Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Послесловие

Идеальный город

Обеспечение высокого качества жизни – суть новой политики развития городов в АТР
Идеальный город
Обеспечение высокого качества жизни – суть новой политики развития городов в АТР Умный дом, авто по запросу, работа, сервис и развлечения в шаговой доступности. Жители пригорода – эталон культуры и образованности, они испытывают к собственно горожанам самые теплые чувства. Таким представляется идеальный для проживания город мэрам сегодняшних мегаполисов АТР. Во Владивостоке градоначальники из стран Азиатско-Тихоокеанского региона определили стратегию развития, способную уже в недалеком будущем изменить облик городов. В минувшие выходные во Владивостоке завершил свою работу саммит городов Азиатско-Тихоокеанского региона. За 16 лет существования организации впервые в приморской столице встретились представители стран – участниц этой влиятельной организации и обсудили главную тему – «Устойчивое развитие городов Азиатско-Тихоокеанского региона: новые стратегии развития в условиях мирового экономического кризиса». В проведенных презентациях своих городов они представили новую доктрину городского развития. Традиционно мегаполисы рассматривались как место для работы, отсюда и определялся подход к обустройству сити как к бизнес-центру. Сегодня же города все больше рассматриваются как места для жизни, где необходимо создавать комфортную и дружественную для человека среду обитания. Профессор Дальневосточного государственного университета, координатор программ Центра исследований АТР и АТЭС ДВГУ Тагир Хузиятов в основном докладе на саммите выделил четыре ключевых фактора, по которым можно определить, обеспечено ли в данном городе высокое качество жизни. Вот эти критерии: удобство и доступность городской инфраструктуры; достаточность, а в идеале – избыточность комфортного жилья; безопасность городской среды; гармоничные отношения между городом и окружающими территориями. Цели поставлены, пути их достижения обозначены. Реализация отдельных мероприятий уже происходит в городах мира, решение проблем осуществляется комплексно и позволит сделать сказку жизнью. Отменить нужду в личном авто Эксперты отмечают, что время – это ключевая ценность для жителя современного города. Поэтому комфортность проживания в мегаполисах напрямую зависит от уровня развития транспортной инфраструктуры. Мировой опыт показывает обреченность политики привязки к личному автомобилю. Развитие дорожной сети всегда находится на шаг позади роста автомобилизации населения. Ученые пришли к выводу, что приоритет необходимо отдать общественному транспорту: высокоскоростному, на выделенной полосе движения. Кроме того, внедрение пока непривычного для нас сервиса – автоматизированной системы муниципальной аренды автомобилей позволит эксплуатировать индивидуальный автотранспорт непрерывно, а также предоставит горожанину возможность пользоваться тем типом авто, который нужен ему в данный момент. За счет вытеснения личного автомобиля современными видами общественного транспорта можно повысить эффективность использования дорожной сети в 2-3 раза, а также снизить проблему дефицита площадей под парковки. Кардинальное повышение транспортной доступности позволит изменить само представление о большом городе. На место разрастающегося мегаполиса придут многополюсные города, которые благодаря эффективной транспортной системе объединят сразу несколько разноразмерных муниципальных центров в единое пространство. Тем самым сократится количество перемещений по городу и повысится интенсивность жизни отдельных районов. Внутри них повысить комфортность проживания помогут передовые принципы планирования территорий. Например, в составе одного района могут быть жилые дома и офисы, государственные, образовательные, медицинские, спортивные и торгово-развлекательные центры и даже промышленные предприятия. Уйдет маятниковая миграция по маршруту «район жилья – район работы». Смешанная многофункциональная застройка создаст новую среду обитания, более интенсивную по коммуникации – такие территории живут все 24 часа. Свести к нулю энергопотребление и бытовые отходы Сегодня самые серьезные усилия государств направлены на поэтапное уменьшение потребления энергии. Один из путей – массовое строительство энергоэффективных зданий. Идеально эффективный дом представляет собой энергетически замкнутую систему: из канализационных отходов вырабатывается газ, электроэнергию и горячую воду дают солнечные батареи, водоснабжение осуществляется с помощью подземных и дождевых вод. За