Пять с половиной пунктов радости

Субъективные итоги культурной жизни Владивостока в Год Тигра

12 янв. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2863 от 12 янв. 2011
1f95207090266e10c510e4834c306180.jpg Субъективные итоги культурной жизни Владивостока в Год ТиграПодводить итоги уместно, на мой взгляд, всегда. Тем более если эти итоги – субъективный взгляд человека, не первый год пишущего о культурной жизни Владивостока и Приморья.Итак, в начале нового года предлагаю вам, дорогой читатель, «топ-5 с половиной» самых заметных событий и тенденций в культурной жизни края за 2010 год.1. Возможно, кто-то сочтет эти события не столь на самом деле важными, но для меня нет ничего более значимого, чем два факта одного порядка: Приморский краевой драматический театр молодежи (а точнее – его здание) попал под действие программы «Морской фасад Владивостока», а Приморский краевой театр кукол сумел благодаря разумной позиции всех сторон – администрации края, руководства Общества изучения Амурского края, дирекции театра – остаться в родных стенах еще на много лет вперед.Соловья, как известно, баснями не кормят, и вопрос о том, есть ли у артистов крыша над головой и в каком состоянии эта самая крыша, лично мне кажется очень важным.О том, в каком состоянии находится здание театра молодежи, много говорить не надо. Туда достаточно один раз зайти – и впечатлений хватит надолго. И это при том, что администрация театра изо всех сил пытается поддержать внешний вид, но не в ее силах остановить разрушение крыши, прорывы канализации, грибок и плесень. Зданию давно и бесповоротно требуется капитальный ремонт. Заметим, пять лет назад, на юбилее театра, этот самый ремонт труппе был торжественно обещан, но… Обещанного, говорят, три года ждут, но в случае с театром молодежи и этого срока оказалось мало. Пять лет коллектив жил ожиданием, и вот дождался – в рамках программы «Морской фасад» ему уже обещают не капитальный ремонт, а ремонт крыши и фасада… Хоть шерсти клок, как говорится… Правда, ремонт зала и других помещений театру все так же необходим, ведь если хоть одному гостю будущего саммита АТЭС вздумается посмотреть спектакль в зале театра молодежи, может выйти большой конфуз…Вся труппа театра кукол минувший год жила в подвешенном состоянии, перспектива остаться без крыши над головой была весьма возможной… И хотя, безусловно, радует тот факт, что театр остался в своем здании, хочется заметить, что и здесь не помешало бы задуматься о ремонте зала, к примеру…2. Одним из очень важных и заметных явлений в культурной жизни края я бы назвала участившиеся выставки мастеров-прикладников. Не только профессионалов в музейных залах, но и выставки мастериц-«владмамочек», например. Вопрос сувенирной продукции, вопрос о том, что сможет предложить Владивосток гостям форума АТЭС и туристам в качестве сувениров, давно уже перестал быть праздным, и только крайне недальновидные люди не могут не замечать его актуальности. Что купит турист? Сделанные в Китае сувениры из ракушек, на которых выложено латиницей «Владивосток»?А ведь у нас есть уникальные мастера, например, коклюшницы или мастера декупажа, вышивальщицы, вязальщицы, создатели авторских кукол… Если создать этим людям условия – предоставить помещения для сборов, устроить сеть сувенирных ларьков и магазинов с их изделиями, сделать традиционными ярмарки прикладников, вот тогда мы точно сможем предложить туристам уникальные сувениры, ни с чем не сравнимые, которые можно купить только у нас…3. Тот факт, что международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» посетили сразу две кинозвезды мирового уровня – Жерар Депардье и Венсан Перес, тоже представляется мне очень важным. Сам кинофестиваль – вообще явление первостепенной важности, ведь именно после того, как он заявил о себе и сумел закрепиться в городе, жители Владивостока всерьез заговорили о том, что городу нашенскому уготована особая роль – форпоста европейской, русской культуры на берегах Тихого океана, в Азии. И с первого года существования на фестиваль приезжали люди, чьи имена вызывают уважение у любителей настоящего кино: Ким Ки-Дук, Кшиштоф Занусси, Отар