Суровое обаяние Дальнегорска

Север Приморья мог бы стать туристической Меккой, но пока об этом мало кто знает

12 янв. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2863 от 12 янв. 2011
ce9735e410e157ff19feff372109c423.jpg Север Приморья мог бы стать туристической Меккой, но пока об этом мало кто знаетДальнегорск известен сегодня в основном благодаря перманентным мукам градообразующих предприятий, массовому отказу от централизованного отопления и непрекращающимся конфликтам между местными «авторитетными» политиками. Все это, безусловно, могло бы стать темой для целой серии публикаций. Но корреспондент «В», побывав в начале января в этом городе, посмотрел на Дальнегорск совсем другим взглядом – не столько журналиста, сколько туриста. Что из этого получилось – судить читателям «В».Городское «лица необщее выраженье»Самый восточный город Приморья – Дальнегорск удален от Владивостока более чем на 500 километров, поэтому вопрос: «Как туда добраться?» – далеко не праздный. Когда-то здесь работал аэропорт, который приказал долго жить в середине девяностых. Ближайшие воздушные гавани находятся в Кавалерово и Пластуне, однако рейсы туда выполняются лишь раз в неделю. Железной дороги в Дальнегорск тоже нет. Поэтому наиболее актуальным остается автомобильный транспорт – благо, что трасса А-181 Осиновка – Рудная Пристань несколько лет назад была приведена в нормальное состояние и по качеству отличается в лучшую сторону от «федералки» М-60 за Уссурийском. К тому же автомобильное путешествие дает возможность полюбоваться Сихотэ-Алинем во всей его красе.С видовой площадки на Высокогорском перевале, по которому проходит граница между Кавалеровским районом и Дальнегорским городским округом, открывается захватывающий вид на окружающие вершины, главной из которых является Якут-гора высотой 1328 метров. Далеко внизу видны остовы автомобилей, улетевших в пропасть много лет назад. В силу своего значения Высокогорский перевал регулярно убирается и посыпается, чего не скажешь о других перевалах в окрестностях города (об этом – позже).После перевала дорога несколько километров идет по узкому карнизу – асфальт здесь не укладывают, чтобы после дождя или снега трасса не превращалась в опасный каток. Миновав мост через реку Рудную, вы наконец попадаете в город. В Дальнегорске есть несколько гостиниц, стоимость койко-места в которых начинается от 700-800 рублей в сутки. Некоторые имеют формат гостиниц на дому с пятью-шестью номерами и общей кухней. О наличии мест и ценах в гостиницах лучше поинтересоваться заранее, чтобы по приезде в город не остаться не у дел. Дальнегорск, зажатый в узкой долине между крутыми горами, производит двойственное впечатление. После захода солнца фонари горят лишь на главном проспекте 50-летия Октября – возможно, именно благодаря этому центральная площадь со сверкающей елкой и высеченными изо льда фигурами животных восточного гороскопа радует глаз. Старые дома с заколоченными окнами и не убранные от снега тротуары коррелируют с яркими вывесками модных бутиков. Что касается продуктовых магазинов, то цены в них, несмотря на удаленность города, ощутимо ниже владивостокских. Видимо, сказывается невысокий уровень местных зарплат… Перевалы, перевалы, а я маленький такой…В самом городе достопримечательностей не так много – уцепиться глазу практически не за что. Однако в окрестностях Дальнегорска есть немало объектов, которые при надлежащем подходе могли бы стать настоящим магнитом, притягивающим туристов. Например, в окрестностях поселка (ныне – село) Краснореченского расположены заброшенные карьеры, рудники и горные выработки, с которых много лет тому назад начиналась история города. Чуть ближе к Дальнегорску находится село Тайга, в котором начинается дорога, ведущая в горы. Трасса изобилует крутыми поворотами, спусками и подъемами, а за перевалом неожиданно начинается большое плато, покрытое редкими деревьями. Еще один колоритный населенный пункт городского округа – деревня Черемшаны – расположен в 28 километрах от Дальнегорска. Узкая и извилистая дорога, больше похожая на бобслейную трассу, круто поднимается на перевал Горбуша и затем плавно спускается с него к патриархального вида деревне, которая вытянулась на несколько километров вдоль реки Черемуховой. Так что зимой Черемшаны практически отрезаны от мира. Правда, на карте, которую мы взяли с собой, были обозначены дороги из Черемшан в сторону Пластуна и к побережью, в район Лидовки. Первая представляла собой траншею в снегу, вторая и вовсе не была найдена. Стоит упомянуть, что самым популярным дорожным знаком в ДГО является знак «Скользкая дорога» вкупе с табличкой, устанавливающей зону его действия в 5 километров. По окончании этого отрезка стоит следующий аналогичный знак, что, в принципе, оправданно: чистить и посыпать дороги в населенных пунктах округа почему-то не принято. Так что количество снега на улицах и льда на дорогах превосходит аналогичный показатель во Владивостоке. Интересно, становится ли это поводом для возмущения среди местных депутатов? Маяки и скалы В 35 километрах от Дальнегорска расположен портовый поселок (ныне – село) Рудная Пристань. Здесь на корабли грузят лес и продукцию промышленных предприятий Дальнегорска. Главными местными достопримечательностями являются кекуры Два Брата и построенный в начале 1950-х годов маяк, что расположен на мысе Бриннера, прикрывающем вход в крохотный порт. Чтобы попасть к ним, необходимо, не доезжая Рудной Пристани, повернуть направо, к небольшому поселку Смычка. Мыс Бриннера представляет собой двуглавую скалу, на меньшей из вершин которой и воздвигнут маяк. Со второй, более высокой вершины открывается великолепный вид на бухту Рудная, поселок, а также побережье к северу от него. Правда, попасть туда не так просто – для этого нужно пройти по краю отвесного обрыва высотой в несколько десятков метров.Кекуры Два Брата, прославившиеся на всю страну благодаря неденоминированной купюре в 1000 рублей, расположены на некотором удалении от берега. Впрочем, подобные каменные столбы есть во многих местах на побережье – берег к северу от Рудной Пристани изобилует отвесными обрывами и крутыми скалами, которые разрушаются морскими волнами на протяжении тысячелетий. Асфальт исчезает вскоре после поворота на дорогу, которая идет на север, в Тернейский район. Потом асфальт ненадолго появляется лишь на подъезде к небольшому селу Каменка, вновь исчезая сразу после него. Если вы планируете ехать далеко и долго, резонным будет пополнить запасы топлива на расположенной в селе заправке, потому что следующая АЗС находится лишь в Пластуне.После Каменки широкая, но пустынная трасса километров 30 поднимается вдоль реки, а затем петляет по склонам прибрежных гор до самого перевала Китовое Ребро. В хорошую погоду отсюда видны горы и побережье Тернейского района на много километров вперед. Здесь же, на перевале, стоит табличка, обозначающая въезд в самый отдаленный район Приморья. Указатель больше похож на решето, так как многие местные водители считают своим долгом прострелить ее из пистолета – то ли от ненависти к соседям, то ли от восхищения великолепным пейзажем, открывающимся после очередного крутого поворота. Обо всем увиденном в Дальнегорском округе невозможно рассказать в двух словах. В данном случае абсолютно верная старая поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И если Китай, Таиланд, Корея и другие восточноазиатские страны уже давно исхожены жителями Приморья вдоль и поперек, то внутренний туризм ограничивается, как правило, летними выездами на море да зимними вояжами на немногочисленные лыжные курорты… Быть может, пора исправить ситуацию?

Автор: Александр САЛКОВ, «Владивосток»