Михаил Федоренко - электрик от Бога

Он Родину защищал и работал на совесть

4 май 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2927 от 4 май 2011
8058a02eff4e8d9def508934919cf8e7.JPG Он Родину защищал и работал на совестьСамая мирная на земле профессия – электромонтер — у участника Великой Отечественной войны, ветерана труда из ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ДРСК) – «Приморские электрические сети» (ПЭС) Михаила Лазаревича Федоренко. Ей он посвятил 33 года и знает, что электрические сети должны быть надежными, тогда в квартирах горожан будут свет и тепло. Автомобиль не роскошь, а военная техникаПочти 80 лет назад он приехал на Дальний Восток. Михаил Федоренко родился на Украине в селе Бондаревка Сосневского района Черниговской области 18 августа 1929 года в семье, где было семеро детей, а Михаил был пятым ребенком. – В нашем селе жили бондари – мастера по изготовлению бочек, – пояснил ветеран. Но отец Михаила Лазаревича был железнодорожником – прокладывал стальные магистрали, возводил мосты, поэтому через год семья перебралась на Дальний Восток, сначала в Хабаровск, а вскоре родителей перевели в Приморье, и они обосновались в селе Троицком Ханкайского района. Михаил пошел в школу, но не успел ее окончить – началась Великая Отечественная война. В конце 1942 года он поступил во Владивостоке в ремесленное училище №1 на судового столяра. – Вскоре товарищ предложил нам перебраться в село Монастырище Черниговского района, где в то время размещались авторемонтные мастерские 25-й армии (САРМ-132 – стационарные авторемонтные мастерские), – продолжил Михаил Лазаревич. Так в 14 лет начались его трудовые университеты. Здесь работали те, кто был негоден к строевой, и ребята, которые повзрослели не по годам. – В мастерскую прибывали автомобили «ЗИС-5», «ЗИС-6», «ГАЗ–АА» и другие, их присылали из расквартированных в Приморье воинских частей для ремонта, – рассказывал он. – Время было военное. Все работали по 12 часов в сутки и были рады выходному, который полагался только раз в месяц. В середине 1944 года по рекомендации старшего лейтенанта меня перевели в слесари-мотористы. Мы меняли поршни, вытачивали детали для двигателей – в общем, работал конвейер. Несмотря на то что было голодно, мальчишки не жаловались. В мастерских Федоренко работал до Победы. 9 мая мы пришли на работу, – вспоминает он этот святой день, и даже голос его меняется. – Всех пригласили на митинг, и политрук объявил о победе. Его слова утонули в криках «ура!», что подбодрило выступающего, и он произнес пламенную речь. Этот день объявили выходным.Эх, путь-дорожка фронтовая– В конце мая стали приходить по ленд-лизу американские студебекеры – «машины-летучки» с закрытым кузовом, – уточнил ветеран. – Они были укомплектованы оборудованием: токарными станками, сварочными агрегатами, электростанцией – такие маленькие автомастерские на колесах. Ближе к августу 1945 года началось формирование бригад ремонтников для фронта. Я попал в одну из них. Наша задача состояла в том, чтобы в составе автобата поддерживать техническое состояние машин, которые везли боеприпасы, горючее, продовольствие дивизии. Перед началом наступления на Квантунскую армию нас перевели ближе к границе — в село Ново-Григорьевка Октябрьского района, где в то время был укрепрайон. 9 августа передовые части пошли в наступление – и начались боевые действия, а мы отправились за ними во втором эшелоне. Сначала проехали Пограничный и далее уже следовали по Китаю. В колонне было около 70 машин – в основном русская техника, на китайских дорогах она выходила из строя, и работы было много. Дороги в Китае были узкими, и колонна растянулась на километры. Мы проехали Мулин, а под Муданьцзяном я увидел самолеты с красными кругами на крыльях. Мне было страшно. Они нанесли бомбовый удар, но промахнулись, а при повторном заходе их разогнали наши самолеты, которые вовремя