Иоселиани и многие другие… Но публике хотелось звезд, и вот они – звезды! В прошлом году – Катрин Денев, в этом – сам Депардье! Главное, конечно, не в том, что фанаты смогли от души покричать на звездной дорожке. Главное в другом: в город, который, как нам кажется, забыт богом и людьми, приезжают люди, которыми восхищается весь мир, и сюда, на другой конец материка, их привело событие в культурной жизни! Вот почему это так важно. Так же важно, как и то, что фильмы, снятые во Владивостоке владивостокскими режиссерами, принимают участие в известных фестивалях, к примеру в Каннском.4. Отмечу еще одну важную тенденцию в культурной жизни Владивостока. В самом начале прошлого года на сцене Пушкинского театра состоялась премьера спектакля «Очередь за счастьем». Эта антрепризная постановка, в которой приняли участие актрисы почти всех городских театров (Ирина Тарасюк, Светлана Кустова, Татьяна Зарюта, Анна Проскокова, Алина Коломова, Анна Чалая), возникла потому, что в театре ТОФ прошло сокращение кадров (об этом печальном явлении стоит говорить отдельно). Не было бы счастья, да несчастье помогло… – Идея возникла из многих обстоятельств, – рассказал режиссер спектакля Георгий Шапкин. – Я попал под сокращение и несколько актрис… А работать-то хочется, творческий-то заряд никуда не делся! «Очередь за счастьем» – спектакль удивительно светлый, талантливый, был отлично принят публикой, залы не пустовали. И это несмотря на то, что в городе работают четыре театра! Значит, есть еще ниша, есть желание и потребность в таких проектах. Вскоре в том же Пушкинском театре прошло премьерное представление молодежной театральной студии. Да, это были не профессиональные актеры, и уровень постановки был не слишком высок, но тенденция прослеживается отчетливо – в городе пустует ниша народного, если хотите, театра. Подтверждением тому стало появление под занавес 2010 года театральной студии, которую организовали Ксения Кравец и Мария Лысенко, актрисы театра имени Горького. Возможно, мы наблюдаем зарождение чего-то необычного и нового в культурной жизни города…5. Очень важным лично мне кажется тот факт, что не пустуют выставочные залы, что в галереях всегда есть посетители – и это на фоне постоянных кризисов, которые сотрясают мир. Конечно, важно и то, что художники, галеристы постоянно предлагают публике что-то новое, какие-то формы совместного творчества… Один из удачных примеров – акции, которые проводит молодой художник Павел Шугуров. Вряд ли горожане забудут его «Золотую рыбку», которая приплыла во Владивосток в начале минувшего года, хоть и растаяла она вместе со льдом по весне… Ну а «Обитатели Миллионки» никуда не уйдут, не растают, наоборот, они стали частью владивостокских мифов, они вросли легко, мгновенно в городские легенды, они привлекают туристов и заставляют даже тех, кто всю жизнь прожил в городе, совершать экскурсии по Миллионке и интересоваться историей и собственно этого уникального района города, и Владивостока в целом. Павел Шугуров и его товарищи из «33+1» не просто творят, они создают объекты, которые меняют нашу реальность. И это замечательно. Как замечательно и то, что именно Павел Шугуров стал официально городским художником. Тому, что в городе есть человек, который может сказать свое профессиональное веское слово в обсуждении внешнего облика Владивостока, можно только радоваться. Конечно, работы у Павла непочатый край, но…Конечно, пять пунктов – это далеко не все, что порадовало меня в культурной жизни Владивостока. Очень приятным явлением стало развитие оперного абонемента в сети кинотеатров «Иллюзион», особенно если учесть то, что Владивосток оказался едва ли не единственным городом, в котором показы опер на большом экране вызвали устойчивый интерес публики. Приятно также наблюдать за той огромной работой, которую ведут библиотеки Владивостока, становясь все больше центрами не только чтения, но и культуры в широком смысле этого слова, не зря же именно в библиотеках открылись курсы компьютерной грамотности для пенсионеров, пожилых людей и тех, кто по каким-то причинам не может иметь свой компьютер.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