Школа умирает, да здравствует школа!

Общество в штыки воспринимает любую идею реформировать школьное образование. И напрасно…

11 февр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2881 от 11 февр. 2011
097147f1c996dfaaf110dfe782590c1c.JPG Общество в штыки воспринимает любую идею реформировать школьное образование. И напрасно…Для начала один любопытный факт. Его на днях озвучил один умный человек из Дальневосточного отделения Российской академии наук. Так вот, выяснилось, что четверть старшеклассников приморских школ свято верят, что Солнце вращается вокруг старушки Земли, а не наоборот (если кто не знает). Хорошо хоть не нашлись такие, кто уверен, что Земля покоится на трех китах. Ну спрашивается, и за что страдали Галилей с Коперником?Я это к тому, что совершенно не понимаю тех, кто охает и ахает, когда кто-нибудь хоть заикнется, что с нашим школьным образованием нужно что-то делать. Причем странная складывается картина: верхи, то есть Минобрнауки, в последние годы постоянно что-то предлагают, а низы – в основном это учителя, да и многие родители тоже – тут же начинают свой затяжной крик. Дескать, куда катится мир и все такое.Напомню, в соответствии с остро бсуждаемым ныне федеральным образовательным стандартом для полного среднего образования обязательными являются четыре предмета школьной программы: Россия в мире, ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект. Остальные предметы предоставляются на выбор ученику, из каждой области знаний он может выбрать только один. Таких областей шесть: русский язык и литература, родной язык и литература; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки. Таким образом, обязательными являются 8-10 предметов, в любом случае среди них будут и русский язык, и математика, и далее по списку...Так что же плохого в новом стандарте? То, что ребенку (читай: и его родителям) наконец дали слово, дали свободу выбора? Наконец-то ученик сможет ответственно подходить к своему обучению и знать, что учиться он будет для себя, а не для мамы-папы-учителя. Есть даже возможность устранить проблему, мягко скажем, плохой посещаемости занятий, ведь в крупных городах до трети старшеклассников не ходят на предметы, которые для них неактуальны.Между тем сегодня дневная нагрузка ученика на 5-6 часов превышает норму. Да-да, ученики школ сейчас фактически по времени учатся больше, чем работает среднестатистический служащий. Я прекрасно помню себя, как «отсидев» в школе по 5-7 уроков, приползала домой, отдыхала пару часов, помогала родителям по дому и снова садилась за уроки, за которыми проводила как минимум 4 часа. С тех пор ситуация в системе образования не менялась: все те же сумасшедшие нагрузки... и целый воз все тех же ненужных знаний. До сих пор не понимаю, зачем я столько корпела над физикой, химией, геометрией, алгеброй, если они мне были не нужны, я и считать-то толком не научилась.Систему образования менять в корне просто необходимо. В Америке, например, многие предметы ученики выбирают сами. Им уже с первого класса дают на выбор один-два предмета. Чем старше класс – тем свободнее выбор. Потом они выбирают между средними академическими, профессиональными и многопрофильными школами. Таким образом, на выходе учащиеся фактически имеют совершенно различную подготовку. Между прочим, среднее образование в США – это одна из лучших образовательных систем в мире. Наших детей также нужно учить выбирать.Вы скажете, что в Америке, как говорил один сатирик, «ну тупые»? А по мне, об эффективности образования стоит судить по развитию страны в целом. Помните анекдот: если вы такие умные, что ж вы такие бедные? Это, между прочим, про нас.Приведу несколько примеров. Есть у меня подруга Кристина, спортсменка, красавица, не сказать, правда, что умница. Чудных девять лет она весело и беззаботно училась в школе, любила литературу, писала незамысловатые стишки, обожала организовывать разные встречи, праздники и тусовки. Выпускной класс подобрался как-то незаметно, и подружка долго не могла определиться с выбором профессии. Наступило время, и заботливая мамочка, видя нерешительность дочери, «запихала» ее на «эколога» в ДВГУ. Кристя упиралась ногами, когтями и зубами, но учиться с «волшебного пинка» мамочки все же пошла… Когда ее отчислили в первый раз, подружка, наматывая сопли на кулак, все же пошла с повинной к родителям… Повторное отчисление подруга оставила в тайне. С третьего года обучения ее «утянул» женишок, влюбленная девица отправилась в другой город за «будущим мужем». Разочаровавшись в любви и потеряв еще год, Кристиночка приехала в родные края и восстановилась…снова на первый курс. Родители, кстати, наивно полагали, что чадо уже на четвертом – для поддержания иллюзии в ход шли поддельные подписи в давно недействительной зачетке, подставные номера телефонов, товарищи, изображавшие преподавателей, и многое другое. Наконец, промучившись еще пару месяцев, горе-студентка забрала окончательно документы с ненавистной экологии и пошла работать продавцом. Сейчас вполне успешно учится на менеджера на заочном отделении, ей уже пообещали повышение.