Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Экономика

«Диалоги» о рыбалке

На заседании приморского бизнес-клуба рыбаки поговорили о дотациях, радиации и других актуальных проблемах отрасли
«Диалоги» о рыбалке
На заседании приморского бизнес-клуба рыбаки поговорили о дотациях, радиации и других актуальных проблемах отрасли Название, схожее с названием программы одного из ТВ каналов, дал депутат Законодательного Собрания Приморского края Леонид Премингер очередному, 51-му заседанию приморского бизнес-клуба «Диалоги». В минувший четверг приморские парламентарии, чиновники, представители науки и деловых кругов собрались в здании Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центр). Заседание участников клуба было полностью посвящено рыбной отрасли. Наша рыба не «светится» Генеральный директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров начал свое выступление с самого актуального на сегодняшний день: он заверил всех собравшихся в безопасности биоресурсов, выловленных в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне. После взрывов на АЭС в Японии ученые контролируют радиационный фон в районе промысла и содержания радионуклидов в добываемых биоресурсах. Анализ рыбы проводится на научно-исследовательских судах «Профессор Кизеветтер», «Профессор Леванидов», которые работают в Охотском море в районе западной Камчатки, а также на судне «Профессор Кагановский», которое прошло через Сангарский пролив, соединяющий Японское море и Тихий океан. Специалисты ТИНРО-Центра четыре раза в сутки измеряют показатели радиационного фона, отбирают пробы воды и проверяют ее на содержание радиоактивных элементов. – То, что вылавливают наши рыбаки, абсолютно безвредно, – отметил Лев Бочаров. – Замеры показали, что в Сангарском проливе, соединяющем Японское море и Тихий океан, уровень радиации держится на уровне 10 мкр/час. А начинать волноваться надо, когда радиационный фон превысит 30 мкр/час. Слухи о том, что дальневосточная рыба заражена радиацией, не более чем нагнетаемые кем-то панические настроения. Кстати, накануне глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил о прекращении импорта рыбы и морепродуктов японского производства, который составлял всего $6,8 млн в год. «Это крохи», – считает глава Росрыболовства. Он не опасается и возможности поставок на российский рынок зараженной радиацией рыбы, выловленной у берегов Японии. «Мы в этом районе не ловим ничего», – заверил Крайний. Тем, кого все равно пугает возможность подвергнуться радиационному заражению, Крайний посоветовал есть морскую капусту в любом виде. Безопасность рыбакам не по карману? Прошлогодняя путина для приморских рыбаков стала рекордной за последние годы — выловили 744,9 тыс. тонн рыбопродукции, что на 13 процентов больше показателей 2009 года. Рыбообрабатывающие предприятия выпустили товарной продукции на 22 млрд рублей. Доктрину продовольственной безопасности рыбаки Приморья исполнять не отказываются, вот только скоро будет не на чем – рыбопромыслового флота становится все меньше. Сегодня в его составе числится 416 единиц, пять лет назад было 488. В основном это суда 30 и более лет (эффективной считается эксплуатация рыболовных судов примерно 20 лет со дня постройки). Возраст критический, идти на промысел в Охотское море на ржавой посудине уже опасно. Да и оборудование, что там установлено, устарело морально и физически, расход топлива — запредельный. Все это приводит к удорожанию рыбного сырья и в итоге делает неконкурентным отечественный продукт в сравнении с импортом. – Нам уже практически не на чем выходить в Мировой океан, – тревожится президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Суда надо менять, но рыбакам это не по карману. Строительство среднетоннажного судна обойдется в 40 млн евро, стоимость крупнотоннажного, которое может работать в Мировом океане, приближается к 130 млн евро. Ни одна рыбохозяйственная компания не сможет заплатить такие деньги. Банковский кредит не потянуть, да и без обеспечения его не дадут: суда старые, их оценивают в копейки, как металлолом. Что еще рыбак может предъявить в качестве залога? Квоты на добычу представляют, конечно, ценность, но это добро государственное, дается предприятиям на время. Коммерческие структуры готовы финансировать строительство рыболовного флота через лизинговые схемы, но только на отечественных верфях. Таких заводов всего три: два загружены на несколько лет вперед, третий, в Комсомольске-на-Амуре, отказался. Амурские корабелы сказали, что технически не осилят проект. Современные промысловые суда не уступают военным кораблям по сложности исполнения, по оснащению оборудованием. К тому же построенные в РФ суда будут стоить намного дороже, чем возведенные на иностранных стапелях. Так что одна из главных проблем отрасли – обновление флота – пока далека от решения. В числе положительных итогов Георгий Мартынов отметил, что власти всерьез озаботились береговой рыбопереработкой. В 2010 году через порты Приморья прошло порядка полутора миллионов тонн рыбопродукции. Из них почти 1 млн тонн – на экспорт. Один из самых валютоемких объектов — минтай – осваивается рыбаками в отличие от прочих почти на 100 процентов. В 2010-м квота для предприятий Приморского края составила 395 тыс. тонн, выловили 391 тысячу тонн. Практически весь минтай (70-80 процентов) уходит за пределы страны, в основном в китайский Циндао, где построены заводы по переработке российского сырья. Китайские фирмы обогащаются, а наши рыбаки, тратя огромные средства на добычу, в итоге получают малую прибыль. Приморские заводы – маломощные, с устаревшим оборудованием. Им не под силу принять, сохранить и обработать до требуемой кондиции сырье, и в этом главная причина того, что его много уходит за рубеж. А ведь основную прибыль на рыбе дает не первичная обработка – заморозка или обезглавление, этого мало. Добавленная стоимость появляется на глубокой переработке, упаковке, логистике, на мелкой торговле. Расчеты показывают, что обработка сырья способна на каждый вложенный рубль принести 5-8 рублей. Вот они – деньги, которые теряют рыбаки и которые должны идти на финансирование строительства судов. Дотации от администрации Но дело сдвинулось с мертвой точки: завернуть добываемый приморскими рыбаками сырец на береговые заводы призвана стартовавшая в начале этого года долгосрочная целевая программа, разработанная в администрации края. И.