Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Парк культуры

Волшебная палочка Владимира Спивакова

Выступление Национального филармонического оркестра России во Владивостоке – это самое настоящее чудо
Волшебная палочка Владимира Спивакова
Выступление Национального филармонического оркестра России во Владивостоке – это самое настоящее чудо Почти 20 лет в наш город не приезжали столь знаменитые, а главное – столь многочисленные (110 человек на сцене!)коллективы. Но Национальный филармонический оркестр России (НФОР) уникален сам по себе. Созданный всего лишь в 2003 году, он за какие-то семь лет (возраст для оркестра почти что грудничковый) сумел войти в число лучших коллективов мира, стать практически на равных с оркестрами, имеющими столетние традиции. Сегодня оркестр популярен и очень востребован во всем мире. НФОР с самого момента создания поставил себе цель: вести активную концертную деятельность именно в России, причем не только в Москве и Питере, но и в регионах. С каждым новым сезоном оркестр давал все больше концертов по стране, в этом году было уже четыре больших гастрольных тура, включая проведение двух фестивалей «Владимир Спиваков приглашает» в Перми и Челябинске (около 30 концертов). От Калининграда до Владивостока и от Североморска до Сочи НФОР проехал всю страну с концертами, оправдывая свое название… - Мы много ездим по России, и мне радостно видеть, что страна оживает, - говорит Владимир Теодорович. - Это очевидно совершенно. По всему нашему маршруту мы видим, как города начинают расти: новые здания, новые гостиницы, храмы, больницы. Много лет назад я приезжал на Сахалин и всегда вспоминал Антона Павловича Чехова. И понимал, что не изменилось ничего – больше чем за сто лет. Но когда два года назад мы были там с «Виртуозами Москвы» и побывали тогда даже на Чукотке, я увидел, что все­таки жизнь берет свое. И это очень приятно. К тому же такое турне, как у нас сегодня, провести 10 лет назад было просто невозможно. А теперь нам помогают министерство культуры, спонсоры, которые понимают, что не хлебом единым жив человек. Это нужно осознать очень глубоко. А задача нашего оркестра и всего гастрольного тура… Я не люблю слово «пропаганда», но задача каждого художника в том, чтобы показать масштаб вещей. Это касается и жизни, и ее аспектов, и того, что мы играем… Живем¬то мы в основном на проценты с того, что сделано было другими до нас: Сергеем Рахманиновым, Петром Чайковским, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым и так далее, так что мы богаты, несмотря на кризис. Сам приедет! С «Виртуозами Москвы» мы много ездили по стране… Поэтому сегодня, куда бы мы ни приехали, ничего не нужно – никакой рекламы… Кстати, когда мы только начинали ездить с НФОР с гастролями, в нескольких городах видел очень забавные афиши: «Национальный филармонический оркестр России. 110 человек. Главный дирижер – народный артист Советского Союза Владимир Спиваков». И ниже огромными буквами фломастером было приписано: «приедет сам!». - Почему именно такую программу вы выбрали для Владивостока? - Мы во всех городах играем разные программы. «Чарли Чаплин» - наш мультимедийный проект. Впервые я показывал его в Москве на фестивале. Моя жена Сати вообще критически настроена по отношению к моим начинаниям, всегда говорит, что и где было не так. А когда прошел «Чарли Чаплин» и я спросил ее мнение, она вдруг ответила: потрясающе. Кроме того, во Владивостоке мы пригласили выступить с нами замечательного китайского солиста Фен Нина. Недавно я проехал с ним и Молодежным симфоническим оркестром страны СНГ: Казахстан, Туркмению, Украину, Азербайджан, Армению. Играли в Москве. Этот оркестр – наглядный пример не только сосуществования, но и совместного созидания, человеческой гармонии, дружбы и любви. Вы только представьте себе: казахи, киргизы, туркмены, таджики, азербайджанцы, армяне играют вместе, танцуют, едят вместе, дружат, ходят в музеи… Вы понимаете, что это значит? Это потрясающе! Это напомнило мне, как Чаадаев в своих «Философских письмах» перевел замечательную мысль Паскаля: все человечество – это один человек, живущий вечно. Если бы еще политики так думали, мир бы изменился в лучшую сторону. А мы все так этого хотим, правда? Помощь детям и не только У Владимира Теодоровича особое отношение к молодым музыкантам. Существует международный благотворительный фонд, который поддерживает молодые таланты (не только музыкантов, но и художников) на всем постсоветском пространстве. Формы поддержки разные: кто­то участвует в мастер¬классах, кому-то помогают купить инструменты, кто­то выступает вместе с оркестром, а кому¬то и жизненно необходимые операции оплачивают… - Так случилось, что 17 лет назад я создал благотворительный фонд помощи детям и