Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Юбилей

Режиссер человеческих душ

Мэтр российского кинематографа Никита Михалков отмечает 65-летие
Режиссер человеческих душ
Мэтр российского кинематографа Никита Михалков отмечает 65-летие С чувством юмора у народного артиста России, режиссера, председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова все в порядке. Поэтому мелкие неприятности стекают с него как с гуся вода. Улыбнулся, а порой и просто ухмыльнулся в усы - и проблемы как не бывало. Такое, по крайней мере, складывается впечатление. А какие неразрешимые проблемы могут быть у человека из аристократического клана Михалковых-Кончаловских, который существует уже не одно столетие и, судя по числу «мелкой поросли», будет только разрастаться из года в год, из века в век? Никита Михалков – младший сын известного детского писателя, автора всенародно любимой поэмы «Дядя Степа» и трех наших гимнов Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской – писательницы, переводчицы, дочери художника Петра Кончаловского и внучки художника Василия Сурикова. Неудивительно, что у таких родителей родились и выросли исключительно одаренные дети. Тяга к прекрасному, ко всему, что раскрывает и лечит душу, им передалась по наследству. И старший сын Андрей Кончаловский, и младший Никита Михалков стали известными режиссерами и общественными деятелями. Житейская мудрость гласит, что благодарных детей не бывает. Но это не в случае с Никитой Михалковым. Его мамы не стало в 1988 году, а отца – в 2009. Но даже сейчас убеленный сединами режиссер говорит о них с уважением и нежностью. - Последние годы мама жила на даче на Николиной горе, - рассказывает Никита Сергеевич. – Она старела красиво, с достоинством. Даже в больнице, в реанимации, она оставалась собой… Мама не умерла, а ушла – спокойно и достойно, так же, как и жила… Ей было 85… Отец – знаменитый «дядя Степа», как звали советские дети писателя Сергея Михалкова, придумавшего историю про героического и очень высокого милиционера, – пережил любимую жену на 21 год: он умер в 2009. На похоронах отца, деда, прадеда собралась вся многочисленная семья Михалковых-Кончаловских. Красивые, видные, достойные – как люди, положившие начало их именитому роду. Теперь Михалков-старший – это Никита Сергеевич. И груз ответственности за род лежит на нем и его брате – Андрее Кончаловском. Шагая по Москве Впервые Никита Михалков - темпераментный, взрывной мальчишка - снялся в кино в 14 лет. Это была маленькая роль в картине «Тучи над Борском». В 15 – роль в кино «Приключения Кроша». Но все это было репетицией перед ролью, которая принесла Никите Михалкову всенародную любовь и славу. В 18 лет он сыграл в фильме молодого режиссера Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Проснувшись знаменитым, решил поступать в театральное училище, чтобы стать профессиональным актером. Потому что жизни без кино уже не представлял. Любовь к кино стала причиной его отчисления из училища. Михалков начал сниматься в фильмах уже на первых курсах, что было строго запрещено. Выход был найден: он стал студентом Всероссийского института кинематографии, поступив на курс Михаила Ромма. Студенту Михалкову прочили блестящее творческое будущее. А он сразу после окончания института ушел служить на флот… И это был не вызов аристократической семье, друзьям, преподавателям. Это было проявление характера и самой сути будущего именитого режиссера. Священный долг перед Родиной он понимал буквально. Как и служение Родине, России. Жестокий романс Так «исторически» сложилось, что обычный зритель не разделяет фильмы на «которые снял Михалков» и фильмы, «в которых снялся Михалков». Само появление Никиты Михалкова в кадре стало «фирменным знаком», который говорил о том, что это картина Михалкова. Возможно, это пошло после выхода на экраны первого фильма молодого режиссера «Свой среди чужих, чужой среди своих». И критика, и зрители восторженно встретили работу 29-летнего режиссера, которого язык не поворачивался назвать начинающим. «Первый блин» как произведение киноискусства оказался практически идеальным. Почувствовав в себе необыкновенный творческий потенциал, Михалков начинает снимать одну картину за другой. Почти каждый год на экраны выходили его новые картины: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Без свидетелей»… А роль в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс» сделала Михалкова кумиром советских женщин, которые устали от образов передовиков производства и «праведных» секретарей райкомов партий. Герой Михалкова Сергей Сергеевич Паратов до сих пор остается одним из экранных секс-символов. И пособием для врачей-психотерапевтов. Глядя на него, можно понять, почему женщины предпочитают негодяев порядочным, преданным мужчинам. Потому что таких «негодяев» невозможно не любить. Мастроянни, «ТРИТЭ» и