о. начальника управления рыбного хозяйства Приморского края Алексей Цымбал посчитал крайне неосмотрительным «упустить момент и не рассказать на заседании клуба о реализации программы «Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки в Приморском крае на 2010-2013 годы», инициированной губернатором Сергеем Дарькиным (см. также заметку на этой странице). Проект масштабный: его реализация обойдется краевому бюджету в 689 миллионов рублей. По данным Алексея Цымбала, ежегодно порядка 140 тыс. тонн филе минтая, выпущенного заводами Поднебесной из добытого приморскими рыбаками сырца, поставляется на рынки Европы. Это колоссальные объемы, и необходимо изменить ситуацию в пользу местных рыбопереработчиков — именно такая задача поставлена губернатором перед управлением рыбного хозяйства. Парная – это не только в бане Если в светлых перспективах приморской прибрежки сомнений почти не остается, то вопрос о том, кто должен взять на себя инициативу по возрождению сети специализированных магазинов «Океан» и созданию рыбного рынка во Владивостоке, вызвал жаркие споры. Основная идея создания магазинов «Океан» – реализация рыбы и морепродуктов с минимальной торговой наценкой за счет прямых поставок от производителя. Но приморские рыбаки говорят, что рынок не желает брать парную рыбопродукцию: слишком уж с ней хлопот много. – Например, сейчас рыбаки предлагают магазинам купить оптом свежевыловленную камбалу по 30-35 рублей, – рассказывает Георгий Мартынов. – Спрос на нее со стороны розницы невелик, а если она и появляется на прилавке, то уже по цене 85 -100 рублей. Наценку в 300 процентов продавцы объясняют тем, что это скоропортящийся товар и рыбу, которую не удалось продать сегодня, завтра придется выкинуть. Свои издержки торговля включает в ценник, чтобы не нести убытки. Нужна определенная инфраструктура, которая бы собирала рыбный неликвид в рознице на последующую переработку. Над ее созданием работают и сами рыбаки, и местные власти. Как уже писал «В», во Владивостоке принято решение о размещении рыбного рынка на Корабельной набережной, 17а. Его строительство должно начаться после возведения моста через бухту Золотой Рог. Также предварительно согласовано место размещения рыбного рынка в устье Второй речки. Кроме того, по поручению главы города Игоря Пушкарева в настоящее время в управлении градостроительства и архитектуры рассматриваются дополнительные возможные места размещения рыбных рынков. По информации депутата Леонида Премингера, компания, пожелавшая принять участие в проекте «Океан», покупает два сейнера для прибрежного лова. Поэтому более чем вероятно, что рыбный рынок вскоре все же появится во Владивостке, воодушевились участники бизнес-клуба «Диалоги». На этой оптимистической ноте и завершилось его заседание. Справка «В» За 2,5 месяца 2011 года вылов приморских рыбаков составил 275 тысяч тонн водных биоресурсов, что на 28 тысяч тонн больше аналогичного периода прошлого года. На сегодняшний день складывается благоприятная промысловая обстановка. В среднем в сутки добыча составляет до 5 тысяч тонн водных биоресурсов. По информации управления рыбного хозяйства края, большая часть вылова приходится на минтай – 236 тысяч тонн, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года. До конца года приморские рыбаки планируют полностью освоить квоты на добычу этого вида водных биоресурсов в Охотском море. Остальная часть вылова приходится на сельдь (32 тысячи тонн), а также терпуг, треску, камбалу, палтус и др. виды водных биоресурсов. Отметим, сейчас на промысле работают 123 судна, в том числе 118 рыбодобывающих и 5 рыбопромысловых.

Автор : Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»

В этом номере:
Смех и гадость он приносит людям?!
Смех и гадость он приносит людям?!

Согласно опросам большинство людей не хотят отмечать самый веселый праздник

Ветер с моря дул, нагонял йоду...

В Примгидромете рассказали, куда дует ветер с «Фукусимы-1»

За порядком на путепроводе присмотрит Большой Глаз
За порядком на путепроводе присмотрит Большой Глаз

На некрасовском путепроводе в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Владивостоке на 2011-2012» ведется установка системы автоматического контроля скорости

Крейсер «Варяг», похоже, скоро встретится с братом

Как и предсказывал «В» (см. материал «ТОФ попал в реанимацию» в номере от 20 января 2011 года), главкомат ВМФ России начал аккуратно озвучивать планы по перебазированию с Северного на Тихоокеанский флот части сил

Во Владивостоке увековечили имя известного ученого

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса прошла церемония открытия аудитории, названной именем известного в России и за ее пределами ученого, доктора политических наук Михаила Юрьевича Шинковского

Последние номера
газета
газета
газета