Федеральный стандарт идет в первый класс

Что и как будут изучать нынешние первоклашки?

23 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2903 от 23 март 2011
d7e9889083c036e9c5bba8705f43857e.JPG Что и как будут изучать нынешние первоклашки?1 сентября 2011 года вступает в действие новый федеральный образовательный стандарт для начальной школы. И это значит, что учить первоклашек будут по-другому. А вот как именно? На этот вопрос (и многие другие) в ходе «Прямой линии» в редакции «В» ответили работники управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока: Лариса Карпачева, начальник управления, Людмила Чижова, начальник отдела мониторинга и развития образования, Людмила Сухоленцева, начальник отдела общего и дополнительного образования.Научиться учиться!Первый вопрос, не выдержав груза накопившегося любопытства, задал корреспондент «В».– Так что же это за новый стандарт, что изменилось кардинально?Людмила Чижова: – Федеральный образовательный стандарт – это система требований, которые государство предъявляет к трем направлениям деятельности в ходе учебного процесса: требования к образовательным программам, к условиям реализации и к результатам освоения образовательной программы. Если говорить о тех изменениях, которые произойдут в школах, то надо сказать, что прежде всего будет меняться подход, инструмент. Если раньше основным методом работы учителя был объяснительно­иллюстративный метод, то сегодня им становится деятельностный метод. В итоге ученик по окончании начальной школы должен не только иметь определенные знания, умения, навыки, но и должен владеть определенными способами деятельности. Проще говоря, научиться учиться. Наряду с 20¬часовым учебным планом у первоклассников будет и внеурочная деятельность – кружковая, к примеру, или проектная. Смысл этих занятий в том, что ученик должен решать нестандартные задачи, работать в группе, должен научиться мыслить, классифицировать те или иные предметы, анализировать, обобщать информацию, проявлять коммуникативные навыки, задавать вопросы, общаться с товарищами и учителем. Это и есть деятельностный подход. Элементы деятельностного подхода были и в прежних методиках обучения, дети обязательно занимались и проектной, и исследовательской деятельностью, объяснительно­иллюстративный метод был основным, но необязательным. Та же система развивающего обучения Л. В. Занкова и другие системы своим содержанием, вопросами уже нацеливали учителя на применение деятельностного метода. – Насколько сильно меняется содержание предметов?Лариса Карпачева: – Не меняется практически, изменяется только методика овладения предметами. – А количество часов на предметы остается прежним?Лариса Карпачева: – Да. Учебный план для первого класса как был, так и остается. Но для учащихся в системе внеурочной деятельности в каждой школе будут разработаны концепция духовно­нравственного воспитания, концепция формирования здорового образа жизни, все это позволит ученикам развиваться…Людмила Чижова: – К организации внеурочной деятельности будут привлекаться учреждения дополнительного образования, у нас в городе их 23, из них 10 спортивной направленности, 13 творческой. Масса кружков и секций бесплатных! Сегодня мы готовим семинар для учреждений дополнительного образования и руководителей школ, чтобы они совместно построили на 1 сентября свою деятельность, чтобы привлекали педагогов дополнительного образования… Ведь внеурочная деятельность может быть и в виде танцев, и в виде спортивных секций, и так далее… Библиотеки мы также будем привлекать, они проводят немало мероприятий уже сегодня.Главное отличие обучения нынешнего года от предыдущих в том, что ребенок будет учиться в процессе деятельности, главное – ребенок будет учиться и делать многое сам. – А школы и учителя готовы?Лариса Карпачева: – Да. Все педагоги, которые в этом году будут набирать первые классы, прошли обучение в ПИППКРО. Уже более ста человек, в апреле – еще примерно столько же.