ТОФ попал в реанимацию

По задумке военных реформаторов Тихоокеанскому флоту предстоит стать самым мощным из всех российских флотов

20 янв. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2868 от 20 янв. 2011
6198abf7dcbd35d299ae32d774166172.jpg По задумке военных реформаторов Тихоокеанскому флоту предстоит стать самым мощным из всех российских флотовПриятно, черт возьми, любоваться на строй военных кораблей в Амурском заливе, ежегодно выстраивающийся в День ВМФ. Особенно если не видишь разницы между эсминцем, противолодочником и крейсером и уж тем более не догадываешься или не интересуешься техническим состоянием огрызков некогда могучего флота…Но, увы, без розовых парадных очков все выглядит куда менее впечатляюще. И вот Россия, похоже, нашла в себе силы, да и возможности, признать, что имеющаяся в наличии мощь все больше похожа на разве что иссохшие от времени мощи.В ноябре 2010 года в правительственных кругах была утверждена, а вернее сказать, вымучена госпрограмма перевооружения Российской армии и флота вплоть до 2020 года. Впечатляет! Только на строительство новых кораблей для ВМФ будет потрачено более 5 триллионов рублей. И существенная часть этих в общем¬то немалых денег будет потрачена на укрепление прежде всего ТОФ.Деньги ушли под водуСправедливости ради нужно сказать, что на состояние российского флота власти обратили пристальное внимание (вернее, были вынуждены обратить) еще несколько лет назад. Увы, повод вышел – печальнее некуда. Имеется в виду авария подводной лодки «Курск». Именно после этой трагедии власти поняли, что больше закрывать глаза на ситуацию не получится. Ржавые подлодки, нищие подводники, умирающие городки – это действительно уже предел. И предела достигла вместе со всем флотом его стратегическая составляющая – атомные подлодки. Та самая часть ядерной триады, которая была и оставалась главной защитницей страны даже в трудные постперестроечные годы.Сразу после осознания сего грустного факта были форсированы работы по достройке и закладке новых подводных ракетоносцев, началась коренная реконструкция нескольких баз, да и кошельки подводников стали заметно толще.Перепало здесь и ТОФ. В частности, относительно недавно закончилось фактически строительство новой базы подводных лодок в Вилючинске, что на Камчатке. По некоторым данным, эти работы обошлись в 9 миллиардов рублей. Кстати, эта база создавалась специально под новые лодки типа «Борей» (проект 955) с ракетами «Булава». Первые судорожно пытаются запустить в серию, а вторые – не менее нервно довести до ума. Но уже сегодня ясно, что обе задачи однозначно будут решены уже в ближайшем будущем.Кроме этого каток реформы команды министра Сердюкова хорошо прошелся и по береговым частям ТОФ. Автор здесь не собирается вступать в дискуссию о целесообразности тех или иных шагов, но отмечу, что понимания, какими мы силами располагаем, сейчас стало больше.Акции ТОФ растут в ценеСлухи о том, что ТОФ будут поднимать из руин, витали в околовоенной среде уже давно. Но вот удача, мне довелось по этому поводу узнать кое-что из первых уст во всех смыслах – во время визита во Владивосток министра Анатолия Сердюкова. Именно после этой встречи мы узнали, что нам перепадет вертолетоносцев типа «Мистраль» и все такое.Вторым серьезным звонком стало назначение на пост командующего только что образованным Восточным военным округом командующего же ТОФ адмирала Константина Сиденко (кстати, флот вошел в состав округа). На стопроцентно «сухопутную», казалось бы, должность поставили моряка. Однако аналитики быстро нашли объяснение этому необычному для нашей армии факту.Дело в том, что основным потенциальным противником России в зоне действия Восточного военного округа является наш «стратегический партнер» Китай, с которым мы вроде как уже не имеем особых разногласий, в том числе и по части границы. Думаю, что нет особой нужды объяснять, что какую бы мы оборону ни городили на границе с великим соседом – все будет тщетно. То есть делать акцент на массированное наращивание и развитие сухопутных войск, повторяя разорительный советский опыт, здесь в принципе бессмысленно. Лучше держать в округе разумное количество боеспособных и мобильных частей. Ну а если что, то единственно возможным инструментом сдерживания на этом направлении остается, извините, ядерное оружие.