появились в небе. Бои за город были яростные. Японцы держались за каждую высотку. Когда мы вступили в Муданьцзян, то китайцы говорили: «Ваня, хо!» – мол, молодцы, русские. Город был чем-то похож на наш Уссурийск. Здесь мы задержались до 20 сентября, а потом вернулись на родину. Вскоре Михаил Федоренко был призван на срочную службу и вновь попал в Поднебесную. В небольшом городе, который располагался между Дальним (ныне Далянь) и Порт-Артуром (Люйшунь), он прослужил четыре года – до осени 1953-го. Теперь уже он был командиром ремонтного отделения. Михаил Лазаревич рассказывал, что в начале 50-х годов прошлого века на Ляодунском полуострове курсировала электричка и солдаты смогли ознакомиться с фортами Порт-Артура и историей Дальнего.В пожарном порядкеПосле демобилизации он работал в родном селе водителем, но подвело зрение, и медицинская комиссия вынесла вердикт о смене профессии. Тогда он твердо решил стать электриком. Овладеть знаниями электротехники можно только тогда, когда информация берется не только из книг, но и примеров и рассуждений людей, знающих свое дело и имеющих опыт работы в этой области. Особенно хорошо усваивались такие вещи, которые Михаил Лазаревич видел в практическом применении, а потом сопоставлял и сравнивал их с описаниями в учебных пособиях. Вот так шаг за шагом он начинал обретать уверенность в себе.Окончил курсы в селе Зарубино Хасанского района, куда перебрались с супругой Ниной Михайловной, и в 1956 году стал электриком.– Сначала работал на рыбокомбинате судовым электриком, – продолжил мой собеседник. – Обеспечивал рыболовецкие суда. В 1963 году мы перебрались в краевой центр. После приезда Никиты Хрущева началось строительство Большого Владивостока, а семья нуждалась в жилье. Я устроился работать дежурным электриком на подстанцию, которая располагалась в районе 6-го километра, и сразу же получил служебную квартиру.Михаил Лазаревич отвечал за бесперебойную работу подстанции, а это ответственные абоненты – предприятия домостроения, промышленные заводы. Вскоре его пригласили в Южные электрические сети «Дальэнерго», где в то время организовывали оперативные выездные бригады (ОВБ). – Наши ремонтные мастерские располагались на Стрелковой. Две бригады энергетиков обеспечивали бесперебойную работу сетей и подстанций от Голдобина до 28-го километра и, как скорая помощь, выезжали на устранение аварийных ситуаций, на плановые и профилактические ремонты, чтобы у горожан и жителей пригорода всегда был свет. В ОВБ – самая беспокойная работа, – утверждает он. – Если что-то произошло на линии или подстанции, первыми в пожарном порядке выезжали наши электрики, будили даже по ночам. Я никогда не жаловался. Работа такая.Четверть века он работал электриком в энергетической компании, а сейчас – на заслуженном отдыхе. Михаил Лазаревич хороший отец, который воспитал двух дочерей. Старшая пошла по его стопам – в энергетику. Он добрый и заботливый дед и вместе с супругой, с которой прожили бок о бок более 55 лет, занимаются внуками и нянчат правнуков.У ветерана много наград. Михаил Лазаревич держит их на ладони и рассказывает:«Вот эту медаль «За победу над Японией» получил 20 сентября 1945 года сразу по возвращении домой. В наградной книжке написано: «За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе». Они все ему дороги: и награда за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, и медаль ветерана труда за долголетний и добросовестный труд, которая подписана Президиумом Верховного Совета СССР 14 ноября 1984 года.Энергетики не забывают ветеранов и оказывают им постоянную поддержку. – Каждый год накануне 9 Мая они собираются в стенах родного предприятия, – отметил директор Приморского филиала «ДРСК» Михаил Никуленко. – Им есть о чем поговорить за столом. Работа с ветеранами – одно из важных направлений социальной политики компании.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА