Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Юбилей

Геннадий Хазанов: «Что на роду написано – то и будет»

Народный артист России не дает спуску ни чиновникам, ни дуракам
Геннадий Хазанов: «Что на роду написано – то и будет»
Народный артист России не дает спуску ни чиновникам, ни дуракам Геннадию Хазанову на роду было написано стать артистом. Как сейчас говорят – он по-любому должен был им стать. Во первых, его мама не стала артисткой только потому, что жизнь так сложилась: она должна была много работать, чтобы в одиночку поднять сына. Но и работая на заводе, она была самой активной участницей художественной самодеятельности – играла в народном театре. Когда Гена приходил на спектакли в клуб Московского завода имени Владимира Ильича, он получал удовольствие от самой атмосферы праздника, а волнение самодеятельных артистов передавалось их зрителям. Лет в двенадцать будущий комик Хазанов увлекся творчеством Аркадия Райкина. Да так, что сумел познакомиться со своим кумиром, к которому поклонников на пушечный выстрел не подпускали. Мэтр заметил в непосредственном мальчике божью искру и разрешил ему приходить на свои спектакли. Провал ради успеха Студентом театрального училища Геннадий Хазанов не стал. Нет, он не пошел с горя в кулинарный техникум. Он подал документы в Московский инженерно-строительный институт. И уже там, будучи студентом МИСИ, выступил на концерте с монологом студента кулинарного техникума. Артистический талант будущего инженера был так очевиден, что Хазанов после первого курса вновь подает документы в театральное училище. И снова – провал. Александр Ширвиндт, друг Хазанова, посоветовал ему попробовать подать документы не в театральное училище, а в эстрадно-цирковое. Но и туда поступить удалось лишь со второй попытки. Уникальный талант Геннадия Хазанова первой разглядела педагог училища Надежда Слонова. Она помогла одаренному студенту найти себя, сформировать репертуар. Это как раз тот случай, когда ученик превзошел учителя. Слонова как мудрый педагог и чуткий и искренний человек рассказала о своем ученике в книге. После окончания училища Хазанов стал профессиональным конферансье в коллективе, которым руководил сам Леонид Утесов. Утесов и Брежнев Работа в коллективе Леонида Осиповича Утесова стала бесценным даром судьбы. Молодой актер имел возможность видеть настоящего артиста, разговаривать с ним, проникаться его мудростью. Он учился понимать жизнь и себя. А кое-что поняв о самом главном, стал выступать самостоятельно. В такие времена, когда ни о времени, ни о себе лучше бы ничего не знать. Или, по крайней мере, не говорить об этом вслух. «Тиграм мяса в зоопарке недодают», – это сатира. Но не самая ядовитая. А та, которая разъедала глаза власть предержащим, скоро вышла боком самому артисту. «Сатира нигде не может сдать экзамен. В экзаменационной комиссии сидят ее объекты», – эту фразу, автор которой польский сатирик Станислав Ежи Лец, часто цитирует Хазанов. Ему она понятна и близка, как никому другому. Его тексты нещадно правили и «вычищали». А он продолжал выступать. Где-то «заводил за угол». Где-то прикидывался «дурачком». Но всегда говорил то, что считал нужным сказать, то, что не мог не сказать. «Поржать» – это не про зрителя Хазанова. Классическое «смех сквозь слезы» – вот это о нем. А потом наступила перестройка. Где каждый день – день смеха сквозь очень горькие слезы. Рухнула страна, придавив собой эстрадное искусство. А то, что возродилось, носило уже другое название: шоу-бизнес. Артист Хазанов не хотел быть бизнесменом. И еще меньше он хотел быть шоуменом. Он уже был артистом. И не хотел предавать профессию. В 1997 он стал художественным руководителем Московского государственного театра эстрады. При этом сам перешел на актерскую стезю. Стал играть в серьезных драматических спектаклях, сниматься в кино. Страна выжила, став другой. Хазанов тоже выжил, став другим. Но именно это помогло сохранить глубинную суть. Ведь ему на роду было написано – быть артистом, и никакие перевороты, катаклизмы и смены формаций этому уже не помешают. Театр эстрады и кино Когда новоиспеченный худрук занял свое место в театре эстрады, дела там были, мягко говоря, не очень. 