Другое дело морская граница региона. Тут мы видим переплетение интересов разных стран и целый букет мелких и больших, застарелых и потенциальных, экономических и территориальных споров. Тут тебе и российско-японский конфликт (слава богу, дипломатический) по Южным Курилам. Тут и корейские драчуны. Тут и необходимость защиты богатств и нефте-газодобывающих мощностей Сахалинского и Камчатского шельфов, а в очень недалекой перспективе - и Арктического. И так далее.Остатки все еще сладкиНа наше счастье, в наследство России достался столь мощный флот, что его до сих пор не удалось потопить всесильной ржавчине и растащить высокопоставленным ворам в погонах и без таковых. Даже сегодня наш флот считается в регионе одним из сильнейших (если, конечно, не брать в расчет американцев, но это уже другая песня). Как ни странно, к примеру, нашему крейсеру «Варяг» те же китайцы не могут выставить (гипотетически) достойного соперника ни сегодня, ни в обозримом будущем.Итак, что мы на сегодняшний день имеем на ТОФ. Коснемся только основных боевых кораблей. На конец прошлого года состав флота был предположительно таков: 4 ракетные атомные подлодки (АПЛ) с баллистическими ракетами, 6 ракетных АПЛ с крылатыми ракетами, 6 многоцелевых АПЛ, 10 дизельных подлодок, ракетный крейсер «Варяг», 4 больших противолодочных корабля («Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников»), 4 эсминца, 4 малых ракетных корабля, 10 малых противолодочников, 16 тральщиков, 6 больших десантных кораблей, 5 кораблей-разведчиков, 11 ракетных катеров.Официально в составе ТОФ еще числится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (кстати, одноклассник «Петра Великого»). Он находится в отстое в довольно удручающем состоянии. Федеральные власти периодически делают заявления о его реанимации, но дальше слов дело обычно не идет. Мне довелось по этому поводу поговорить с министром обороны. При упоминании «Лазарева» глаза Анатолия Сердюкова загорелись. Он сообщил, что есть большое желание вернуть корабль в действующий состав флота, но это стоит огромных денег, которых пока нет. Понятное дело, что возвращение в строй «Лазарева» стало бы серьезным «инструментом» российской геополитики в регионе.Пересядем на корветы и фрегатыСегодня самым мощным флотом России является Северный. Про Балтийский и Черноморский мы говорить не будем. Предполагается, что своей короны Северный флот лишится уже через несколько лет, а главным в морской табели о рангах станет ТОФ. Североморцев предполагается серьезно ужать. Логика проста - в европейской части страны, как и в Атлантике, все более-менее спокойно, а если что, то споры, за крайне редким исключением, решаются за столом переговоров. Да и вектор российской политики все больше смещается в наш регион. Поэтому и держать за полярным кругом огромную затратную инфраструктуру смысла нет.Возможно, что у североморцев в этой связи заберут и отдадут ТОФ часть сил. Опять же, возможно, на Дальний Восток перейдет часть атомных подлодок, тяжелый крейсер «Петр Великий» и (кто его знает?) единственный российский авианосец, а по-научному – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Правда, его здесь, как и «Петра Великого», «парковать» особо негде. Кстати, проблема эта весьма застарелая. Еще авианосцы «Минск» и «Киев» бездарно сжигали свой ресурс, подолгу простаивая на рейде. Просто причалов соответствующих для них так и не построили.Раз уж мы коснулись «причальной» темы, то рассказ о новых кораблях начнем с французских вертолетоносцев типа «Мистраль». Автор этих строк лично выудил из уст министра обороны информацию о том, что на ТОФ предлагается поставить два таких корабля – один из тех, что построят французы (примерно в 2013-2014 годах), а второй по лицензии – уже наши корабелы. Более подробные данные о кораблях смотрите в «Справке «В«. Есть также информация, что буквально на днях на Дальний Восток наезжала комиссия из Минобороны, которая и искала место для базирования «Мистралей». Предполагается, что последние, если флот их дождется, будут преимущественно «крутиться» в районе Курил. На всякий случай. Получит ТОФ несколько новых подводных «стратегов» типа «Борей», а также примерно около десятка новых же многоцелевых атомных и дизель-электрических подлодок.