Почти во всех школах Владивостока есть условия для внедрения этих методик. По крайней мере, большинство школ имеют интерактивные доски, учебники нового поколения. Там, где этого нет, все будет приобретаться за счет бюджетных средств. Сегодня в школах мелом­то не так часто пишут…В первый класс берем всех – Здравствуйте, я Елена! Скажите, сегодня ведь все школы работают по разным программам?Лариса Карпачева: – Сегодня каждая школа выбирает это для себя – из нескольких программ, утвержденных Министерством образования России, соответственно, к ним выпущены наборы учебно¬методической литературы. И право педагогического коллектива – вместе с родителями – выбрать тот учебно¬методический комплект, по которому школа будет работать.– А если я отдам сына в первый класс, а через год мы переедем в другой город и там в школе будет другая программа, другие учебники? Не будет ли ему трудно адаптироваться?Лариса Карпачева: – Ну, все учебные курсы взаимосвязаны, и любой комплект выполняет тот стандарт, тот минимум, который должен освоить ребенок. Поэтому, возможно, на первом этапе какие­то проблемы и появятся у ребенка, но ненадолго. И потом, методики вроде программ Л. Занкова, программ «Школа¬2100» стали уже традиционными, по ним работают многие школы.– А как мне узнать, по какой методике работает наша школа?Людмила Сухоленцева: – Мы информируем родителей, по каким программам работают школы, на сайте администрации города, на портале «Империя школ». – «Прямая линия»? Добрый день! Скажите, сколько учеников в первом классе должно быть? Лариса Карпачева: – Класс открывается, когда первоклассников будет 25 человек. Это норматив. С этим связана эффективность работы образовательного учреждения. – А сколько первых классов будет в школах?– По­разному. Зависит от населенности микрорайона. Есть школы, где по одному классу, а есть где и по пять. Кстати, в этом году увеличилось количество школ, в которых дети учатся в две смены. Самое большое число первоклассников в этом году, как и всегда, в Первомайском районе. Замечу, что первоклассники учатся только в первую смену.– Спасибо! – Меня зовут Анна Васильевна. Изменились ли требования к поступающим в первый класс и что должен знать и уметь ребенок, чтобы его приняли?Лариса Карпачева: – Никаких специальных требований нет и не было. Умеет ли ребенок писать, считать и все прочее – неважно, этому его научат в школе. От родителей требуется прийти в школу и написать заявление о приеме ребенка в 1¬й класс. Конечно, нужна медицинская карта, нужно свидетельство о рождении и его заверенная копия.– А если я хочу отдать ребенка в школу с углубленным изучением языка, например?– Требования те же. Но вам стоит задуматься, ведь в специализированной школе будет больше нагрузок на ребенка, позволит ли его здоровье, далеко ли эта школа от дома…– Но вот в Интернете пишут, что детей в школах собирают в классы по принципу: умеют ли дети читать или нет. Вроде как «классы для продвинутых» и «классы для тупых». Людмила Сухоленцева: – Нет, это не так. Задача школы – научить всех детей по тем программам, которые реализуются в школе, независимо от стартовых возможностей и способностей ребенка. Никакого отбора детей при распределении их по классам быть не должно.Если вдруг в школе настаивают на прохождении каких­то тестов для распределения в классы, можно обращаться к нашим специалистам, по телефонам: 26-77-21, 22-99-71. Лариса Карпачева: – Но после зачисления в класс вашему ребенку могут предложить пройти собеседование с психологом – в присутствии мамы, разумеется… Или педагог может провести испытания, чтобы понять, кто что умеет из его первоклашек, с чего начинать с каждым из учеников.В школу – по микрорайону – Здравствуйте! Скажите, если я хочу отдать дочь только определенному учителю, в конкретный класс, это можно?Лариса Карпачева: – А таких случаев много, идут в школу к конкретному учителю. И здесь мы идем навстречу родителям. Конечно, если класс уже сформирован, то здесь предлагаем альтернативу. – А в школу дети идут по микрорайону?