Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Общество

Лифт в никуда

Новые технические требования к подъемникам могут... лишить большинство россиян этого средства передвижения
Лифт в никуда
Новые технические требования к подъемникам могут... лишить большинство россиян этого средства передвижения По решению правительства все высотные здания, в том числе и старые, оборудуют суперлифтами. Вернее, должны оборудовать. Вот только условия для муниципалитетов, ТСЖ и прочих собственников домов крайне неподъемные. Потому, похоже, скоро очень многим из нас придется ходить на верхние этажи пешком… В октябре нынешнего года в силу вступил техрегламент «О безопасности лифтов». Согласно документу в течение 5-7 лет все эти агрегаты должны пройти экспертизу на соответствие новым требованиям. Подъемники, оказавшиеся «вне закона», предстоит заменить, а если на это нет денег – отключить. Такая судьба постигнет более чем 30 процентов лифтов всего Приморья. О печальных перспективах жителей верхних этажей корреспонденту «В» поведал почетный работник ЖКХ России Алексей Журавель, директор ООО «Инженерный центр технической безопасности и диагностики «Лифтнадзор». Заманчиво, однако… В былые годы все, что связано с эксплуатацией подъемников, регламентировалось «Правилами устройства безопасной эксплуатации лифтов» – документом, разработанным Ростехнадзором и периодически переиздававшимся. Сейчас же нормативная база была полностью переработана, для чего потребовалось разработать 14 новых ГОСТов. Благодаря новому документу людям с ограниченными возможностями наконец-то станет удобно пользоваться лифтом. Проем въезда будет широким, появятся поручни, а панель приказов (как на площадке, так и внутри кабины) должна находиться на уровне, удобном для использования людям с ограниченными физическими возможностями. Новые подъемники станут и более пожаробезопасными. Раньше лифты (особенно купе-кабина) изготавливались из горючего материала – ДСП и пластика. Из такого же материала – пластика и жести – были и двери шахты. Учитывая, что при пожаре дым и огонь стремятся именно в шахту – своего рода вытяжную трубу, это было отнюдь не безопасно. Поэтому кабина современного лифта выполнена из пожаростойких материалов и вроде как выдерживает высокую температуру не менее трех часов, при этом совершенно не деформируясь. В течение двух часов при отключении питания лифта должно работать и аварийное освещение. Это особенно важно для пожилых людей и детей, случись им вдруг застрять в кабине. Кстати, лифты последнего поколения электронные и подключаются к программе сигнализации в здании, которыми по новому СНИПу должны быть оборудованы все высотные здания. В схеме умного механизма есть режим работы «Пожарная опасность»: при срабатывании датчика на лифт поступает команда. И если кабина в этот момент находится в движении, то тормозит на первой же остановке, двери открываются, и до устранения проблем лифт никуда не поедет. Оторвать и выбросить Самое важное – принятый ранее срок эксплуатации лифта (25 лет) становится обязательным. То есть отработал агрегат положенный срок – его надо или менять, или модернизировать. Это уж как решат органы сертификации. Впрочем, как утверждают специалисты, лифты, установленные до 1990 года, модернизировать смысла нет. Обновлять там попросту нечего, а если еще учесть качество строительной конструкции… Стены разрушаются, появляются сколы, трещины, что отнюдь не гарантирует нам – жильцам многоэтажных зданий – безопасности. С более «молодыми» устройствами дело несколько лучше. Но и их модернизация – понятие достаточно условное. Документы на устройство – устаревшие. От лифта остаются лишь направляющие кабины и каркас противовеса. Плюс раз в пятилетку металлоконструкции требуется экспертиза. И нет никакой гарантии, что лет через десять после капремонта сия металлоконструкция не сгниет до основания. Тем более что наш муссонный климат очень уж способствует ржавчине и коррозии. А стоить такая модернизация будет лишь на треть дешевле полной замены лифта. К слову, чтобы заменить лифт в 9-этажке, потребуется более 1 млн рублей. Если