Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Командировка «В»

Наша БелоRussia

От Москвы до Бреста проехал корреспондент «В»
Наша БелоRussia
От Москвы до Бреста проехал корреспондент «В» Ближайшую соседку нашей страны, Белоруссию, часто называют «заповедником социализма», а ее президента – «последним диктатором Европы». В том, что эта точка зрения далека от действительности, недавно убедился корреспондент «В», побывавший в городе со славной историей – Бресте. При ближайшем рассмотрении союзное государство оказалось вполне европейской страной, а его население – простыми и дружелюбными людьми… Вагонные споры – последнее дело О том, что вы въехали в Белоруссию, можно узнать разве что по SMS-сообщению от сотового оператора с расценками на роуминг. Что касается воображаемой линии, гордо именуемой государственной границей РФ, то ее пассажирский поезд «Москва – Брест» пролетает, не снижая скорости. Тысячу километров, разделяющих российскую столицу и белорусский город на границе с Польшей, состав преодолевает за 14 часов, и соскучиться за это время просто невозможно. Тем более что мои соседи по вагону оказались очень интересными собеседниками. Разумеется, первый вопрос от белорусских попутчиков касался аварии на японской АЭС «Фукусима» и ее последствий для приморцев. Бабушка Мария и ее внучка Вика, ехавшие а Барановичи (город в Брестской области. – Прим. автора), поинтересовались, не светятся ли жители нашего края по ночам и не собираются ли бежать от опасности в другие регионы страны. – По-моему, приморцы беспокоятся о радиации меньше, чем жители остальной России, – сказал я, не покривив душой. Тем более что белорусы тут же вспомнили про другую ядерную катастрофу – Чернобыль. Правда, в настоящее время жителей страны, если верить словам моих собеседников, больше волнуют девальвация белорусского рубля и резкий рост цен на продукты питания. Вскоре к разговору подключился и сидевший на боковых местах поляк лет тридцати пяти из Щецина, что находится у самой границы с Германией. Беседа с ним просто не могла не обойтись без политических тем – близилась годовщина авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб глава польского государства. – Наш новый президент – нормальный, не то что эти братья-дураки, – вполне критично оценил деловые качества Леха и Ярослава Качиньских мой польский собеседник. – Поэтому большинство поляков не слишком сожалеет о прошлогодней потере. …Тем временем за окном вагона непроходимые лесные чащи сменялись плоскими, как блин, лугами, которые затем уступали место аккуратным домикам со стройными изгородями. Добавлю, что в Белоруссии прилегающая к железнодорожным путям территория содержится в идеальной чистоте, поэтому белорусский отрезок маршрута существенно отличается от российского. В остальном белорусская железная дорога (на языке братского народа она называется «чыгунка». – Прим. автора) является копией отечественной – названия большинства станций написаны на русском, объявления по громкой связи обязательно дублируются по-русски. Проводники, само собой, также являются двуязычными, а подавляющее большинство пассажиров говорит по-русски. В общем, в Белоруссии можно было бы чувствовать себя как на родине, если бы не один нюанс… Валютные курсы: лови момент Рассказывая о поездке, стоит особо остановиться на взаимоотношениях российского и белорусского рублей. Я попал в Белоруссию в самый разгар кризиса, вызванного падением курса местной денежной единицы. Ажиотажный спрос на иностранную валюту привел к тому, что вскоре в обменных пунктах не осталось ни долларов, ни евро, ни фунтов, ни злотых. И даже российский рубль, еще два года назад пребывавший в турбуленции, превратился в дефицитный товар. В первый раз я поменял наши рубли на белорусские на вокзале в Минске, чтобы купить немного еды в дорогу. Вопреки моим великодержавным ожиданиям принимать банкноты Центробанка РФ в магазинах отказались. На поиск обменника у меня ушло семь драгоценных минут (всего поезд стоял в Минске 17 минут. – Прим. автора), однако около него выстроилась очередь человек из двадцати. Тогда я еще не знал, что все эти люди пришли сюда, чтобы купить хоть какую-нибудь иностранную валюту и с российской купюрой пройти к заветному окошку можно вне очереди. Поэтому пришлось пойти на нарушение закона, а именно: продать «валюту» с рук посетительнице одного из вокзальных магазинчиков. Мы сошлись на курсе 1 к 100, и у женщины появилась тысяча российских рублей, а у меня – кипа белорусских банкнот разного номинала, килограмм мандаринов, бананы и плюшки. Позднее, вернувшись в вагон, я понял свою ошибку, однако она не омрачила радости от покупки продуктов. Единственное неудобство заключалось в том, что белорусских купюр было чересчур много. А уже на следующий день, перед отъездом обратно в Москву, я сам оказался в привычной для белорусов роли покупателя валюты. Прежде чем обменять нерастраченные белорусские рубли на российские, мне пришлось ждать, пока кто-нибудь не принесет эти самые рубли в обменник. Рублей было совсем немного, и разлетелись они как горячие пирожки – очевидно, доверять собственной валюте жители Белоруссии перестали совсем. Городские зарисовки Апрельский Брест встретил меня неожиданно теплой погодой. В то время как на подмосковных полях еще лежал снег, на западе Белоруссии уже зеленели луга и распускались листья на деревьях. Главный город Брестской области поразил чистотой и ухоженностью своих улиц, а также практически полным отсутствием граффити на стенах домов и заборах. Центр города благодаря своим широким бульварам напоминал центр Москвы. Обнаружился в Бресте и свой Арбат, который по длине можно сравнить с московским. А вот внешний вид двух Арбатов несравним: пешеходная улица в Бресте выглядит гораздо аккуратнее, чем в Москве. Впрочем, в приграничном городе принято не только ходить, но и бегать: гуляя по Бресту, я частенько встречал белорусов разного возраста и пола, совершающих пробежку. Потенциальным туристам будет полезно узнать, что стоимость номеров в гостиницах Бреста стартует с 40 тысяч белорусских (т.