Флот плывет к чужой земле...

Плавучесть российского флота обеспечивают украинцы и китайцы

17 май 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2933 от 17 май 2011
c113373d5136a5c088650c2701009366.JPG Плавучесть российского флота обеспечивают украинцы и китайцыНа днях в Амурском заливе завершатся швартовые и ходовые испытания судна, построенного ОАО «Дальзавод» по заказу Федерального агентства по рыболовству. За другое судно пришлось ведомству предоплату вернуть, причем с процентами – построить его не смогли. Возможно, помешала смена приоритетов – у нас на судоремонтных площадках разворачивается автопром…Вообще-то не совсем корректно считать, что однопалубный, почти 27-метровый морской транспортник сошел со стапелей Дальзавода. Корпус судна собирали в Поднебесной, в городе Тяньцзинь, где расположен современный судоремонтный и судостроительный завод со штатом в 12 -13 тысяч человек (когда-то Дальза-вод имел такой же штат и славу крупнейшего в мире судоремонтного предприятия). На верфях Тяньцзина уже давно ремонтируется российский флот, в основном транспортные суда дальневосточных компаний. А для немцев, поляков и иных европейцев китайские рабочие строят мощные океанские лайнеры. Корпус неболь-шого, водоизмещением около 300 тонн, нового судна для российского заказчика в Тяньцзине построили впервые. Транспорт для осетровЗаказчиком судна является Росрыболовство, которое часть средств федеральной программы «Развитие рыболовства в России на 2009 – 2013 годы» направило на строительство около 30 рыбоохранных и научно-исследовательских судов. Владельцем одного из них и стал рыбоводный завод в Еврейской автономной области.Он начал работу в 2009 году и до недавнего времени являлся единственным на Дальнем Востоке предприятием по разведению и выращиванию рыб осетровых пород. Осетровый роддом может выпускать порядка двух миллионов штук молоди ежегодно. – В этом деле есть одна тонкость: молодь осетра выводят в специальных бассейнах, но сразу в самостоятельное плавание в реки не выпускают, как, например, мальков лосося, – объясняет корреспонденту «В» технологию директор Владимировского осетрового рыбоводного завода ФГУ «Амуррыбвод» (г. Хабаровск) Владимир Авласенко. – До возраста самообеспечения осетровую молодь приходится доращивать в специальных заводях на реке Амур, куда ее вывозят транспортом. Именно для этих целей и предназначено новое судно. Сейчас мы доставляем мальков до мест выгула в цистернах, установленных на несамоходной барже, которую тянет буксир. Больше мороки, чем проку, сетует директор. Потому с таким нетерпением рыбоводы и ждут новое судно, спроектированное специально под запросы осетровых рыбоводов. Мальковоз рассчитан на 10 дней автономного плавания, без захода в порты. В его трюме установлены два бассейна (общей емкостью 50 м3) для транспортировки живой рыбы, оборудованные системами аэрации, постоянного обмена воды и поддержания требуемой температуры. Предусмотрено и помещение под научную лабораторию для технологов-рыбоводов. Кстати, судно можно использовать для проведения исследовательского лова и мониторинга запасов рыбы в Охотском и Японском морях, Татарском проливе и Сахалинском заливе, когда там нет льда.Шпангоут поменяли на педальВ 2009 году акционерное общество «Дальзавод» (больше известное как «малый» Дальзавод) выиграло конкурс на постройку судна, объявленный Росрыболов-ством, и приступило к работе. Рабочую документацию к утвержденному проекту судна разработало ООО «Дальзавод КБ» совместно со специалистами Дальнево-сточного научно-исследовательского института морского флота.– Первоначально планировалось возводить судно на собственных верфях, – рассказывает директор по судостроению ОАО «Дальзавод» Николай Распутный. – Корпус намечалось собирать в одном из новых цехов завода – там были стапель, крановое оборудование – словом, имелось все необходимое. В сентябре 2009 года мы уже было приступили к постройке судна, но вскоре были вынуждены свернуть все корпусные работы. Этот цех был отдан под автосборку, и уже через три месяца состоялось торжественное открытие автозавода «Соллерс». В пику завозным подержанным автомобилям правительство приняло решение сформировать на Дальнем Востоке отечественное автомобильное производство. Судостроительная площадка Дальзавода оказалась самым подходящим местом для организа-ции автосборочного цеха: здесь отлажена обеспечивающая и транспортная инфраструктура – к цеху подведены железнодорожные, автомобильные пути, под бо-ком грузовой причал. – Попробовали бы они в чистом поле развернуться, годы бы ушли, – недовольны заводчане. Приморцы обратились за помощью на дальневосточные судостроительные заводы – Амурский, Благовещенский, Хабаровский, просили собрать для них корпус транспортника. Везде называли нереально высокие цены и сроки, а увеличивать стоимость постройки судна запрещено тендерными условиями. Возможно, что стремительная потеря Дальзаводом стапелей стала причиной невыполнения заказа на постройку еще одного научно-исследовательского судна. Напомним, что департамент информации Счетной палаты обнародовал результаты контрольного мероприятия «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2014 годах».