Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Школа

Не тупые, а другие

От современных школьников сходят с ума учителя и отмахиваются родители. Просто взрослые отстали от жизни…
От современных школьников сходят с ума учителя и отмахиваются родители. Просто взрослые отстали от жизни… ...Мы разговаривали о странных обстоятельствах... Он был удивлен и расстроен. Его знакомые, учительницы, жаловались на детей - начиная с определенного года пошли в школу дети, не обладающие обычными способностями. Учителя с очень большим стажем по русскому языку, литературе и математике. Речь не об отдельных неуспевающих и не в стиле «раньше было лучше» - они это «раньше» каждый год видят и просто отмечают - не свою печаль, это ладно, а что педагогические приемы перестали срабатывать. Сочинять - не излагать Раньше дети легче писали изложения и труднее - сочинения. Потому что трудно вообще «придумать» и гораздо легче записать услышанное. Теперь иначе: дети довольно легко пишут сочинения и крайне трудно – изложения. Как говорит учительница, они не понимают. У них разрушена функция понимания текста. Они плохо понимают чужие мысли. Они могут повторить, но не могут пересказать. Учительница по математике говорит о трудностях в геометрии. Нет навыка такого вот мышления, что-то дает сбой при переходе от общего к частному. В вузах, жалуются преподы, студенты довольно легко повторяют материал, но при попытке задать вопрос на понимание выясняется: они повторяли, не понимая. Это было и раньше, теперь - первые сигналы с начальных курсов - намного сильнее проявляется. Может быть, это надо иначе называть, но пока есть только старые слова, и кажется, будто это нечто «старое». Если выражать это впечатление грубо и коротко – дети стали глупее. Они не способны понимать. Они меньше читают. Они не понимают смысл прочитанного. Самое страшное для них - пересказать. Они не могут повторить - только наизусть, а пересказ - облечение понятой чужой мысли в свои языковые одежды - для них крайне труден. Я отвечал, что, как мне кажется, произошел культурный сдвиг. О нем много говорят, и незачем множить названия - визуальная культура, клиповая, компьютерных игр и т.п. Неважно. Я думаю, симптоматика неверно описана. Они не «не понимают» смысл, а понимают иначе. Я помню, как мне трудно было читать немцев XVIII века. Все эти чудовищные длинноты. Почему? Я привык к сюжетной литературе XX века. Если к 15-й странице никто еще не провалился в другое измерение, не убил кого-то или не изнасиловал козу, то, спрашивается, чем он эти 15 страниц занимался? Не описания же природы пересказывать. Примерно такие чувства испытывает человек, которому надо пересказать текст старой культуры, а он привык... Game over Я вспомнил, как при мне играли ребята в компьютерные игры. Там между эпизодами были по два-три экрана текста, затейливо выписанные разборки какого-то героя с местными королями - что у кого отнял, как обидел, а они собрали войско, пошли в поход, по пути пересекли пустыню и... Я не успевал дочитать, как ребята вертели страницу. Они прочитывали три страницы махом, я едва первые строки успевал собрать в голове. Они искали ключ. Им не было нужды читать эту детскую сказочку, они были знакомы с этим типом игр и знали, что из всего этого текста следует извлечь указание, что должен добыть герой на следующем этапе игры. Отбить пленных на маленьком островке в центре карты. Добыть кольцо с изумрудом. Пробиться в цитадель зла. Все, ясно. Поехали дальше - играть. Текст, в том числе сюжетный, стал излишним. Текст является набором спрятанных ключей, нужных для понимания ситуации. Если угодно, текст стал инструкцией: из нее вытаскивают нужное для решения конкретного вопроса, но странно читать подряд инструкцию, любуясь стилем. А пересказать инструкцию? А это вообще осмысленное дело - пересказывать то, что едва замечаешь в поисках нужного? Ты роешься в огромном сундуке рухляди, торопливо выбрасываешь на пол старые тряпки, газеты, какие-то валенки, мать их... наконец находишь то, что долго искал - и тут тебе задание: опишите то, что вы нашли в сундуке. Да и не глядел вовсе... Классику – за борт Сюжетная, в том числе остросюжетная, литература отходит на второй план, как когда-то умер рыцарский роман, как исчезла с глаз сентименталистская литература - не потому, что люди перестают читать. Они начинают читать иначе и другого ждут от текстов. Они ищут - подсознательно - в конце страницы ключ, который позволит... ну что-то позволит. Понять следующую быстро. Выйти на новый уровень. Приобрести умение. Те тенденции мышления, которые развивались весь ХХ век, теперь вышли на первый план. Уходят такие добродетели «ученого», как последовательность - знаете, да? Прилежание, последовательность, неспешное неуклонное выучивание подряд без пропусков... Это пришло из XIX века. С каждым столетием начиная с XVII-XVIII нарастала иная способность: комбинативная. Последовательность ветвится, а теперь и множится - как кажется постмодернистам. На деле - исчезает. Имеется набор элементов, иногда связанных, они сцепляются и пересцепляются по-новому. В XIX веке науки были еще предметными, в XX - аспектными, основанными на методике. Теперь - проектные, конструкционные. Наука не определяется предметом (может быть, его и нет) и методом (может быть, он неоригинален). Она определяется результатом - целью проекта. Цель достигнута - наука закрыта. Науки теперь закрываются, как проекты. Найдено. Выяснено. Финансирование кончилось. Посмотрите на науку, на искусство, на живопись и музыку, на литературу, на тенденции стихосложения. Всюду примерно одно и то же. Неверно называть это эклектикой. Это кажется эклектикой, если смотреть с точки зрения последовательности и прежних культурных привычек. Это новый стиль взаимоотношения с информацией. Именно поэтому - ведь странно было бы считать, что все дети поглупели, да? - дети того же умственного уровня - того же возраста - некоторые задания выполняют хуже - потому что задания пришли из прошлой культуры. Ведь сочинения они пишут не хуже... Все логично Это совпадает с той многооплакиваемой тенденцией разрушения авторитетности. На деле она есть, еще как есть - просто авторитет имеют деятели новой культуры. Которые делают то, что делать современно, и делают лучше других. И отдельный вопрос: как это изменение культуры, само вызванное развитием социотехнических средств (ну да, клипы, игры, компьютер...), скажется на признанной типологии культуры, какой станет новая литература, ведь нельзя будет уже делать романы и толстые журналы - читатели вымрут? И симфонии писать будет нельзя. Появятся новые жанры, да и уже в общем-то. Будет ли успешна наука, производимая новым мышлением, вопрос очень важный. Вопрос выживания. Но надо надеяться, что уж как-нибудь. Будет ли новое искусство прекрасным? Для новых своих зрителей - конечно. Как всегда. Следует ли ужасаться и проклинать компьютер и клипы? Наверное, нет, потому что это закономерное следствие прежней культуры. Не было недавно никакой «жуткой мутации». Как в XVIII веке началось, так закономерно и развивается. То, что делали своими руками ученые и высокообразованные люди, носители настоящей классической культуры, в XIX веке оно выглядит вот именно так в своем логическом развитии. Так что рекомендовать можно одно: хорошо думать, что именно ты делаешь. Я не сомневаюсь, что творцы, классики науки, знаменитые писатели и музыканты XIX века стремились к самому лучшему. Но качество их мышления было таким, что они своими руками выстроили вот это. Делали они именно это независимо от того, что им казалось, что им хотелось, и от того, что они думали. Если это клиповое мышление и это недалекое ключевое понимание кажется ущербным - нет проблем. Надо глубже думать над тем, что делаешь, и делать - и культура изменится, и вновь пойдут странные дети, которые будут, к горестному изумлению учителей, легко писать изложение и несколько затрудняться с сочинением.

