Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Ваш кошелек

Хотели как лучше

В России предлагается увеличить налог… для бедных
Хотели как лучше
В России предлагается увеличить налог… для бедных В государственной думе обсуждаются два проекта введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. С 2001 года в РФ введена «плоская шкала» НДФЛ с единой ставкой 13%, которая действует по настоящее время. Предложения изменить ее на прогрессивный налог, как во всех развитых странах, возникают не в первый раз, но оба предложения получились «как всегда». Сейчас в Госдуме находятся на обсуждении целых два проекта введения прогрессивной шкалы налогообложения. Один законопроект от лидера ЛДПР Владимира Жириновского, другой представлен членом думского комитета по финансовому рынку Алексеем Багаряковым (КПРФ). Разговоры о необходимости ввести дифференцированный налог в зависимости от дохода ведутся давно, но никаких продвижек до сих пор не наблюдается. В 90-х верхняя планка подоходного налога была равна 35%, именно по прогрессивной шкале. С 2000 года максимальная ставка была снижена до 30%, а с 2001 года была введена так называемая плоская шкала с единой ставкой 13%, которая действует в настоящее время. Обосновывалось это тем, что-де иначе богатые не будут платить прогрессивный налог, а так хоть что-то да платят. Вы себе представляете хоть кого-то, кто платит налоги с удовольствием? Вот и я нет. Но во всех развитых странах основная налоговая нагрузка ложится на наиболее обеспеченную часть населения. Например, 80% федерального бюджета США обеспечивается налогами, взимаемыми с 20% наиболее высокодоходных граждан. Сейчас в РФ приблизительно 200 тысяч семей имеют открытые доходы более 1 млн долларов в год. Если 50% этих доходов изъять в виде налога и направить на спасение отечественной экономики, то получится сумма в 3 трлн рублей в год. Сравните с дефицитом госбюждета – не правда ли, очень похожая сумма? Между тем сборы налога с доходов физических лиц в России составляют малую долю – по данным Госкомстата, в 2008 году – менее 4%. Меньше, чем в России, сейчас налоговая ставка лишь в Болгарии – 10%, тоже с равной процентной ставкой. Во всех же развитых странах налог именно прогрессивный. В США максимальная ставка налога составляет 40%, в Германии – 53%. В Дании существует федеральный налог – до 40% по прогрессивной шкале и муниципальный налог, который платят не все (тоже зависит от дохода), в фиксированном размере 30%. В Японии наиболее обеспеченные слои населения отдают ровно половину дохода, во Франции – 54%. В Китае, который отчетливо претендует на лидера мировой экономики, минимальная ставка подоходного налога составляет 5%, а максимальная достигает 45%. Плоская шкала налогообложения – это удел отсталых стран со слабой экономикой и бессильным государством, исходящим из принципа «хоть что-то собрать» из милости богатеев. Практически – милостыня, которую собирает государство. Думаю, не стоит подробно расписывать, как влияет на напряженность внутри страны увеличение расслоения доходов, и так понятно. Все четко: либо богатые тоже считают себя гражданами страны и помогают укреплять ее экономику, либо просто желают урвать кусок побольше. В России – отчетливый второй вариант, увы. В Интернете уже идет волна обсуждения, общее мнение: «идея правильная, только вот получится «как всегда»». От налога будут уходить, миллиардеры будут иметь официальный доход чуть ниже прожиточного минимума, а семьи, в которых кормилец пашет от зари до зари, будут платить больше. Стандарт: мошенники всегда имеют преимущество перед честными гражданами, если не преследуются в установленном законом порядке. А если уж закон написан так, чтобы давать мошенникам преимущество… Разумеется, предприниматели, которым придется платить больше, перейдут опять на зарплату в конвертах – и реформа принесет результат, обратный декларируемому. Но самое интересное даже не это. Давайте внимательно посмотрим на оба предлагаемых варианта налогообложения. Либеральные демократы такие либеральные, что предлагают при годовом доходе до 10 тыс. руб. платить 2%, при 10-50 тыс. руб. в год – 10%, при 50-200 тыс. руб. остается ставка в 13%. Для тех же, у кого в год выходит свыше 5 млн руб., предусматривается налог в 40%. Здесь нет опечатки, и вы не сошли с ума – да, речь идет о 10000 рублей в год, менее чем 1000 рублей в месяц. В несколько раз ниже официального прожиточного минимума, который сам занижен в несколько раз относительно фактического. Второй проект снижает налог до 5% тем, чьи доходы меньше 60 тыс. руб. в год, т. е. менее 5000 рублей в месяц. И с них содрать надо, чтобы не жировали! Наиболее широкий слой населения с доходом от 60 до 600 тыс. руб. в год будет платить не 13%, а 15%. Это – от 5000 руб. в месяц до 50000. Таким образом, основная часть населения попросту будет платить на 2% налогов больше. Да, те, кто побогаче, будут платить 25%, а от 12 млн руб. дохода придется платить 45%. Но основное налоговое бремя будет водружено как раз на небогатую часть населения в обоих законопроектах. Что надо сказать по поводу налогов? Во-первых, нельзя облагать налогом небогатую часть населения. Когда человек выживает, а не живет полноценно, драть с него налоги, мягко говоря, несправедливо. Надо облагать налогом сверхдоходы, а не жизненно необходимые доходы, если в общем. Причем исходить нужно из минимального стандарта «муж, жена и двое детей» – т. е. учитывать, что на каждую зарплату приходится один иждивенец. Во-вторых, налог на получаемый денежный доход – это налог на бедных. У богатых есть дивиденды, акции и т. д. И это тоже надо учитывать. Таким образом, неизвестно, хотели ли «как лучше» те, кто предлагал законопроекты, или нет, но оба предложения получились «как всегда». Кстати Почти трети россиян хватает денег только на еду За год доля россиян, которые в буквальном смысле слова «сводят концы с концами», заметно снизилась – с 14% до 9%, сообщили «Интерфаксу» в среду социологи «Левада-Центра» по итогам всероссийского опроса. Еще 27% респондентов признались, что им хватает денег на продукты, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения (34% в 2009 году). При этом с 13% до 16% увеличилась доля тех, кто может без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако, отмечают эти респонденты, действительно дорогие вещи для них приобретать затруднительно. Почти половина респондентов (48%) отнесла себя к числу тех, кому денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для них проблемой (39% в 2009 году). Позволить себе достаточно дорогие покупки (квартиру, дачу и т.п.) может менее одного процента опрошенных. С 2001 года этот показатель остается неизменным, отмечают социологи.

Автор : По материалам информагентств

comments powered by Disqus
В этом номере:
Опали листья. А страницы «Садов  и огородов» по-прежнему крепки
Шоу пахнет керосином
Сергей Дарькин поучаствовал в саммите в Пекине
Последние номера