Школа после школы

Город дает ребенку возможности для самореализации и всестороннего образования

6 окт. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2810 от 6 окт. 2010
4e880f214439d0327c75160e9efb08bf.JPG Город дает ребенку возможности для самореализации и всестороннего образования Для своего любимого ребенка хочется самого лучшего. Многие родители, отправляя сына или дочь первый раз в первый класс, с умилением вспоминают, какими они в детстве были замечательными октябрятами и пионерами. В советские времена дети всегда были чем-то заняты после школы. Основываясь на своих воспоминаниях, родители спешат пристроить любимое чадо в какой-нибудь кружок, секцию или музыкальную школу.Пусть из сына и не получится Казимир Малевич, но хотя бы по улицам слоняться не будет, что уже несомненный плюс, да и перед друзьями всегда приятно похвастать наградами ребенка. Во Владивостоке учреждений дополнительного образования достаточно - было бы желание.Если хочется обеспечить своим маленьким умникам именно классическое образование, то имеет смысл остановить свой выбор на муниципальных учебных учреждениях. Во Владивостоке их меньше, чем было в конце прошлого века, но все же есть две художественные школы - на Верхнепортовой, 40 и на Харьковской, 36а, одна музыкальная - на Борисенко, 18 и несколько школ искусств. Спортивное направление тоже представлено на территории города достаточно широко: это и Дворец спорта для детей и юношества «Юность» на Океанском пр-те, 43, и специализированная спортивная школа олимпийского резерва «Богатырь» на ул. Адмирала Юмашева, 14г, и др., в каждом районе города есть подобные учреждения.Дополнительное образование для многих детей играет гораздо более важную роль в жизни, чем обучение в школе, где всех учат одинаково, одному и тому же. В кружках и секциях дети находят применение своему таланту, который в школе может быть совершенно не востребован. Иногда дети ходят на предметные факультативы, но в основном они являются углубленным изучением той же школьной программы, и работают там с ними те же учителя. Ведь не секрет, что далеко не все педагоги популярны среди детей. - Наш центр отметил 70-летие, - рассказывает Владимир Янполь, директор ЦДТ г. Владивостока, - здесь находили занятие по душе десятки тысяч детей, и сейчас у нас записано 8,5 тысячи ребят. Если школьнику не нравится заниматься, он переходит в следующий кружок, благо у нас их в учреждении 169. Все педагоги – это талантливые люди, и работают они здесь не столько за деньги, сколько по призванию, с желанием передать свои знания. В группе 15 человек, не 30, как в школе, и к каждому преподаватель подходит, каждому показывает, объясняет. Если кружок посещают меньше 12 ребят, то он прекращает свое существование. Вторая школа и второй дом За многие годы Дом пионеров претерпел массу изменений, в том числе меняются приоритеты в выборе занятий. Если, например, раньше бешеным спросом пользовались компьютерные классы, так что руководителям ЦДТ пришлось увеличить их количество до четырех, то сейчас даже на два класса детей не набирается. Технический прогресс не стоит на месте, практически в каждом доме есть компьютер, а программированием ребята стали интересоваться мало. Зато интерес к танцам не только не погас – они всегда пользовались успехом – но и год от года растет. Большой популярностью по-прежнему пользуются художественные, театральные кружки, туризм, востребованы хоровое пение, прикладное творчество. Упал спрос на фотодело, с появлением цифрового фотоаппарата сделать фотографию проще простого. Остается невостребованным техническое творчество, значительно упал спрос на военно-патриотическое воспитание. У родителей из малообеспеченных семей, которые вели своих мальчишек в клуб, чтобы впоследствии отдать сына в ТОВМИ или суворовское училище, с вступлением в силу военной реформы этот стимул пропал.- Для некоторых детей наш центр – это второй дом, – продолжает Владимир Михайлович, - у нас был мальчик, который готов был здесь находиться постоянно, даже в школу ходить не хотел. Но мы его убедили, пригрозив, что выпишем из всех кружков, если он не будет посещать школу. Ребят стараются здесь развивать профессионально, но с ходу сказать, в чем человек талантлив, а в чем нет, невозможно. Поэтому главное, что ребенок здесь получает новых друзей, новые увлечения и новые успехи. Троечник в школе здесь может командовать целым отрядом. У нас ребята самореализуются, занимаясь тем, чем бы им хотелось заниматься. Не заставлять, а направлятьБывают случаи, когда умница сын бросает до чертиков надоевшую ему скрипку или уходит из любимого театрального кружка. Здесь перед родителями встает вопрос: заставить продолжать заниматься в секции, которой мальчишка, может, посвятил полжизни, либо оставить чадо в покое? С одной стороны, известны случаи, когда упрямца заставляли и он становился маэстро с мировой славой, но гораздо больше тех, которые, поддавшись влиянию родителей и окончив музыкальную школу, никогда больше не брали инструмент в руки.- На сегодняшний момент существует четко выраженная тенденция, - говорит Евгения Забавникова, психолог, - родители готовят ребенка к школе чуть ли не как к поступлению в вуз. Получается, что дошколята слишком загружены и не успевают восстанавливаться, а ведь всякому малышу нужно какое-то время, которое и называется «детство», чтобы погулять, поиграть, ни о чем не думать, а взрослые ему этого времени не дают. И ребенок уже приходит в школу не то что с интересом к учебе, а замученный, его нервная система на пределе, и он уже не воспринимает школьный материал. То же самое и со взрослыми школьниками. Когда мы тестировали ребят с 8-го по 11-й класс, у всех было выявлено нервное истощение.В любом случае у ребенка помимо школы что-то еще должно быть. Он должен переключаться, смотреть на жизнь с разных сторон. Но если мать с отцом видят, что ребенок устает, то нужна разгрузка, в таких случаях всегда нужно прислушиваться к школярам. Необходимо понять, что ребенку будет интересно, но если он что-то попробовал и ему не нравится, пусть переходит в другое направление. Если сын или дочь долгое время ходили в какую-то секцию, а потом резко прекратили, нужно узнать причину. Потеря интереса означает, что малыш и не воспринимал увлечение серьезно, а вот если школьник бросил занятие, это говорит о том, что он не хочет брать на себя ответственность за свои действия. Здесь очень важно направлять и необходимо объяснить своему ребенку, что если он что-то выбрал, то будет доводить это до конца.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»