Автор : Александр ИВАНОВ

В этом номере:
Завещание с подвохом

К спорам о наследстве все чаще привлекают... психиатров

Как правильно оформить завещание

Вопросы совершения завещания регулируются главой 62 части III Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ). В соответствии со статьей 1118 ГК РФ завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается.

Реальных подружек заменяют виртуальные
Реальных подружек заменяют виртуальные

Девушку из компьютера нельзя потрогать, зато она не брюзжит и у нее нет целлюлита

Семейную жизнь губят гаджеты

В США и Великобритании большинство пар разводятся потому, что супруги не уделяют друг другу внимания и буквально поглощены всевозможными электронными приспособлениями. Телевизор и компьютер заменили им общение со вторыми половинками. По результатам исследования корпорации Bayer 28 американок из 100 считают, что их сексуальную жизнь разрушили именно Интернет и компьютеры.

Сперма российских мужчин ядовита!
Сперма российских мужчин ядовита!

«Диоксиновый скандал» добрался и до России. В ходе 9-го российского научно-образовательного форума «Мужское здоровье и долголетие-2011» профессор Башкирского государственного медуниверситета Шамиль Галимов обнародовал данные исследований на наличие диоксинов, проведенных в Москве и в Уфе. Почему именно в этих городах? Все просто: только Москва и Уфа имеют современные лаборатории, позволяющие обнаружить сложные вредные вещества.

Последние номера