Людмила Чижова: – В общем, да, но у нас есть школы, которые за конкретными микрорайонами не закреплены, это чаще всего специализированные школы. Хотя и они нацелены на то, чтобы в первую очередь принимать детей, живущих в этом микрорайоне. Например, гимназия № 1 находится в центре города, там не так много жилых домов, но тем не менее в первую очередь она принимает детей по микрорайону, а потом уже – всех желающих.– А если я хочу отдать ребенка не в близлежащую школу, а в ту, что чуть подальше, но она мне больше нравится? Лариса Карпачева: – В первую очередь в школу принимают сначала по микрорайону, который за ней закреплен, и, если останутся места, могут взять детей не по микрорайону. Границы микрорайонов размещены на сайте администрации города и на портале «Империя школ». – Спасибо. Пойду посмотрю… – У меня такой вопрос, очень для меня важный. Должны ли дети, идущие в первый класс, носить школьную форму? И где ее взять?Лариса Карпачева: – Мне кажется, что школьная форма – это хорошо. Отмена формы породила расслоение в обществе. Кроме того, были случаи, когда дети приходили на уроки в спортивных костюмах, например! А учебный процесс – это учебный процесс, он приучает к порядку и дисциплине, школа – это дело, детская работа, скажем так, и некий общий деловой стиль должен присутствовать. Многие школы сегодня вернулись к идее формы, общего стиля, какого¬то общего элемента в одежде. В одной школе это юбка и жакет, например, в другой – юбка, еще в одной – шарфик, но суть в том, что сразу видно, ученик какой школы идет… Решение о введении формы принимает совет школы, попечительский совет и так далее, а о том, где ее можно приобрести, родителям сообщают в школе. – Я вот что хотела спросить… У меня сын довольно крупный для своих лет, не будет ли ему неудобно за партой?Лариса Карпачева: – Во всех школах есть ростовая мебель, мебель¬трансформер, сегодня ведь все дети разные, и парты должны быть им удобны. За парты детей рассаживает учитель, учитывая в том числе медицинские рекомендации… Вообще здоровых детей сегодня очень мало, к сожалению. – Я не хочу, чтобы ребенок ходил в школу, мне кажется, там атмосфера плохая… Я могу потребовать, чтобы его взяли на домашнее обучение? Оно сегодня существует?Людмила Чижова: – Да. Это называется «индивидуальной формой обучения на дому». Но она применяется лишь в том случае, если у ребенка есть медицинские показания – справка от ВКК, в частности. Тогда издается приказ, определяются предметы, количество часов, назначаются педагоги… По одному только желанию родителей такая форма обучения не предоставляется. Помимо очной формы обучения родители могут выбрать семейную форму обучения, экстернат – это когда ребенка учите вы сами.– А если я его буду учить год сама, его потом в школу примут? И еще, вот у меня ребенок довольно много уже знает, можно ли его сразу во второй класс записать?Лариса Карпачева: – Нет. Все дети записываются в первый класс. Но вы можете написать заявление об экстернате. На экстернате разрешается досрочная, по мере подготовленности учащегося, промежуточная аттестация, то есть досрочный перевод из класса в класс. – Меня зовут Татьяна. Какие предметы будут изучать в первом классе, будут ли они обязательными? Вот мой ребенок хорошо читает, может ли он не ходить на уроки чтения?Лариса Карпачева: – Для всех общеобразовательных учреждений разработан базисный учебный план. Для первоклассников посещение всех предметов в рамках этого плана – письмо, чтение, математика, изобразительное искусство, «окружающий мир», физическая культура, трудовое обучение – обязательно. Кроме того, обязательной будет и внеучебная деятельность. Детям нужно будет выбрать кружки по интересам, посещать несколько кружков в неделю. Эти посещения бесплатны. Все образование – в любом классе (в рамках стандарта) – бесплатное.КстатиПрием в первый класс начинается со 2 апреля и продлится до 29 августа. Но и тем, кто опомнится позже, не откажут…Все первоклассники – и не только, вся начальная школа – во Владивостоке получают бесплатные горячие завтраки: каша или омлет, булочка или бутерброд с сыром, чай.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