Надводный флот пополнится, по разным оценкам, 10-15 кораблями. Среди них выделим фрегаты (скорее всего, проекта 11356) – универсальный корабль, способный бороться с надводным, подводным и воздушным противником на просторах Мирового океана. Можно предположить, что именно фрегатам придется выполнять такие специфические задачи, как, к примеру, борьба с пиратством в Сомали. И Россия не будет посылать гоняться за лодками корсаров на потеху всему миру большие противолодочные корабли.Также в планах переоснащения ТОФ значатся корветы (проект 20380). Это универсальные же корабли, но ближней морской зоны, которые возьмут на себя охрану шельфа, побережья и территориальных вод России.Возможно, ТОФ получит и пару-тройку десантных кораблей (проект 11711).А вот слухи о скором начале строительства авианосцев для ТОФ и нашего ВМФ вообще, увы, пока придется опровергнуть. По некоторым данным, проектные работы в этом направлении все-таки ведутся. Известно также, что командование российского ВМФ на начальном этапе «мечтает» о трех авианосных группах (авианосцы в одиночку не ходят) – по одному на Северном и Тихоокеанском флотах. Плюс одна группа - на плановом ремонте. А на более позднем этапе аппетиты военморов разыгрались до шести авианосных групп.Кстати, Китай уже не скрывает ни от кого планы переоборудовать купленный у наших славянских братьев украинцев почти готовый авианесущий крейсер «Варяг» в учебно-боевой корабль, на котором китайские летчики будут оттачивать мастерство взлетов и посадок, а адмиралы будут практиковаться в использовании авианосцев. Советую обратить особое внимание на вторую часть типа новой ипостаси «Варяга» - учебно-боевой. Напомню, китайцы покупали его как будущий развлекательный центр. Ну-ну…Понятно, что России не нужен флот, сопоставимый по мощи с советским. Это дорого, да и бессмысленно. Во главу угла поставлен принцип разумной достаточности, который соотносится прежде всего с нашими финансовыми возможностями. И это правильно.Справка «В»Вертолетоносец типа «Мистраль». Корабль способен выполнять сразу четыре разные задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле может одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек).Длина 199 метров, ширина по ватерлинии 32, тоннаж (полный) 21300 тонн, максимальная скорость 19 узлов, дальность плавания 19800 км на 15 узлах. Вооружение: зенитное - 2x2 ПУ ЗРК Simbad, две 30¬мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета «Браунинг». Авиагруппа - 16 тяжелых вертолетов или 32 легких вертолета. Экипаж – 160 человек.Фрегат проекта 11356. Предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.Длина 124,8 метра, ширина по ватерлинии 115 метров, тоннаж полный 4035 тонн, дальность плавания на скорости 14 узлов 4850 миль, экипаж 220-240 человек. Вооружение: ракетный комплекс «Клаб-Н», 100-мм артиллерийская установка А-190Э, многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1», корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан», переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла», двухтрубные торпедные аппараты ДТА-53-11356 -2, двенадцатиствольная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 -1. На корабле предусмотрены взлетно-посадочная площадка и ангар для базирования противолодочного вертолета Ка-28 или вертолета радиолокационного дозора Ка-31.Корвет проекта 20380. Предназначен для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.Тоннаж (полный) 2220 тонн, длина 104,5 метра, ширина по ватерлинии 13 метров, скорость полная 27 узлов, дальность плавания до 4000 миль на 14 узлах, экипаж 99 человек. Вооружение: 100-мм артиллерийская установка А-190Э, 2х6 30-мм зенитных артустановок АК-630М, 2х4 противокорабельных ракетных комплекса «Уран», 2х4 330-мм торпедных аппарата «Пакет-НК», зенитный комплекс «Кортик-М» (возможно ЗРК «Редут»), вертолет Ка-27ПЛ.Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955. Атомная подводная лодка, вооруженная баллистическими ракетами, предназначенная для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Водоизмещение надводное 14750 тонн, подводное – 24000 тонн, длина 170 метров, ширина 13,5 метра, скорость надводная 15 узлов, подводная – 29 узлов, рабочая глубина погружения – 400 метров, автономность плавания – 90 суток, экипаж - 107 человек. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты; 16 пусковых установок комплекса Д-30, баллистические ракеты Р-30 «Булава».

Автор: Андрей ПОСЬЕТЦЕВ