Коммунальная расплата

По мнению независимых экономистов, тарифы на коммунальные услуги не только не должны расти, их даже можно безболезненно снизить в два раза

23 февр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2887 от 23 февр. 2011
По мнению независимых экономистов, тарифы на коммунальные услуги не только не должны расти, их даже можно безболезненно снизить в два разаВ январе цены на услуги ЖКХ выросли в среднем по стране на 9,1%, пишут «Известия». Вроде надо радоваться: еще осенью обещали прибавку чуть ли не в 40%, но благодаря окрику из правительства получилось в разы меньше. Однако именно это порождает массу вопросов. Например, как формируются тарифы, которые так легко можно менять?В России 103,8 млн горожан, 3,5 млн многоквартирных домов. Объем рынка услуг по тарифам ЖКХ превышает 0,5 трлн рублей в год. Это те деньги, которые платит каждый житель города за удовольствие дернуть ручку унитаза и воспользоваться другими благами цивилизации.А что вообще представляет собой российский комплекс жилищно-коммунального хозяйства? Это – без преувеличения – крупнейшее многопрофильное предприятие России с числом работающих более 2,5 млн человек. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5 трлн рублей, что составляет четвертую часть национального достояния страны. Годовой оборот – более $100 млрд.Короче, коммуналка совсем не похожа на бедную родственницу, которая перебивается с хлеба на воду и вот-вот помрет, если потребители не раскроют свои кошельки пошире. По мнению доктора экономических наук Никиты Кричевского, резервов в отрасли более чем достаточно. Во всяком случае, тарифы на коммунальные услуги расти не должны, наоборот, их можно безболезненно снизить в два раза.Этого, как известно, не происходит. Почему? Во-первых, считается, что большая часть денег ЖКХ вылетает в трубу. Самый наглядный показатель неэффективности российской коммуналки – процент изношенности ее фондов. Росстат оценивает износ жилья в 19,9%, инженерных сетей – в 42,5%. Однако независимые эксперты полагают, что в действительности фонды изношены на 70%, в отдельных регионах – на все 90%, в ближайшие годы будет еще хуже. В этом можно не сомневаться, потому что вторая причина плачевного состояния коммуникаций – процветающие в отрасли воровство и коррупция. Такой вывод сделала Генеральная прокуратура по итогам масштабной проверки ЖКХ в регионах страны. Только за прошлый год по фактам хищений и нецелевого расходования средств возбуждено 149 уголовных дел, 21000 исков о возврате незаконно взысканных платежей направлено в суды.Ситуация усугубилась с появлением на рынке многочисленных «детей реформы» – управляющих компаний (УК) и ТСЖ. По мнению правоохранителей, «с тех пор, как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения средств поставщиками». По данным Минрегиона, только за первое полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. То есть жильцы за квартиру рассчитались, а деньги до коммуналки не дошли, задержавшись в карманах посредников. УК сплошь и рядом считают «своими» денежные средства населения и распоряжаются ими как вздумается – покупают машины вместо того, чтобы делать текущий ремонт жилья, а то и просто присваивают. В Сергиевом Посаде (Московская область) небольшая управляющая компания задолжала водоканалу и теплосетям более 300 млн рублей. Теперь целая бригада прокуроров ищет, где эти деньги.Большинство ТСЖ и УК под видом наведения порядка в расчетах просто «химичат» с числом жильцов.- В сфере ЖКХ воровали всегда, – заявил «Известиям» представитель Генпрокуратуры Сергей Иноземцев. – Но в последнее время масштабы и количество афер вышли на новый уровень. Жулики нашли немало лазеек в законодательстве, чтобы безнаказанно потрошить карманы владельцев жилья.100% – это сколько в рублях?При всей тяжести коммунального бремени доля граждан, получающих субсидии от государства, составляет всего 6,9% от общего числа жильцов многоэтажек. Таковы данные департамента ЖКХ Минрегиона. По закону, принятому в рамках реформы ЖКХ, субсидия положена, если квартирные платежи «съедают» 22% семейного бюджета.Спрашивается, откуда чиновники взяли эту цифру? Оказывается, при разработке реформы ЖКХ ее просто позаимствовали из европейских социальных нормативов. Но цифра получилась лукавой. Дело в том, что в Европе расходы на коммуналку включают плату за аренду квартиры, а у нас – нет. Проще говоря, там государство начинает помогать семье, если она тратит на жилье, включая стоимость его съема, четверть своих доходов. Для справки: средняя российская семья, арендующая квартиру, платит за это от 40 до 60% всех своих денег. Но протянуть ей руку помощи никто и не думает.Вместо этого потребителям морочат головы, будто коммуналка в России по мировым меркам очень дешевая. Нам постоянно твердят, что население так и не перешло на 100-процентную оплату ЖКХ, поэтому разницу приходится компенсировать государству. Вот почему наверху уверены, что тарифы нужно увеличивать и дальше.А до каких, собственно, пор? Когда наконец нам скажут: 100% – это сколько в рублях? По данным Росстата, с 2000 года тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране выросли в 13,6 раза. Каждый год их приближали к заветному 100-процентному рубежу: в 2001-м коммуналка подорожала на 47%, в 2002-м – на 62%, в 2005-м – на 35%… Если суммировать, план уже давно выполнен и перевыполнен. Это подтверждают и оказавшиеся в распоряжении «Известий» экспертные материалы, подготовленные к заседанию правительства от 11 сентября 2003 года. Как следует из аналитической записки, уже в то время уровень оплаты ЖКХ в среднем по стране составлял 72,2%, а в 46 субъектах федерации – например, в Карелии, Бурятии, Воронежской, Белгородской, Владимирской, Тверской областях, Ставропольском и Приморском краях – он превышал 90%. Еще в 24 регионах уровень оплаты коммуналки составлял 80-85%.Напомним, что это было семь лет назад. С того времени пресловутый уровень оплаты давно перевалил не то что за сто – за двести процентов.В итоге получается, что реформа ЖКХ выгодна только чиновникам и мошенникам. Для населения она превратилась не просто в страшилку, а в законный механизм по бесконечному выкачиванию денег из карманов потребителей.Доктора вызывали?Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, подтверждает: за последний год проблемы коммунальных платежей всколыхнули все общество. Основные, судя по звонкам граждан на «Горячую линию», претензии – ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются нормативы и тарифы, как рассчитывается себестоимость этих составляющих.Из чего складывается сумма, начисленная в платежке, допустим, на услугу «отопление»? Площадь квартиры умножается на норматив, затем на тариф на тепловую энергию. Ключевая позиция в этой арифметике – норматив. Вот он-то и показался ученым подозрительным. В городе Щелково норматив был 0,015, а вот во Фрязино – почему-то 0,02, как в уральском городе Ижевске, где зимой морозы под сорок и расходы на отопление значительно выше, чем в Подмосковье. К тому же, как выяснили ученые, изучив регламенты ЖКХ, любой норматив, даже липовый, положено корректировать с учетом изменения климата. Последние пять лет коммунальщики этого не делали. Между тем зима в Подмосковье за это время потеплела на 3 градуса, что снижает годовой объем теплоэнергии, необходимой для отопления, на 17%. В тех же регламентах нашлись и разъяснения, что обогрев новой многоэтажки, возведенной из современных материалов, обходится дешевле, чем обогрев «хрущобы» с прохудившейся крышей.

Автор: Отдел экономики "В"