не только детям, - рассказывает Владимир Спиваков. - Прекрасно отдавал себе отчет в том, что когда разрушилась такая великая империя, как Советский Союз, при таком страшном политическом землетрясении будут страдать самые слабые и уязвимые – дети и старики. Я просто себя спросил: что я могу сделать независимо от государства как человек, который здесь вырос, воспитан на великой русской культуре? Сегодня фонд разросся, можно сказать, что благодаря ему у меня дети по всей стране и СНГ. Вот пример, вам близкий. Мы провели достаточное количество концертов с Александром Синчуком, обладателем премии Рахманинова. Он уже восемь лет стипендиат моего фонда. В двух или трех фестивалях «Москва встречает друзей», который я провожу ежегодно в Москве, принимали участие юные художники из Владивостока. И в каждом городе, получается, у меня дети. Вот так и сложилась у меня огромная семья. Эти связи нерушимы… На выступления оркестра во Владивостоке были приглашены дети из музыкальных школ города, дети, страдающие онкозаболеваниями. Кроме того, 23 октября оркестр провел открытую репетицию – с полным залом, куда были приглашены музыканты, студенты академии искусств и музучилища… Творческое кредо - Музыка должна принадлежать всем, кто хочет ее услышать? - Да, это общечеловеческая речь, она принадлежит всем, но на концерт могут попасть не все – по разным причинам. И потому мы проводим открытые репетиции – привозят к нам детей из детских домов, детей­инвалидов, приходят ветераны… Мне кажется, что это и воспитательное значение имеет, нужны же людям, детям хорошие примеры. Чтобы личность человека состоялась, нужно несколько компонентов: несомненно, способности, талант. Обязательно – хорошие примеры. И – препятствия. И вот так, в этих процессах, и выковывается человеческая личность. Я совсем не ожидаю, что люди, которые приходят в зал, все как один музыковеды и знают все тональности и все части, все модуляции и побочные партии исполняемых нами произведений. Это вовсе не обязательно. Главное – чувствовать то вечное, что переходит из века в век. -Кого из современных композиторов вы считаете достойным исполнения? - Понятие современности очень непростое. Современным может быть то, что было написано очень давно. Шекспир, к примеру. Нужно не забывать, что по¬настоящему оценить творчество удается только с большой дистанции. Нужно, чтобы прошло время. Когда случилась трагедия в Московском метро, взрывы эти страшные… Я через несколько дней буквально в Большом зале консерватории играл на концерте, посвященном 80¬летию Игоря Безродного. Играл Шнитке. И это звучало так, словно было написано об этих взрывах, как будто у человека сняли кожу и остались одни нервы… - Как бы вы выразили ваше творческое кредо? - Поэтическое у меня сегодня настроение, не знаю почему, может, ваша чудесная погода помогает. Так вот мне вспомнились стихи одного поэта: передо мной стекло, оно прозрачно и светло... Сквозь него я вижу мир, людей, которые плачут и смеются. Но стоит мне хотя бы малую часть стекла смазать серебром, как оно становится зеркалом и я перестаю видеть людей, вижу только самого себя… Так вот важно, чтобы стекло всегда было прозрачным. - У вас одна и та же дирижерская палочка? - Да. Ее подарил мне Леонард Бернстайн. Она волшебная. Она не будет играть фальшиво. Если ошибусь, то я, не она. Справка В Александр Синчук – пианист, лауреат множества престижных конкурсов. Музыкант начинал обучение в Большом Камне. Позже его творческим куратором стала известный педагог, профессор, заслуженная артистка России Изольда Земскова (ДВГАИ). Именно под ее руководством пианист солировал с Тихоокеанским симфоническим оркестром, исполнив первый концерт Мендельсона. С 2006 года обучался в Москве. Средний возраст музыкантов в оркестре – 40 лет, по географической составляющей они представляют почти все регионы России. Для нынешних гастролей оркестр специально зафрахтовал самолет. Большинство крупных инструментов обычно во время гастролей перемещается по стране в фуре, но так как на Дальнем Востоке слишком большие расстояния и машины просто не успевают, музыканты загружают, что возможно, в самолет, а остальные инструменты – контрабасы, литавры ¬ арендуют у местных оркестров. В НФОР существует уникальная дирижерско-стажерская группа, в состав которой входят только перспективные молодые дирижеры, не имеющие работы в данный момент. Всего их 17 человек, за время работы в группе многие смогли найти работу: пятеро – в Москве, четверо – в России. Один из участников группы получил престижнейшую премию на дирижерском конкурсе имени Густава Малера.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
Якутский марафонец финишировал в Приморье
Затишье цен на АЗC. Перед бурей?
Хвостатое очарование
Последние номера