Хамство на сдачу

Недавно, 15 марта, отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Был он занесен в праздничный календарь в 1983 году, но в СССР о том, что клиент иногда все-таки бывает прав, по-моему, узнали еще позже. Потому как только через пять лет начали создаваться первые общества потребителей, а закон об их правах приняли лишь в 1991 году

18 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2901 от 18 март 2011
3635531d55d15fdb3354c8e68fe3f6a5.jpg Недавно, 15 марта, отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Был он занесен в праздничный календарь в 1983 году, но в СССР о том, что клиент иногда все-таки бывает прав, по-моему, узнали еще позже. Потому как только через пять лет начали создаваться первые общества потребителей, а закон об их правах приняли лишь в 1991 году. Но, на мой взгляд, в нашей стране проблема защиты прав этих самых потребителей далека от идеала. Никто не удивляется хамству продавцов или водителей автобусов. А поменять неликвидный товар зачастую довольно сложно. И если в магазинах крупных торговых сетей и учреждениях, заботящихся о своей репутации, с обменом товара или денежной компенсацией проблем не возникает, то в маленьких магазинах зачастую все наоборот. Несколько месяцев назад в одном из супермаркетов мы пытались поменять заплесневелый сырок. Чек при покупке не дали, но, когда мы пришли с претензией, стали его требовать. Нам не просто нахамили – администратор накричала на нас. Когда я рассказала об этом случае своему знакомому, работающему в одном из крупных супермаркетов города, он искренне был удивлен: «Администратор не имеет права кричать на клиента, а если нет чека, мы его находим в базе и меняем товар». Вот и получается, что где-то администратор не имеет права кричать на клиента, а где-то этот клиент сам виноват, что пришел в магазин и купил что-то просроченное и испортившееся.О другом случае мне недавно рассказал сокурсник. На прошлой неделе в одном из автомагазинов в районе Снеговой он купил запчасть на машину. А уже дома понял, что ошибся на одну букву и деталь оказалась для дизельного авто, а не его бензинового. Парень вернулся в магазин и попросил поменять неподходящую запчасть. Там ему «ласково» объяснили, что он сам виноват и никто ему ничего менять не будет. Закончился разговор предложением продавцов: «Давай выйдем, поговорим…» Понятно, что парень не стал связываться с тремя взрослыми мужиками. И после этого мы считаем себя цивилизованной страной?Впрочем, непонятно и то, почему в условиях жесткой рыночной конкуренции владельцы торговых точек так наплевательски относятся к клиентам, благодаря которым в кассах их магазинов и появляется выручка. Например, после случая с сырком я перестала ходить в этот супермаркет, и даже не из-за испорченного продукта, а из-за поведения администратора магазина. К тому же я всю жизнь наивно думала: если человек выбрал себе какую-то профессию, то выполнять свои обязанности он должен добросовестно. А может, мы и сами виноваты, что сносим подобное отношение к себе?

Автор: Карина ПОЗДНЯК