е. примерно 350 российских. – Прим. автора) рублей за сутки. Я остановился в первой попавшейся гостинице, расположенной неподалеку от железнодорожного вокзала. Условия там были не ахти, но как человек непритязательный и к тому же приехавший в Брест совсем ненадолго, не стал искать другого пристанища. Одноместный номер с мебелью а-ля восьмидесятые обошелся в 64 тысячи белорусских рублей за сутки. Собственно, гостиница стала главной статьей расходов, потому что цены на сувениры, еду, Интернет и прочие жизненно необходимые туристу вещи были вообще символическими. Единственным товаром, цены на который превышали российские, оказался бензин. Вливалось дорожающее топливо в основном в баки автомобилей немецких и российских марок – именно они составляют основу местного автопарка. Немногочисленные «японцы» тоже были леворукими. Само собой, колесили по улицам Бреста и привычные глазу владивостокца тракторы «Беларусь». Еще одна отличительная черта Бреста – достаточно большое количество казино в центре города. А еще говорят, что в стране диктатура… Правда, в многочисленных интернет-кафе ограничение свободы все-таки ощущалось – получить доступ к Сети можно было, лишь предъявив документ, удостоверяющий личность. Но, конечно, главное, что привлекает в Брест гостей из других регионов и стран, – это легендарная Брестская крепость, где в 1941 году разыгралось одно из самых драматичных сражений Великой Отечественной войны. Экскурсия по территории фортификационного сооружения является бесплатной, а посещение Музея обороны Брестской крепости обошлось в смешные по российским меркам деньги – менее трех тысяч белорусских рублей. За несколько часов я обошел почти всю территорию крепости. Оплот обороны Бреста выглядел пустынным – посетителей было очень мало. Разные участки Брестской крепости разительно отличались друг от друга. Если цитадель и главные монументы поразили меня идеальной чистотой и ухоженностью, то расположенное к северу Кобринское укрепление производило, скорее, обратное впечатление: гуляя по его территории, я набрел на брошенные казармы с выбитыми окнами и провалившимися полами. Кое-где внутри валялись пустые бутылки из-под пива и прочие атрибуты молодежных пирушек. По пыльным дорогам крепости, некогда ставшей могилой для сотен солдат вермахта, то и дело проезжали немецкие «Опели» и «Фольксвагены»… Чуть дальше, со стороны Западного Буга, отчетливо слышался лай пограничных собак – всего в паре километров от цитадели проходит граница с Польшей. И эта граница в отличие от российско-белорусской является самой что ни на есть настоящей – с вышками и колючей проволокой. Правда, многочисленные утки, которые обитают на территории крепости, никаких границ не признавали и с кряканьем носились над водой. На огибающей крепость реке Мухавец и обводных рвах удили рыбу местные жители. Словом, жизнь шла своим чередом. За эту размеренную жизнь для своих потомков, наверное, и боролись защитники Брестской крепости 70 лет тому назад… P.S. Когда материал был готов к печати, стало известно о трагических событиях в Минском метро. Чрезвычайное происшествие случилось в понедельник – в вечерний час пик на станции Октябрьская прогремел взрыв. Пока сообщается о 12 погибших и более 70 раненых. Ко всему этому хочется только добавить, что, кто бы и как ни относился к Лукашенко и его режиму, какие бы цели ни преследовали террористы, нам всем должно быть понятно одно: так действуют только преступники, которым не должно быть никакого прощения и пощады.

Автор : Александр САЛКОВ, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
В Приморье появился первый «коп»
В Приморье появился первый «коп»

Генерал-майор полиции Андрей Николаев утвержден в должности начальника УВД края

Во Владивостоке начался ремонт дорог

С наступлением благоприятных температур во Владивостоке начался аварийно-восстановительный ремонт дорог. Дорожные службы приступили к плановому ремонту дорожного полотна сразу в нескольких районах города

Железнодорожники жгут. Вагоны
Железнодорожники жгут. Вагоны

На базе депо Первая Речка Дальневосточной железной дороги прошли пожарно-технические учения

Уссурийцев так и тянет в космос. И к Солнцу
Уссурийцев так и тянет в космос. И к Солнцу

На уссурийской станции Солнца (народное название астрофизической обсерватории. – Прим. ред.) устанавливают уникальное оборудование. Этот телескоп необходим для детального изучения Солнца и прогнозирования магнитных бурь

Липовые больничные обернулись реальными полицейскими

Генеральный директор частной поликлиники задержана сотрудниками УБЭП краевого УВД по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ «Коммерческий подкуп»

Последние номера
газета
газета