Техосмотр для всех и для каждого
В Законодательном Собрании Приморья решают проблемы автолюбителей
В Законодательном Собрании Приморья решают проблемы автолюбителейНабившая оскомину тема прохождения техосмотра в Приморском крае вновь оказалась в центре внимания представителей власти. О том, как сэкономить время и деньги приморских автолюбителей и транспортных предприятий, в минувшую пятницу говорили в стенах краевого парламента.Жалуются всеЗа последние год-полтора проблемы с прохождением техосмотра возникали практически во всех муниципальных образованиях края. А значит, росло и количество обращений со стороны избирателей, которые просили своих депутатов как-то повлиять на ситуацию. Кроме того, 24 представительных органа муниципальных образований Приморья (всего в Приморском крае насчитывается 34 муниципальных района и городских округа. – Прим. автора) направили коллегиальные жалобы на работу органов ГИБДД.Вопросы, связанные с прохождением государственного техосмотра ТС, за последние годы поднимались в краевом Законодательном Собрании неоднократно. Последний раз эта тема была затронута на мартовской сессии ЗС ПК, когда перед депутатами выступил с отчетом прокурор Приморского края Юрий Хохлов. Депутат Валентин Дубинин и председатель Законодательного Собрания Виктор Гор-чаков обратили внимание прокурора на многочисленные факты поборов с автолюбителей при про-хождении последними процедуры технического осмотра ТС. В связи с многочисленными жалобами на порядок прохождения государственного техосмотра транспортных средств на территории Приморского края депутатами ЗС ПК было принято решение детально изучить ситуацию с прохождением техосмотра в Приморском крае и вынести ее на обсуждение сначала на комитете по региональной политике и законности, а затем и на очередной сессии краевого парламента.Важность обсуждаемого вопроса подчеркивалась присутствием на заседании комитета председателя ЗС ПК Виктора Горчакова. К решению проблем приморских автолюбителей активно подключился и представитель Приморья в СФ Владимир Кикоть. По словам сенатора, в прошлом году к нему по-ступало много обращений от жителей Приморья с просьбой разобраться в ситуации с проведением техосмотра. Представитель края в СФ, по его собственным словам, реагировал на каждое подобное обращение, однако для решения проблемы в целом необходимы усилия широкого круга лиц – крае-вых депутатов, исполнительной власти и конечно же представителей органов внутренних дел. Именно поэтому для участия в пятничном заседании во Владивосток были приглашены сотрудники Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, которые вместе с депутатами занимались проверкой обращений с мест, а также руководители краевого и городского ГИБДД. – Ситуацию мы знаем полностью, – заявил перед началом заседания председатель комитета по региональной политике и законности ЗС ПК Виктор Пинский. – В проекте сегодняшнего решения коми-тета предложен ряд мер, которые могли бы нормализовать ситуацию с прохождением техосмотра в Приморском крае. Думаю, мы еще вернемся к данной теме через несколько месяцев, когда будут завершены все проверки.Хочешь талон? Плати! Главы ряда муниципалитетов и председатели районных дум, прибывшие на заседание комитета, рез-ко негативно отозвались о работе подразделений госавтоинспекции в плане проведения техосмотра. В межрайонных отделах ГИБДД на прохождение техосмотра – огромные очереди. Поэтому владельцы транспорта вынуждены обращаться в коммерческие ПТО, стоимость услуг которых больно бьет по карману автовладельцев. Так, весьма распространенной является и практика взимания платы за «дополнительные услуги», когда приехавшему для прохождения ТО автомобилисту предлагается помощь в заполнении необходимых документов и их передаче в руки инспекторов ГИБДД – напри-мер, в Арсеньеве подобные «дополнительные услуги» обходятся в 3,5 тысячи рублей. При этом «дополнительные» услуги фактически являются обязательными, поскольку без квитанции об их оплате получить заветный талон о прохождении техосмотра просто невозможно.– Проблемы с прохождением техосмотра в Приморском крае начали возникать с марта 2009 года, когда регистрационно-экзаменационные отделы ГИБДД были преобразованы в четыре межрайонных отдела государственного технического осмотра, – напомнила собравшимся старший помощник прокурора Приморского края Ирина Володина. – Анализ обращений от граждан показал, что отчасти проблемы с прохождением техосмотра были вызваны именно проведенными два года назад оргштатными мероприятиями.По словам Ирины Володиной, в действующих федеральных законах четко прописано, что вопросы организации и проведения ГТО возложены на ГИБДД, а значит, именно эта структура несет ответственность за сложившуюся ситуацию. Результаты ряда проведенных проверок также оказались не в пользу ГИБДД – например, в Хасанском районе пройти техосмотр возможно было лишь на коммерческих пунктах ТО, поскольку «государственный» пункт фактически не работал. И лишь в результа-те принятых мер прокурорского реагирования пункт ГТО вновь заработал…– Существует норматив, согласно которому на осмотр каждого транспортного средства у сотрудника ГИБДД есть строго определенное время. Если мы сопоставим этот норматив с количеством автомобилей во Владивостоке, станет очевидно, что инспекторов физически не хватает для осмотра всех транспортных средств, – добавил депутат Думы Владивостока Дмитрий Пенязь. – А значит, создаются очереди и, как следствие, возможность для злоупотреблений. Что касается коммерческих пунктов техосмотра, которые для многих остаются единственными «во-ротами» к талону ГТО, то с ними тоже не все благополучно. Как рассказал депутатам комитета по региональной политике и законности первый вице-губернатор Приморья Александр Костенко, сего-дня на территории края работает 55 коммерческих ПТО, причем в четырех районах края ПТО нет вообще. Имеющихся пунктов явно недостаточно, однако для того, чтобы появились новые ПТО, необходимо проведение специального конкурса. Начиная с июля 2010 года таких конкурсов было проведено всего два. При этом согласно заключению правового управления ЗС ПК конкурсы воз-можно проводить гораздо чаще, чем дважды в год. Есть большие вопросы и к работе экспертной ко-миссии, которая занимается отбором ПТО для участия в конкурсе.