на верфях Хорватии и очень довольны результатом.Рыбаки возмущены намерением правительства решать проблемы судостроителей за их счет. «Почему вертолетоносцы «Мистраль» закупают за рубежом, а не собирают на российских оборонных предприятиях? Чиновников – государевых, заметьте, людей – правительство не может заставить пересесть на изделия отечественного автопрома, а нас, коммерческие компании, заставляют строить в России суда и работать на них», – негодуют рыбаки. – Мы готовы покупать новые суда, построенные на российских верфях, но только где они? – недоумевает председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатского края Сергей Тимошенко. – За рубежом есть современные, оборудованные по последнему слову техники траулеры – у нас таких, да и никаких других нет. В итоге рыбаки категорически отказались поднимать отечественное судостроение за свой счет и поддерживать введение «квот под киль».Мы делили океан... Если за право выбора судостроительной верфи рыбаки готовы выступать единым фронтом, то проблемы расширения районов прибрежного и промышленного рыболовства и создание единого промыслового пространства внесло раскол в дружные ряды. Сахалинцы и камчадалы настаивают на расширении зоны прибрежного рыболовства до 200 миль. По словам председателя правительства Сахалинской области Сергея Карепкина, выход судов, осуществляющих прибрежное рыболовство, за пределы 12 миль позволит повысить эффективность освоения квот, а также оградить улов местных рыбаков от коллег-конкурентов из других регионов. – Надо нацеливать себя на Мировой океан, а не в сторону соседского берега, – советует приморским рыбакам Сергей Карепкин. Приморцы настаивают на создании единого промыслового пространства и внесении поправок в закон «О рыболовстве», которые позволят осваивать квоты одним и тем же пользователям как в прибрежной зоне, так и в территориальных водах. Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»