счет подобных мер энергопотребление можно свести к минимуму, почти к нулю. Примеры таких энергонезависимых комплексов уже есть в малых городах Швеции, Дании, Норвегии. Не менее острой, чем экономия электроэнергии, в современных городах является проблема утилизации бытовых и промышленных отходов. Изменение культуры потребления вызвало настоящий мусорный взрыв. Выход твердых бытовых отходов увеличился многократно. С 60-х годов прошлого века сжигание мусора на специализированных заводах и теплоэлектростанциях широко распространено в мире, но этот метод не самым лучшим образом сказывается на окружающей среде. Как следует из основного доклада саммита, в последние 15 лет все больше стран переходят на инновационные технологии утилизации мусора, позволяющие свести объемы выхода бытовых отходов к нулю. Например, используется весьма щадящий, с точки зрения воздействия на природу, метод переработки с помощью плазменной газификации. При сверхвысоких температурах вещества, из которых состоит мусор, распадаются на простые элементы. На выходе остается незначительное количество несгораемого, абсолютно безвредного остатка. Такие заводы уже действуют в Тайване, Японии, Великобритании, США, Канаде, Израиле. Еще одной перспективной технологией является пиролиз — нагревание отходов до высоких температур без доступа воздуха. Получаются горючий газ, который может использоваться в качестве топлива, и углеподобный остаток. По мере удешевления таких установок передовые технологии утилизации станут доступны все большему количеству городов. А пока востребован зарубежный опыт минимизации вредного воздействия на природу. Например, представитель японской делегации мэр Кагосимы Мори Хироюки отметил, что в его городе мусор сортируется на 15 видов. Это позволяет сократить объемы сжигаемого мусора и увеличить количество ресурсного мусора в виде жестяных банок, старой бумаги и прочего. 80 процентов городских отходов подвергается сжиганию на двух заводах, тепловая энергия преобразуется в электрическую. Обеспечить лояльность деревни Урбанизация – один из наиболее значимых и демократических процессов в современном мире. Мировая деревня устремилась в мировой город – между мегаполисами и селом сложились неравноправные отношения по принципу «потребитель – поставщик ресурсов». Многомиллионники вытягивают прежде всего экономически активное население и инвестиционные ресурсы. Наблюдается неравенство в развитии медицинского обслуживания, образования, культуры. Мало того, города претендуют на главный актив сельских районов – на землю. – Подобные отношения превращают деревню в зону воспроизводства бедности и социальной депрессии, – считает Тагир Хузиятов. – А города испытывают повышенную нагрузку на городскую инфраструктуру, финансы, социальный сервис. Все это ведет к росту социальной напряженности. Неравноправные отношения приносят вред обеим сторонам. Очевидно, что успешное развитие городов невозможно в отрыве без устойчивого развития деревни. И город как средоточие финансовых, а сегодня уже и людских ресурсов должен взять на себя ответственность за это развитие. Эстафету передали Похану Собравшиеся прослушали 12 презентаций и докладов, ознакомились с опытом развития городов, входящих в организацию саммита АТР. И убедились, что независимо от масштаба города, исторических условий развития и нынешнего благосостояния меняющаяся жизнь ставит уже сегодня перед муниципалитетами новые задачи, в том числе общие для национальных экономик стран АТР. В ходе оживленного обмена мнениями участники саммита наметили совместные планы по дальнейшему развитию городов бассейна Тихого океана. – Мы получили подтверждение, что в современных условиях именно города являются главными генераторами экономического роста, – отметил в заключительном слове мэр Владивостока Игорь Пушкарев. – При этом все более важной задачей развития городов становится обеспечение качества жизни, безопасности и комфортности городской среды. Мы совместно, шаг за шагом движемся в этом направлении, учитывая опыт и достижения коллег. Эту возможность предоставляет нам саммит городов АТР. В этом заключается его практическая ценность. По итогам работы 9-го саммита участники приняли совместную декларацию, определяющую основные направления дальнейшего сотрудничества. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте администрации города: www.vlc.ru. Осталось добавить, что следующий, 10-й саммит состоится в 2012 году в южнокорейском городе Похане.

Автор : Отдел экономики "В"

В этом номере:
Движение на Океанском проспекте восстановлено
Последние номера
журнал