Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Ситуация

Государственный предсказатель

Даже одно предупреждение о снегопаде может окупить годовую работу Примгидромета
Государственный предсказатель
Даже одно предупреждение о снегопаде может окупить годовую работу Примгидромета Глава Приморского гидрометцентра Борис Кубай в интервью рассказал об эффективности своей службы в году ушедшем и о планах в наступившем году. - Борис Викторович, подведите итоги работы вашей службы за 2010 год. Каким он выдался? - Сложным. Даже очень сложным. И зима, и весна, и первая половина лета были исключительно напряженными для наших прогнозистов: снегопады, дожди, штормовые ветра досаждали с завидной регулярностью. Нашим специалистам приходилось работать с максимальным напряжением и самоотдачей. И, несмотря на некоторый сбой в начале лета, нам удалось вывести точность прогнозов на современный уровень. Не буду грузить вас цифрами, скажу только, что ни один случай резкого ухудшения погоды, ни одно стихийное явление не застали нас и наших партнеров врасплох. Если эти слова перевести в деньги, то экономический эффект от наших прогнозов многократно превысил затраты государства на содержание службы. - Значит, служба не является нахлебником у государства? - Экономисты подсчитали, что всего лишь одно предупреждение, например, о сильном снегопаде, метели, гололеде и штормовом ветре, составленное с заблаговременностью в трое суток, способно окупить годовую деятельность нашего Примгидромета. А таких предупреждений за год составляется полтора-два десятка. Но кроме экономической выгоды для государства и региона наши предупреждения играют исключительно важную социальную роль. Согласитесь, что сегодня ни один житель Приморья не обходится без информации о погоде. И, что немаловажно, этой информации многие доверяют. - Мы много раз в наших беседах касались качества прогнозов. И все же из чего оно, с вашей точки зрения, сегодня состоит? - Простой и одновременно сложный вопрос. Прогноз погоды является конечным продуктом в длинном конвейере его изготовки. Главной сырьевой базой прогноза являются данные гидрометеорологических наблюдений, которые должны быть качественными и своевременными. Замешкался кто-нибудь на 10-15 минут – и сводка погоды с данной местности не попадет ни в одну оперативную базу. Особую роль в оперативности сбора информации играет наша система оперативной связи. Она многократно зарезервирована и не имеет права давать сбои в самых чрезвычайных ситуациях. Но собранную со всего земного шара информацию еще надо усвоить, переварить и просчитать все возможные варианты дальнейшего развития событий с помощью самых современных физико-математических моделей. Но, как бы математика ни была хороша, при решении систем уравнений всегда вводятся граничные условия, увеличивающие ошибку прогноза порой до критических значений. Профессионал призван принимать окончательные решения. Очень важно, что во всех критических ситуациях наши специалисты принимали верные решения. - Какое звено в конвейере считается самым важным? - В конвейере не бывает самых и не самых. Сбой на любом этапе и в любом звене может привести к сбою всего конвейера. Именно поэтому модернизируются все его звенья. - Насколько эффективны первые результаты модернизации? - Видите ли, количественных результатов эффективности пока нет, поскольку в первый год эксплуатации, например, сложных автоматизированных метеорологических комплексов работы у всех специалистов удвоилось, как, впрочем, и затрат. И тем не менее сегодня могу с уверенностью сказать, что перевод на новейшие технологии прогнозирования позволил осуществить качественный прорыв в точности прогнозов погоды по любому населенному пункту Приморского края на неделю вперед. - Но при любой модернизации выявляются «узкие» места… - Новая техника, новые технологии требуют и нового человека, иначе говоря, требуются глубокие институциональные изменения. Первые шаги мы уже проделали - объединили разрозненные службы средств измерения, автоматизированной системы передачи данных и сервисного обслуживания компьютерной техники в единый технический центр, специалисты которого, выезжая на сеть метеостанций, могут решать любые технические проблемы и со средствами измерений, и со средствами связи, оборудованием солнечной или ветровой энергетики и т.д. Но этого мало. Буквально с середины января все ведущие специалисты во главе со мной сядут за парты и будут учиться принимать решения, управлять производством, опираясь на новую технику и современные технологии. - И вы действительно будете учиться? - Да, буду учиться. И получать допуск - сертификат к работе в электронной корпоративной среде. - Какова концепция этой среды? - Представьте себе веб-сайт, на котором каждое подразделение и каждый специалист обязаны иметь и поддерживать в постоянном информационном напряжении свои странички. Цель - сделать деятельность каждого подразделения максимально открытой. - У вас тоже будет страничка? - И у меня, и у моих заместителей, и у начальников отделов аппарата управления. В наше очень динамичное время надо менять динамику выработки, согласования и принятия решений и обеспечивать действенный контроль их исполнителей. - Какие еще изменения происходят в управлении? - Есть такое правило: не можешь дать денег – дай свободу. Мы вычленяем из большой гидрометеорологической семьи два крупных звена - мониторинг загрязнения окружающей среды и гидрологию. Они получают большую самостоятельность при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности. - Надеетесь на их более рачительное хозяйствование? - Абсолютно верно, а еще на их необходимость жить по средствам. - Во взгляде в завтрашний день чего у вас больше: оптимизма или пессимизма? - Анализируя события, происходящие в Москве и стране, - больше пессимизма. Страну действительно надо модернизировать, но в чьих это сегодня интересах? С другой стороны, я, хорошо зная, верю в потенциал нашего управления, в потенциал каждого нашего специалиста. Мы не стоим, не ждем, мы движемся, мы в пути. А путь осилит идущий.

Автор : Варвара КОРИДЗЕ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Запертые в холодильнике
Запертые в холодильнике

Даже опытные полярные капитаны сегодня не берутся прогнозировать исход драмы, разыгравшейся у берегов Сахалина

Блог с вами!

Вторая древнейшая профессия была, есть и будет

Железнодорожники домучили перрон на Рабочей
Последние номера