же все-таки кто-то решится на подобный подвиг, то придется менять все и бесповоротно. На десятый – пешком Учитывая то, что сейчас дома переданы собственникам, все расходы по замене лифтов лягут на их плечи. А нет денег – ходите пешком. – Если мы (ООО «ИЦТБД «Лифтнадзор». – Прим. авт.) даем заключение, что лифт опасен для использования, его нужно вывести из эксплуатации, – говорит Журавель. – Но если владелец на свой страх и риск решает продолжить его работу, то с этого момента всю полноту ответственности несет он. Мы свои решения отправляем в высший орган по сертификации – в Росстандарт. О том, что опасный лифт все же работает, ставится в известность Ростехнадзор. И уже эта он имеет право остановить его на трое суток и передать документы в суд, который по закону является у нас последней инстанцией. По словам специалиста, сейчас в Приморье примерно 4600 лифтов. Из них свыше 50 процентов работают более четверти века. Ведь самое активное строительство большого Владивостока пришлось на 70-е – начало 80-х годов прошлого века: тогда в год вводилось в эксплуатацию до 300 подъемников. Теперь каждый год эти самые 200-300 агрегатов будут перешагивать 25-летний рубеж. А так средства на замену лифта у собственников вряд ли появятся (уж очень суммы впечатляющие), то придется нам ходить пешком. И мамашам с коляской в одной руке, а дитятей – в другой, и старикам с палочками… – Идут разговоры, что, возможно, все это будет переложено на плечи местных администраций, – комментирует почетный работник ЖКХ. – Но таких средств нет даже у самых богатых из них. Муниципалитеты даже не могут выполнить свои обязанности по замене лифтов в медицинских учреждениях. Например, в больнице поселка Кировского стоят подъемники венгерского производства – сейчас уже и завода такого нет. В селе Хороль то же самое: в учреждении работает лифт, установленный в 1966 году. Ни заводов, ни людей В России всего три завода выпускают эти подъемные устройства, и то два из них работают только на сборке. А в стране требуется ежегодно менять порядка 75 тысяч лифтов. Поэтому правительство разрешило иностранным компаниям поставлять свою сертифицированную продукцию. Но цена ее в основном значительно выше отечественных аналогов. Не хватает и квалифицированных кадров. – Ни одно учебное заведение Приморья не выпускает специалистов по лифтовому направлению, – утверждает Алексей Степанович. – Нам приходилось на базе бывшего Дальлифтремонта набирать по объявлению людей, читать им лекции, давать практику – в общем, обучали и принимали экзамены. Из двадцати человек оставалось только трое, потому как работа механика сложная, тяжелая и ответственная. А уж сейчас, когда лифты становятся электронными, специалист должен иметь образование механика-электронщика. Однако и это еще не все. По словам специалиста, в последнее время на лифтовом рынке возникло множество организаций, где весь штат – ручка, компьютер, руководитель и утомленный нарзаном механик. Люди к ним идут, поскольку лжекомпании обещают сделать нужные работы за треть цены. Они-то сделают, только вероятность того, что уже на следующий день лифт снова сломается, равна 99 процентам. А немаленькие деньги стребовать не с кого. Чтобы не попасться на эту удочку, обязательно интересуйтесь, является ли лифтовая компания членом одной из профильной СРО (саморегулируемая организация –некоммерческая организация, основанная на членстве и объединяющая субъекты предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства. – Прим. авт.). Эта организация несет ответственность за своих коллег и выдает допуск на производство определенного вида услуг. Если нет – значит доверять ей не стоит.

Автор : Ольга СИРОТКИНА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Лифт в никуда
Лифт в никуда

Новые технические требования к подъемникам могут... лишить большинство россиян этого средства передвижения

Библиотека превращается в очередной  банк
Библиотека превращается в очередной банк

В здании бывшей «читальни» открылась еще одна финансовая организация

Несмотря на похолодание, во Владивостоке продолжается ремонт дорог
Последние номера