По данным аудиторов, Росрыболовство заключило контракты на строительство научно-исследовательских судов с организациями, не имеющими производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, технологических возможностей и опыта строительства судов. Упоминался, в частности, Дальзавод, обязавшийся построить два судна, но выполнивший лишь один заказ. Тогда же Андрей Крайний опроверг все обвинения в нецелевом расходовании средств и отметил, что ОАО «Дальзавод», не выполнившее заказ на постройку большого научно-исследовательского судна, вернуло 442 млн рублей в бюджет страны. Причем уплатило еще и штраф – 39,5 млн рублей. А все из-за того, что компания не имеет собственных судостроительных площадок. «Проводя конкурс на строительство судов, мы не имеем права указать в конкурсной документации простое требование: соискатель обязан иметь в собственности верфь», – отметил Крайний. По его словам, именно из-за этого несовершенства государство несет потери.Сами дальзаводчане комментировать невыполнение заказа Росрыболовства отказываются.Нам поможет заграницаВ случае с мальковозом выручили китайцы. В Тяньцзине приступили к изготовлению корпусных конструкций в июне 2010 года, а уже в декабре новодел перегнали к причалам Дальзавода. И уже здесь российские судостроители достраивали судно, в корпусе установили все системы и механизмы, электро - и радиооборудование. У Николая Распутного нет особых нареканий в адрес китайцев. Все работы проводились под надзором Российского морского регистра, филиал которого находится в Тяньцзине. А вот рабочие более придирчивы.– Когда проводили испытания судна, всплыли недоделки, несущественные, но были, – говорит один из опытных работников Дальзавода. – Где-то шов недоварили, где-то некачественный материал использовали. Мы бы сделали лучше. Мастеру можно верить. Ему уже больше 70, на Дальзаводе он ремонтировал линейные корабли и подводные лодки Тихоокеанского флота, приучен к самым жесточайшим требованиям к качеству судоремонта. Ведь любой недодел на боевом корабле представляет угрозу безопасности мореплавания и жизни экипажа. Российскому корабелу не нравится, что судостроительные объемы работ приходится отдавать в соседний Китай. И дело не только в выводе из производственных активов стапелей. Работать некому. 60-летний сотрудник на заводе считается молодым. – В Благовещенске на судостроительном заводе граждане Поднебесной работают, а у нас – братья-славяне из Незалежной, – сетует Николай Распутный. – На самые сложные работы – сварочные, по сборке металлических конструкций – мы привлекаем высококвалифицированных рабочих из Херсона и Николаева. На судостроительных заводах этих городов в свое время возводились авианосцы для военно-морского флота и большие рыбодобывающие суда. Сейчас там мало что строится, но по-прежнему в городах Украины сильны традиции корабелов, профессия судостроителя в почете и среди молодежи считается престижной. Частый гость на Дальзаводе директор Владимировского осетрового рыбоводного завода Владимир Авласенко. Он контролирует выполнение работ на всех этапах, говорит, что доволен сотрудничеством с приморскими судостроителями.– Согласно условиям тендера судно-мальковоз обойдется Росрыболовству в 66 млн рублей. Это недорого, особенно если учитывать, что строится головное судно, – считает Владимир Авласенко. – В ближайшее время подобного возводить не планируется. Хотя такая потребность есть: уже начал работать второй рыбоводный завод на Амуре, намечено строительство еще трех. Построенный транспортник носит имя Ивана Васильевича Никонорова, известного во всем мире ученого-рыбовода, в 1969 – 1987 годах возглавлявшего Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Минрыбхоза СССР. Крестной мамой стала ведущий конструктор ООО «Дальзавод КБ» Анжелика Аристова. Она и разбила бутылку шампанского о нос транспортника. Приемо-сдаточные испытания проходят успешно, вскоре судно поднимет флаг и уйдет от причала Дальзавода к месту прописки и основной работы — перевозить по Амуру молодь осетровых пород.Справка «В»ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» было признано несостоятельным в 2001 году, полностью прекратило свою деятельность 31 декабря 2009 года. На сегодня весь профильный имущественный комплекс крупнейшего во времена СССР судоремонтного предприятия передан в собственность ОАО «178-й завод» на основании до-говора купли-продажи. Последний включен в дочернюю структуру ОАО «Объединенная судостроительная корпорация Дальневосточного центра судостроения и судоремонта». По его решению сейчас идет перебазирование мощностей 178-го на территорию другого судоремонтного завода - 92-го. Планируется, что северное побережье бухты Золотой Рог отдадут под музейно-рекреационный туристический комплекс: на месте бывшего 178-го завода, а в перспективе и на месте ряда цехов Дальзавода возникнут музеи, а вдоль бухты - нарядный бульвар.Между тем часть имущества ОАО «ХК Дальзавод» было выкуплено и взято в аренду ОАО «Дальзавод». Сейчас на «малом» Дальзаводе выполняется ремонтная программа Тихоокеанского флота. По уверению специалистов, сейчас доковыми работами завод загружен на 150 процентов и вынужден отказывать в ремонте гражданским судам. К задействованным в ремонте двум сухим из трех дальзаводских доков и одному плавучему планируют перетащить со 178-го завода еще один плавдок.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»