– Как правило, в качестве экспертов, принимающих решение о соответствии пункта техосмотра за-явленным критериям, выступают сотрудники ГИБДД, – рассказал коллегам председатель комитета Виктор Пинский. – И к нам поступает много жалоб о том, что экспертная комиссия отказывает коммерческим ПТО в приеме документов на конкурс по надуманным основаниям.Поскольку инициатива по проведению конкурса и формированию конкурсной комиссии зависит исключительно от представителей органов внутренних дел, депутаты ЗС ПК предложили руководству краевого ГИБДД как можно скорее провести новые конкурсы, а в состав конкурсной и экспертной комиссий помимо сотрудников полиции включить и представителей общественных организаций. По мнению депутатов, это позволит снизить риск того, что разрешения на открытие ПТО будут получать «дружественные» органам ГИБДД структуры, необоснованно завышающие цены на услуги техосмотра. Начальник УГИБДД УВД по Приморскому краю Александр Лысенко пообещал учесть рекомендации, озвученные в ходе заседания комитета. Решения, нужные автомобилистамИтогом обсуждения проблем с прохождением техосмотра стала выработка комитетом по региональной политике и законности ряда рекомендаций, направленных на нормализацию ситуации. По мне-нию депутатов, ряд мероприятий по улучшению прохождения технического осмотра можно осуще-ствить уже в ближайшее время. В частности, депутаты ЗС ПК рекомендовали УВД по Приморскому краю провести проверки по фактам незаконного взимания денег с автолюбителей за разного рода «дополнительные услуги», а также более взвешенно подходить к проведению конкурсов среди коммерческих ПТО на право работать на рынке. Управлению ГИБДД УВД по Приморскому краю рекомендовано установить способ прохождения проверки технического состояния автотранспорта через предварительную запись, когда владельцам предоставляется возможность самим выбрать время и дату проведения диагностики своего автомобиля в режиме электронной связи с обязательным уведомлением. Законодательному Собранию Приморского края предложено создать рабочую группу по изучению технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и его применения к практике использования автотранспорта на территории Приморского края, для выработки предложений по внесению в него необходимых изменений. Кроме того, совместно с администрацией Приморского края депутаты намерены рассмотреть вопрос о введении в каждый МОГТО и РАС ГИБДД и финансировании штатных единиц паспортистов-служащих, занятых на обработке предоставляемых гражданами документов. Для исключения фактов взимания дополнительной платы на добровольной основе за оказание на ПТО дополнительных коммерческих услуг по консультированию и подготовке документов и транспортных средств к прохождению государственного технического осмотра Управлению ГИБДД УВД по Приморскому краю предлагают разработать предложение о включении в конкурсную документацию положений, исключающих нахождение на территориях ПТО сторонних коммерческих структур.В то же время депутаты считают, что закон должен соблюдаться обеими сторонами – и госавтоинспекцией, и автомобилистами. – Вопрос сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Многие граждане покупают автомобили из Японии, которые уже эксплуатировались. Понятно, что их техническое состояние не всегда соответ-ствует требованиям, а приведение машины в должное состояние стоит немалых денег. Поэтому не-которые автовладельцы идут другим путем, просто покупая техосмотр, – подчеркнул депутат Петр Савчук. – В этой связи есть много вопросов и к ГИБДД, потому что «покупка» техосмотра сама по себе невозможна. Разумеется, с этим явлением стоит бороться – закон должны соблюдать все. КстатиСумма, взимаемая с владельцев транспортных средств за прохождение инструментального контроля (не путать с госпошлиной за проведение техосмотра), зачисляется в бюджет Приморского края. В дальнейшем 85 процентов этой суммы возвращается в ПТО, а 15 процентов поступает на счет управ-ления ГИБДД для укрепления материально-технической базы. Вопросы, связанные с расходованием данных средств, решаются руководством краевого УВД совместно с департаментом правоохранительной деятельности.Тем временемКак сообщил сенатор от Приморья Владимир Кикоть, сейчас в Государственной думе рассматривается законопроект, изменяющий порядок и правила прохождения техосмотра. Принятие документа поз-волит снять наиболее острые вопросы, связанные с прохождением ГТО, а функции по организации и проведению техосмотра будут выведены из ведения органов МВД. Ожидается, что закон будет принят еще до конца 2011 года, а полностью переход к новой схеме прохождения техосмотра завершится в течение двух лет.
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»