С водителей сдерут две шкуры

Быть автомобилистом в России с каждым днем становится все более накладно

13 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №2814 от 13 окт. 2014
73120bcd2d21e1a44af74f8bc1649d15.jpg Быть автомобилистом в России с каждым днем становится все более накладноПравительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 433789-5 «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй НК РФ», регламентирующий изменения ставки транспортного налога. Согласно документу базовая ставка транспортного налога должна быть снижена вдвое. Кроме того, региональным властям предоставляется право понижать ставки транспортного налога вплоть до нулевого уровня для всех автомобилей с мощностью двигателя менее 150 лошадиных сил.Сейчас ставки налога в России устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, и экологический класс машины не учитывается. Величину налога и льготы определяют регионы.По идее, новый закон призван стимулировать население покупать автомобили более высоких экологических стандартов. Для каждого класса приводятся коэффициенты расчета, которые будут либо увеличивать, либо сокращать базовую ставку налога. При этом Минпромторг не возражает против сокращения этой ставки в два раза. Также за регионами останется право повышать базовую ставку налога – максимум в 10 раз, как сейчас, или сводить ее к нулю для машин мощностью менее 150 л. с.В принципе, идея не так плоха, если говорить о сокращении базовой ставки. Но поскольку регионы могут повышать ее в 10 раз, то нет никаких гарантий, что местная накрутка не вырастет, а значит, и налоговая нагрузка может возрасти.С одной стороны, налог, перечисляемый целиком в региональные бюджеты, мог бы в повышенном варианте «залатать дыры» местного бюджета. Но загвоздка в том, что обычной практикой является повышение налога на мощные и дорогие автомобили, сумма годового налога на которые становится ощутимой даже для обеспеченных граждан. Транспортные компании также несут убыток.Для владельцев авто класса «Евро-4» , которому соответствует большинство современных автомобилей, поставляемых в Россию и производимых в нашей стране, Минпромторг предлагает оставить налог неизменным, базовая ставка составит от 2,5 до 15 рублей за 1 л. с. - в зависимости от мощности. На машины класса «Евро-3» базовая ставка налога может быть повышена в 1,2 раза, «Евро-2» - в 1,6 раза. Снизится налог для автомобилей классов «Евро-5» и выше, базовую ставку для них предложено уменьшить на 30 процентов. При этом Алексей Сорокин, начальник отдела имущественных налогов Минфина РФ, подчеркнул, что введение понижающих коэффициентов для автомобилей класса «Евро-5» и повышающих, например, для «Евро-2» и «Евро-3» неоднозначно, так как при этом будет снижаться налоговая нагрузка на более обеспеченных автовладельцев и повышаться на менее обеспеченных.Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 года, налог вырастет вдвое. Дело в том, что экологические стандарты введены в России с 2006 года. Как поясняют в Минпромторге, тогда и появилась отдельная графа ПТС – «экологический класс». Такие требования не распространялись на авто, приобретенные до этого года, поэтому такие машины не принадлежат ни к одному из классов, следовательно, на них вводится самый высокий налог. Чтобы не платить баснословные деньги, автовладельцы могут пройти сертификацию в центре, где машине присвоят определенный класс, тогда величина налога снизится.- Для того чтобы автомобиль соответствовал классу «Евро-5», - говорит Юрий Мутылин, председатель Приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов, - необходимо, чтобы и топливо соответствовало нормативу. У нас же в стране бензин соответствует скорее классу «Евро-0». Во-вторых, правительство вводит стандарт «Евро-5» в то время, как Ижевский завод планирует производить «Жигули» четвертой и седьмой моделей, которые вообще не соответствуют такому уровню. Получается, само государство выпускает автомобили, которые заведомо не соответствуют заявленным им же требованиям. А покупательная способность основной массы населения не слишком высока. Таким образом, на «хороших» машинах будут ездить обеспеченные люди, остальным придется ходить пешком. С другой стороны, если запретить эксплуатировать автомобили, продажа бензина упадет, нефтяные компании начнут нести убытки, а этого никто не допустит. Скорее всего, власть имущие просто введут санкции на несоответствие стандарта, и люди будут платить деньги.По признанию Юрия Викторовича, акцизы на бензин, которые вводят в большинстве стран как альтернативу транспортному налогу, в нашей стране не будут иметь успеха.- Если в зарубежных странах цена бензина напрямую зависит от цены нефти, то в России, сколько бы ни стоила нефть, цена на бензин неуклонно увеличивается, чем больно бьет по кошельку автовладельцев. Другое дело, - подчеркивает Юрий Мутылин, - если привязывать транспортный налог к налогу на имущество. Тогда расчет станет более-менее справедливым, т.к. будет иметь значение, сколько стоит авто – 5 миллионов или 500 тысяч рублей.Напомним, по заявлению вице-премьера РФ Сергея Иванова на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи в 2011 году планировалась отмена транспортного налога. Вместо него собирались увеличить акцизы на топливо, они должны были аккумулироваться в специальном дорожном фонде.Сейчас решение правительства вновь изменилось, и на деле может получиться так, что новый транспортный налог окажется еще одним новым способом стрясти деньги с автовладельцев, которые, наверное, не от хорошей жизни ездят на старых машинах. Пока предложение находится на стадии обсуждения.КстатиПо данным «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находится в эксплуатации менее пяти лет. На Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6%, в Сибири - 12,2%, в остальных регионах страны - 25-35%.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»