13 проданных билетов на вечерний спектакль – такая реальность. Он, уже не видя себя как эстрадного артиста, взялся эстраду возрождать. На это потребовалось несколько лет. И много сил, а возможно, и лет жизни… Но итог на сегодня такой: в театре эстрады, в котором 1300 зрительных мест, каждый день аншлаг и переаншлаг. –Я пришел на руины и постарался сделать все, что мог. И думаю, что что-то в итоге получилось. По крайней мере, зритель в театр вернулся, – говорит Геннадий Хазанов. Теперь в театре эстрады, который не поменял и никогда не поменяет название, и выступают эстрадные звезды, и идут антрепризные спектакли. И – самое важное – идут свои, собственные спектакли. В них играет и сам Геннадий Хазанов. Это «Морковка для императора», «Все как у людей», «Ужин с дураком», «Смешанные чувства». Партнеры по спектаклям у Хазанова – актеры с большой буквы: Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Инга Оболдина. Драматические актеры сразу же, без оговорок, приняли в свой клан бывшего эстрадного артиста. И драматический талант Хазанова оказался не менее сильным, чем эстрадный. А сам он безмерно рад, что может зарабатывать на жизнь и реализовывать себя праведным путем – выкладываясь на сцене, отдавая свой талант людям. У драматического артиста больше возможности проявить свой талант, ведь его не купишь ни за какие деньги, не «проспонсируешь», как это делается в шоу-бизнесе. А еще есть отдушина – кино. Лицо Хазанова настолько «киногенично», что его роли запоминаются раз и навсегда – от учителя в итальянской школе в киножурнале «Ералаш» до Марата в «Маленьком гиганте большого секса». Геннадий Викторович говорит, что и сейчас есть интересные предложения в кино, но он пока с ними не определился. Язык мой – друг мой Под горячую руку Хазанову лучше не попадаться. Отбреет так отбреет! Не будет лицемерить, рефлексировать, дуться или, что еще хуже, говорить за глаза. В глаза такого скажет – мало не покажется! При этом лишь в рамках самообороны. Или обороны своего человеческого достоинства. И не важно, кто перед ним: хамоватый милиционер или раздувшийся от самомнения государственный муж. –Я помню такой гениальный случай с Геной, – рассказывает режиссер, директор киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. – Мы были приглашены на Олимпиаду в Сеул, чтобы поддержать наших артистов. И вот рядом с Геной образовался целый круг из наших спортсменов. Он что-то рассказывает – все хохочут. И вдруг прямо через круг, как через арену, идет подвыпивший чиновник от российского Олимпийского комитета. И так по-отечески хлопает Хазанова по плечу. У меня аж сердце сжалось от напряженности… А Хазанов тут же, ни секунды не думая… целует себя в плечо, по которому его потрепал чиновник! Хохот раздался гомерический! Так гениально выйти из ситуации мог только Хазанов! А свои спектакли Хазанов часто начинает обращением к «особо одаренным зрителям», которые никогда, несмотря на просьбы администраторов, не выключают мобильные телефоны. Он тоже просит… –Дорогие зрители, я вас прошу: не отключайте свои телефоны! И не ограничивайте себя ни в чем, пока идет спектакль. И вообще – спасибо, что купили билет и пришли! Личное и очень личное У Хазанова одна жена, одна дочь, один театр и два дома – недалеко от Москвы и в Израиле, недалеко от Тель-Авива. Супруга Злата – бывшая балерина. Дочь Алиса – бывшая балерина и хореограф. Сейчас пробует сделать карьеру в кино. Как и отец – сама. Главная роль в фильме Николая Хомерики «Сказка про темноту» сделала ее известной как среди зрителей, так и среди режиссеров. Фильм был показан на Каннском фестивале. Внучка пока еще слишком маленькая, чтобы делать прогнозы относительно ее будущего, – пока она просто любимая дочка и любимая внучка… –В любви главное – свобода, – говорит юбиляр. – Даже ошибки человек должен совершать в свободном состоянии духа, а не по принуждению. Не все друзья и коллеги Хазанова поняли и, как раньше говорили, «одобрили» его решение уйти с эстрады в драматические актеры. –Я думаю, что Геннадий Хазанов внутри, втайне, всегда мечтал о драматическом поприще, – говорит Борис Грачевский. – И он осуществил свою мечту. Хотя был он фантастическим эстрадным артистом, любимцем публики и даже почти догнал по популярности Аркадия Райкина. Почти – потому что его путь на эстраде оказался короче, чем у Райкина. В любом случае Геннадий – смелый и очень талантливый человек! Я и желаю в его юбилей одного: чтобы все его мечты сбывались, а его возраст – 65 лет – на него никак не влиял! Сам же Геннадий Хазанов уверен в одном: какими бы дорогами ты ни шел – судьба не даст тебе уйти от главного. И его жизнь тому яркий пример: в какие бы двери ни заходил Хазанов, выход у него всегда один – на сцену!

Автор : Мария ДОНСКАЯ

В этом номере:
«Снежный дозор» спешит на помощь
«Снежный дозор» спешит на помощь

Студенты в детсаду потрудились не по-детски

Распил», еще «распил»...
Распил», еще «распил»...

Кустарно собранные в гаражах «японки» стали ответом на заградительные пошлины

Во Владивостоке мошенники обманывают клиентов автошкол
Возвращение блудного мужа
Возвращение блудного мужа

Пытаясь вернуть любимого человека, главное – не теряйте чувство собственного достоинства

Стройные женщины слабые, но живучие
Последние номера