Наденька Слава о советском режиссере дошла и до зарубежья. И в 1987 году Михалков приглашает на роль в свою картину «Очи черные» культового итальянского актера Марчелло Мастроянни. Во время съемок у Михалкова и его жены Татьяны родилась младшая дочь Надя. Режиссеру было 43 года. От радости он решил «похулиганить» - специально выложил на клумбе из цветов цифру 27 – число, когда родилась Надя - и снял эту клумбу в картине. В отличие от многих людей, достигших в жизни определенного профессионального успеха, Никита Михалков никогда не жалуется на нехватку времени. Он не делит жизнь на «просто жизнь» и «просто работу». Для него каждый день - повод снимать кино. А возможность снимать хорошее, разумное, доброе и вечное кино - повод жить. Родителей он отблагодарил по-своему, по-михалковски: к 100-летию мамы снял фильм «Мама», а к 90-летию отца – фильм «Отец». Отец, к счастью, эту картину увидел… Своей старшей дочери Анне Михалковой он посвятил фильм «От 6 до 18», в котором рассказал ее историю взросления. А младшая, Надя, стала героиней его нашумевших картин «Утомленные солнцем» и «Утомленные солнцем-2. Предстояние». В первой картине девочке шесть лет, во второй – больше двадцати… В конце 80-х Михалков создал собственную киностудию – «ТРИТЭ». Название, возможно, не претендует на оригинальность. Но раскрывает миссию, которую взял на себя Михалков: «Творчество. Товарищество. Труд». Он много работает и призывает к этому других. Поэтому в его семье нет тунеядцев. За четверых детей, которые давно уже ведут самостоятельную жизнь, Михалкову не бывает стыдно. Старший, Степан – сын от первого брака с актрисой Анастасией Вертинской, известный ресторатор, владелец сети продуктовых магазинов бизнес-класса. Анна, Артем и Надежда – дети от второго брака с известной советской манекенщицей Татьяной Шигаевой, после замужества - Михалковой, ныне президентом благотворительного фонда «Русский силуэт», который поддерживает начинающих отечественных модельеров. Дочь Анна пошла по стопам отца - стала актрисой. Сын Артем окончил режиссерский факультет ВГИКа, сейчас работает в собственной компании по производству рекламных роликов и документальных фильмов. Удачная актерская работа Артема – роль Стаса в картине Федора Бондарчука «9 рота». На премьеру пришла вся большая семья. И - что практически невероятно - Артем дождался похвалы от отца, который пустых слов на ветер не бросает. Надя окончила факультет международной журналистики самого престижного института Москвы – МГИМО. Но судьба вывела ее на актерскую стезю. Сейчас она снимается в третьей части картины «Утомленные солнцем. Цитадель». И выступает в роли продюсера нескольких современных картин. Ее свершения еще впереди, так как пока ей предстоит вжиться в новую роль – жены режиссера. Недавно она стала супругой молодого режиссера Резо Гигинеишвили. - Не надо мне приписывать какие-то несвойственные вещи навроде того, что я выгнал Надю из дома, и что-то еще в этом роде, - говорит умудренный жизнью и детьми Никита Михалков. – Право выбора в работе и личной жизни я всегда оставляю за детьми, за любым другим человеком. Детей прошу только об одном: несите свою фамилию с достоинством, как несли ее ваши предки. Президентское кресло Любовь к Михалкову трудно объяснить какими-то объективными причинами. Они есть, но много в этой народной любви и необъяснимого, метафизического. Кто-то любит «за то», а кто-то «вопреки тому». Но сам Никита Сергеевич к народному обожанию относится спокойно и даже прохладно. - Я никогда не отказываюсь давать автографы, - говорит он. – Потому что понимаю: людям кажется, если они знают человека с экрана, то и он их должен знать. Это такая игра - между зрителем и актером. И правил ее надо придерживаться. Но самое главное - уважать своего зрителя и поклонника, как бы мне это слово ни нравилось. Уважение к себе и другим – главное правило юбиляра. Он вынес его из своей семьи, привил детям и сам неукоснительно следует ему всю свою жизнь. Без уважения к себе и другим не может быть нормальной жизни. И страны нормальной быть не может. Головная боль Михалкова - русская безалаберность, которая проявляется гораздо чаще, чем ожидаешь. - Я ненавижу грязь на улице, считаю, что с этого начинается бардак в голове и бардак в стране, - говорит режиссер. – У меня есть правило: никогда не мусорить. Даже на охоте, в чистом поле, я никогда не брошу фантик от конфеты на землю – положу его в карман. Я так устроен. И это правильное устройство! Гражданская позиция режиссера видна в каждой его работе. Нет такой ленты, в которой бы он не воспевал Россию и не оплакивал бы ее трудную судьбу.

Автор : Мария ДОНСКАЯ

В этом номере:
Людей по осени считают
Шугуров ищет свободную стену
Владивостокскую крепость взял спецназ Средневековья
Владивосток отмечает день рождения Приморья
Последние номера