Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика

Улов на нашу голову

Рыбакам приходится осваивать не только технологии лова, но и доставки рыбы до населения
Улов на нашу голову
Рыбакам приходится осваивать не только технологии лова, но и доставки рыбы до населения – Рыбалка в 2010 году удалась, – говорят приморские рыбаки. Впервые за последние 10 лет улов превысил 700 тысяч тонн, это пятая часть от всероссийского улова. К тому же объемы вылова на 15 процентов превышают показатели прошлого года. Всего за 11 месяцев выпущено 533 тысячи тонн товарной продукции на 19,3 млрд рублей. При этом год еще не закончился, и последние данные будут еще выше. Но рыбаки довольны не только итогами большой рыбалки. Как отметил накануне во Владивостоке на пресс-конференции президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, Приморский край – единственный регион в России, где принята программа по развитию береговой переработки, которая начнет работать уже с января следующего года. Краевая администрация намерена дотировать «прибрежку» в размере полутора и выше рублей за килограмм рыбы в зависимости от степени обработки сырья: предусмотрены различные суммы доплат на выпуск мороженой рыбы, филе, консервов и пресервов. – Береговые предприятия будут заключать с администрацией края договоры и ежеквартально отчитываться, сколько и чего выпустили, – разъясняет механизм действия программы генеральный директор ООО «Акватехнологии» Сергей Слепченко. – Для рыбоперерабатывающих заводов это существенная поддержка. Меньше повезло морским фермам, которые занимаются промышленным разведением гидробионтов. Если береговые предприятия уже закладывают в свои бюджеты дотации краевой казны, то разводчикам морских огородов по-прежнему приходится рассчитывать только на себя. Сегодня развитие отечественной аквакультуры сдерживается целым рядом причин, главные из которых – это отсутствие как государственных, так и региональных программ по развитию этого сектора отрасли, о необходимости которых говорится уже много лет. Ресурсы банков для многих «огородников» недоступны, поскольку предприятия не обладают высоколиквидными активами, то есть имуществом, которое финансисты приняли бы в качестве залога за кредит. Следовательно, развитие аквакультуры стагнирует, делает вывод генеральный директор ООО НПК «Нереида» Виктор Покатилов. – Выращивание гидробионтов в большей степени инновационный процесс, и огромную роль здесь играют технологические разработки, – считает Виктор Покатилов. – Сегодня нет таких научно-исследовательских коллективов, которые могли бы передать морским фермам экономически просчитанные и доведенные до применения в реальном производстве технологии. Существующие лаборатории пользуются еще советскими методами, но они отработаны на уровне пробирки, то есть не годятся для промышленных заводов. Технологический запас предприятий марикультуры сегодня — это накопленный собственный опыт и помощь коллег из соседних стран – Кореи, Японии. Они с радостью делятся с нами современными технологиями. Но то «добро» не без корысти: взамен требуют рассчитаться поставками конечной продукции на их прилавки. Не имея средств на освоение технологий выращивания новых перспективных гидробионтов, владельцы морских огородов не могут расширить свой «ассортимент» и разводят в основном ставшие уже традиционными для Приморья гребешок, трепанг, морскую капусту. – Спрос населения на эти виды продуктов год от года растет, – говорит Виктор Покатилов. – Объемы продаж на внутреннем рынке выросли на 25-30 процентов. И это лишь десятая часть заказов, что мы смогли выполнить. Заниматься этим выгодно, потому что это продукты, к тому же вкусные и полезные. Но количество ферм не растет, поскольку «огородничество» – бизнес весьма рисковый. В один день можно без всего урожая остаться, как, к примеру, в этом году, когда из-за аномальных климатических факторов в акватории Японского моря все предприятия отмечают масштабную гибель товарного гребешка и молоди, а также отсутствие оседания личинок на коллекторы (из которых молодь и выращивается). Тут бы и пригодились государственная поддержка, страхование рисков. Такие фонды помощи пострадавшим существуют в той же Японии, Корее, Китае, но не у нас. Недоступность кредитных ресурсов сдерживает и обновление флота, отметили в ходе пресс-конференции. Приморские предприятия готовы строить 32 крупнотоннажных судна, но при условии решения вопроса финансирования. Рыбаки выбрали три проекта, но ни одно из предприятий рыбохозяйственного комплекса не готово выложить сто миллионов долларов за его постройку. При этом ряд лизинговых компаний готовы финансировать проект. Но только в том случае, если строительство будет вести ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Та согласна, но может разместить заказы лишь на трех заводах. При этом два из них – в центральной России – загружены на несколько лет вперед. Третий завод – в Комсомольске-на-Амуре – технически не готов выполнить заявку. Свои предложения выдвигают судостроительные верфи северной Европы, называя приемлемые сроки и цены. Но банки не готовы кредитовать строительство рыболовных судов без залогового имущества. А что рыбак может им предложить кроме старых ржавых судов по цене металлолома? На пресс-конференции затронули и вопросы реализации уловов. В этом году не было существенных проблем с доставкой рыбы в центральную часть России. Железнодорожники снизили тарифы на перевозку, без перебоев и в нужном количестве подавали под загрузку «термоса», секции, контейнеры. – Движение по железной дороге последние годы имеет тенденцию к ухудшению, – заметила руководитель ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева. – А сегодня обстановка на железной дороге усугубляется еще и тем, что забита грузами, идущими в адрес строек предстоящего саммита АТЭС. При этом железнодорожные станции не рассчитаны на такой огромный объем грузопотоков. Сегодня проблемы вылова рыбы в России нет, рыбаки с каждым годом добывают все больше. Но есть проблема доставки рыбы до прилавка, решением которой приходится пока заниматься тем же рыбакам, а не оптовым и розничным торговым сетям, транспортникам и владельцам холодильных складов. Слишком уж много посредников между рыбаками и магазинами, считает Георгий Мартынов. – Год назад подошло к причалу судно с первой партией горбуши нового улова, которую продали по 40 рублей. Ту же горбушу через час на рынке, что в 20 минутах езды от причала, продавали уже по 80 рублей, – приводит пример непомерного «аппетита» перекупщиков президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. – Если посредники есть, значит, они нужны, – уверен генеральный директор ООО «Южморрыбфлот» Александр Шулдык. – Как московский магазин получит нашу продукцию? Мы к нему придем с рыбой или они к нам? Где нам встречаться? Сейчас на рынке нет посредников-перекупщиков, сидящих на телефоне и перепродающих товар. Рынок их вытеснил, ныне каждый участник цепочки рыбак – прилавок выполняет определенную функцию, а если его услуги не востребованы, он уйдет с рынка. Устанавливать какие-то лимиты посреднических накруток – мера для бизнеса крайне непопулярная. Цены должен регулировать рыбный рынок. Как это сделать, до конца еще не продумано, на следующий год именно этот вопрос будет приоритетным в работе Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.

Автор : Александр КАРАСЕВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Христос АТЭС!
Христос АТЭС!

Аккурат к саммиту 2012 года архитектуру площади Борцов за власть Советов усилят православным собором

И Плющенко сдвинем мы с пьедестала

Во Владивостоке открывается сезон фигурного катания

Дед Мороз выдаст счастливый билет
Парни из Владивостока прославились в столице
Последние номера