И никакого фотошопа!

Знаменитый британский фотохудожник «немножко боится» Владивостока

3 нояб. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2826 от 3 нояб. 2010
81eceddc5dc33c03290f9307d893f17b.jpg Знаменитый британский фотохудожник «немножко боится» ВладивостокаРольф Гобитс – величина мирового уровня в фотоискусстве. Его имя входит в список 100 людей, внесших, по версии People of today, наиболее значительный вклад в культуру ВеликобританииОн сотрудничает с Английской королевской почтовой службой, а созданные им снимки собственноручно отбирает Ее Величество Королева Великобритании. Работы Гобитса включены в учебники многих стран. А у владивостокцев есть шанс увидеть его снимки вживую – на выставке в галерее «Арка».Во Владивосток Рольф Гобитс приезжает уже во второй раз, что, впрочем, неудивительно – его супруга родом из нашего города. И шесть лет назад фотохудожник уже приезжал… Но в его доме нет фотографий из Владивостока. И вообще нет ни одной работы, которую сделал бы сам Рольф.– На стенах в моем доме, – говорит он, – висят только снимки, которые я коллекционирую, и снимки моих учеников. И даже фото моей мамы нет.А во Владивосток мне было очень интересно вернуться, я вообще люблю приезжать в такие места, куда не так просто добраться. Посмотреть людей, жизнь в этом месте…Владивосток – интересный город, сильно отличается от Лондона. Иногда я опасаюсь направлять камеру на людей, мне кажется, что не все рады оказаться в кадре. Иногда прошу жену, чтобы спросила у человека, можно ли его сфотографировать.Кстати говоря, на выставке в «Арке» будут представлены несколько снимков Владивостока, они сделаны шесть лет назад. Тогда меня в вашем городе интересовало все, все казалось таким необычным и новым. А теперь я пытаюсь более внимательно смотреть на вещи, вникать…И сразу скажу: видно, как город изменился. Много новых зданий появилось. Не все они удачно вписались в ландшафт, но некоторые – очень красивые. Кстати, мы были не только во Владивостоке, посетили и Чугуевку. Там люди проще. Наводить камеру на них мне было спокойнее. Я их не боялся.– Ваши работы – это постановочные кадры?– Далеко не все. И случайные фото, и те, над которыми я работаю. Если я снимаю человека какой-то профессии, то прошу, чтобы они показали, чем они занимаются, и выбираю какую-то часть работы, которую потом и снимаю.– Что вам интереснее снимать: людей, природу, города?– Все. – Серия «Странствующие артисты», которую вы покажете в «Арке», создавалась много лет?– О да. Более 20 лет. Еще в университете мне показалось интересным собирать снимки людей исчезающей профессии конферансье, профессии, которую уничтожало телевидение. Я пытался запечатлеть ускользающую натуру...Несколько снимков Рольфа Гобитса еще до начала выставки в «Арке» были выставлены на благотворительный аукцион, собранные деньги были переданы в фонд «Оберег», который помогает детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. – Это хорошо и правильно, – считает Рольф, – отдавать что-то тем людям, которым меньше повезло в жизни. Это позволяет душе раскрываться… Я много занимаюсь благотворительностью в Англии, правда, чаще там собирают деньги на исследования тяжелых заболеваний – рака, СПИДа… Свои работы на благотворительность отдаю с удовольствием. Мне нравится, что они будут висеть у кого-то дома и не только радовать эстетически, но еще и напоминать о благом деле.– В момент зарождения фотографии ее отказывались признавать искусством…– Но она стала искусством. И это решает каждый для себя, что перед ним – искусство или просто снимок. Фотографировать могут все, но сделать снимок, перед которым замирают в восхищении люди, способны единицы.– А не является ли развитие цифровых технологий угрозой для фотоискусства? Все ведь фотографируют?– Это истинная правда. Цифровая технология изменила все. Я снимаю на пленочную камеру. Так что сначала задумываюсь, прежде чем щелкнуть. А большинство людей сначала щелкает, а потом задумывается… Я часто говорю: буквы знают все, но написать «Войну и мир» способен только Толстой. Обычного человека с фотоаппаратом от фотохудожника отличает простая вещь: все умеют смотреть, но только немногие – видят. – Вы не признаете фотошоп?– О да. Я люблю истинное чистое искусство. Эта программа для тех, кто не умеет делать совершенные снимки только при помощи камеры…– Есть ли у вас секреты мастерства?– Думаю, что нет. Если есть, то я только что о них рассказал. Хотя некоторые фотографы делают вид, что они такие загадочные… А ведь если фотография плохая, неважно, какой техникой это снято, какие примочки использовались, она плохая – и все.– Какой снимок у вас самый любимый?– Тот, который я только что сделал.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