Мораль: школа должна учить человека быть ответственным за свою судьбу и уметь делать выбор.Другая история не такая печальная, но не менее поучительная. Женечка тоже всегда была и умницей, и красавицей. Вот только ветер в ее милой головке больше напоминал сквозняк, из-за чего мысли были не просто свежие – зачастую их выдувало. В принципе, после школы ей было все равно куда поступать – со своим багажом знаний она могла осилить любой вуз, проблема заключалась только в том, что учиться она не хотела. Всю школьную жизнь проведя за учебниками (до золотой медали не хватило одной пятерки) и забивая голову многими предметами, которые ей никогда не понадобятся, на книжки подруга даже смотреть не могла. Мама попыталась пристроить ее в МГУ, но после первой же недели занятий дочь забросила «гиблое дело». Мать смирилась. И понеслось…только в КПЗ подруженька побывала 6 раз, ее отвозили и на кладбище, и втыкали в бок заточку, и из загородных закрытых коттеджей удавалось выбраться целой и невредимой. И только теперь, вдоволь нагулявшись и отдохнув, спустя два года она нашла себя и успешно поступила… в школу милиции.Мораль: знания и умения, которые дает школа, должны быть функциональны, а не висеть мертвым грузом.Ключевая компетенция, которую должна давать школа, - умение жить в современной среде, знать свои права и, естественно, обязанности, быть достойным членом общества. Из наших же школ выходят в сущности дети, и им нет никакого дела до формирования «элитных» университетов, до образцовых стандартов вуза, до того, что они должны стать достаточно квалифицированными кадрами, соответствующими требованиям инновационной экономики. Эти 16-17-летние создания (не все, конечно) бегают между учебными заведениями с вытаращенными глазами, пытаясь сообразить, куда, на какое отделение им поступить (слава богу, количество вузов, куда можно забрасывать документы с ЕГЭ, ограничили), чтобы, получив диплом, они смогли заработать себе на кусок хлеба с маслом и икорочкой. Всю жизнь за них выбирали родители, учителя да государство, в конце концов. Только не они.Вы скажете, как можно доверить детям такой ответственный выбор? А вы вспомните себя! Разве вас в школе не возмущало, что взрослые в лучшем случае умильно смотрели на вас: болтай-болтай, несмышленыш? А в худшем – просто отмахивались. Но вы-то уже тогда многое понимали! Правда, почему-то, став взрослыми, многие наступают на старые грабли, умильно глядя на своих детей и приговаривая: дурашка ты моя…С другой стороны, а чего ждать от учителей, которым согласно статистике сегодня по 50-60 и больше лет? Понятно, что не их вина в этом, но все же… Я слышала такое мнение, что учителям не хотят поднимать зарплаты (скоро чуть ли не на порядок повысят оклады полицейским, военным и пр.) именно потому, что толку от такого повышения будет мало… Напомню, что в области подготовки шкрабовских кадров власти готовят нововведения.Ну так вот. Дети идут в школу, простите, как в музей. Дома у них компьютеры, принтеры, айпады, мейлы, продвинутые мобильники, а в школе все та же доска, по которой скрипит мел. Да, нашим школьникам на той доске писали, что Земля вращается вокруг Солнца. Но не видят сегодняшние школьники надписи мелом. Вот файлы на мониторах они видят. И смски читают влет. А доску, на которой мучительно выводили формулы еще их родители, а кое-где даже бабушки и деды, они органически не воспринимают. Как вы понимаете, я здесь не только о техническом состоянии школ. Точно так же попахивает нафталином от получаемых знаний и от методов обучения тем более. Как-то читала, что в России и сейчас применяется так называемая прусская система обучения. То есть с муштрой в ее продвинутой разновидности. Ну и где та Пруссия, спрашивается?Поэтому мое четкое убеждение – школу надо реформировать и реформировать серьезно. Всеми нелюбимый министр Фурсенко, выступая на днях в Госдуме, сказал просто золотые слова: главный в школе – это ученик, и наша задача сделать его счастливым! И во многом именно ученик должен решать, как ему учиться и какие знания получать. Повторюсь, пусть Фурсенко со товарищи не правы. Пускай предлагаются и обсуждаются другие решения. Не в этом дело. Главное, что сегодняшняя школа безбожно отстала от жизни. Точно так же неповоротливую, советскую в своей основе армию пустили под нож, чтобы создать современную мобильную. Точно так же сейчас из малоэффективной милиции пытаются сделать хоть какое-то подобие современной полиции.Просто настали другие времена, которым нужна другая школа…

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»