Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Исторический клуб

Пьянству вечный бой!

110 лет назад в Приморье было создано Иоанно-Предтеченское общество трезвости
110 лет назад в Приморье было создано Иоанно-Предтеченское общество трезвости Десятилетиями из года в год вначале в советских, а потом и в российских СМИ проводились антиалкогольные кампании. Теперь этим занялись представительные органы – от федеральных до региональных. А тут и в Приморье за трезвость взялась православная церковь. Но инициаторы борьбы за всеобщую трезвость и против пьянства не хотят понять, что как в боксе «бой с тенью», так и любая очередная кампания борьбы за «трезвый образ жизни» всегда только имитация боя или этой борьбы. Исторически подтверждено, что в России пили всегда и много. И свой отказ от принятия ислама в качестве государственной религии стольный князь Владимир мотивировал тем, что «питие есть веселие Руси; не может без того быти», не из дипломатической вежливости. Просто он знал свой народ. Знал его и поэт Н. А. Некрасов. Потому и его искатели, «кому живется весело, вольготно на Руси», потребовали от скатерти-самобранки ведро водки в день на семерых. 100 лет тому назад, в 1910 г., Россия произвела 74000000 ведер безводного спирта. Крепость безводного (абсолютного) спирта – 100 градусов. Емкость ведра – 12 литров. Желающие могут подсчитать, сколько можно получить 95,5-процентного спирта – ректификата из абсолютного, а потом перевести в 40-процентную водку. Правда, половина этого спирта шла на экспорт и производство бездымного пороха. У нас всегда пили все, кто хотел и сколько хотел. Россиянин считался непьющим, если принимал три рюмки за завтраком, три – за обедом, три – за ужином и сам говорил «баста!». А емкость русской рюмки – 70 г. «Пьян да умен – два угодья в нем» – гласит русская поговорка. И в завершение экскурса в прошлое короткая статистическая заметка в суворинском «Новом времени» 100-летней давности: «В прошедшем году было продано 87790486 ведер подакцизной (т.е. качественной) водки. Этой водкой, выпитой россиянами за 1 год, можно до краев наполнить канал шириной 15 аршин, глубиной 6 четвертей и длиною 419 верст (11 м, 1м, 447 км). По такому каналу пройдет даже волжская барка. Для ее (водки. – Прим. авт.) хранения потребовалась бы бутылка диаметром в донышке 135 аршин, окружностью 405 аршин и высотой 597 аршин (без горлышка)». Стоит вспомнить ежедневную «чарку» в армии и на флоте емкостью 50 граммов. Крайне сомнительно утверждение: «Североевропейским странам, таким как Россия, вообще необходим разрыв между стоимостью водки и пива минимум в 10 раз, желательно – в 20. Кто бывал в Скандинавских странах, тот подтвердит, что так там дело и обстоит». Но Россия не североевропейская страна! Большая часть ее находится в Азии и с ноября по апрель покрывается снегом, а реки –льдом. Полезнее водка. Россиянин что на Чукотке, что в Находке пьет одинаково по финансовой возможности и внутренней потребности. Отчего же велика смертность от алкоголя в далеко не самой многопьющей России? Причина одна, и это «самопал», изготовленный на подпольном заводе и продающийся через торговую сеть, либо спиртсодержащие заменители – «флакушки». Настоящая водка теперь слишком дорога, и большинству покупателей не по карману. При акцизе 36 руб. с бутылки и свободных торговых накрутках она никогда не сможет стоить 60 – 70 руб. Потому и покупают за эти деньги «самопал». После указа Горбачева – Лигачева продажа водки и вина значительно уменьшилась. Зато подростки уловили «кайф» от клея, а молодежь – прелесть наркотиков всех видов. Именно эти два партийных советских деятеля посадили молодежь страны на иглу. Прямые последствия этого указа – нынешняя наркомания. Но вернемся к водке и тем антиалкогольным мероприятиям, которые начинают вступать в силу. Государственная дума установила минимальную стоимость бутылки водки – 95 рублей. То есть она определила, на сколько незаконно продаваемая водка должна быть дешевле купленной в магазине. Да и производители водки не глупее законодателей. Вскоре появятся в продаже очень дешевые коньячные и ромовые настойки. Та же водка, но сдобренная эссенциями. Самодельный самогонный аппарат теперь ищут музеи. Много лет московскими газетами рекламировался и успешно продавался аппарат для домашнего изготовления спирта. К нему были приложены и рецепты. Литр спирта домашнего изготовления обходился в 46 рублей. Продавать его нельзя. Незаконное частное предпринимательство. Но никто не может запретить владельцу аппарата продать откупоренную и едва начатую бутылку водки, «купленную в магазине», соседу или случайному знакомому, естественно, ниже госцены. Изготовитель аппарата гарантировал 100 процентное качество продукта. Второе противодействие – запрет на продажу водки лицам, не достигшим... А как может узнать продавец возраст покупателя? По «физиогномии» лица? Так нынешние девочки-подростки уже в 14 лет внешне выглядят, как 21-летние красавицы. А требовать предъявление паспорта имеют право только сотрудники соответствующих органов, но никак не продавец магазина. Приморское ЗС приняло решение – запретить продажу водки в магазинах после 22 часов. Так что снова начнется покупка водки у таксистов, через таксистов, в известных всем квартирах и просто у знакомых. Что же может значительно снизить в России смертность от алкоголизма? Только государственная монополия на закупку спирта у производителей, как это сделал министр финансов С.Ю. Витте. Он ввел государственную монополию на закупку спирта и максимально использовал статью уложения об уголовных наказаниях «О стачке на торгах по поставкам для казны». Весь произведенный спирт мог быть продан только государству и только на торгах. И изготовленную из этого спирта так называемую казенную водку продавали в казенных магазинах – «монопольках» с минимальной торговой наценкой. И водка любого водочного завода была изготовлена из спирта, купленного его владельцем у государства. Накручивайте цены, господа, конкурируйте с нами. Убытки только ваши. В СССР монополия на продажу спиртных напитков принадлежала государству, и самой дорогой была «Столичная» с небоскребом на этикетке – 2 рубля 50 копеек. И круглосуточно работали рюмочные (50 г водки, один бутерброд или пирожок). Верните адекватную стоимость, и никто не купит «самопал» или «флакушку». Бюджет убытка не понесет, так как все, что уходило мимо, уйдет к нему. Но нужен жесточайший контроль качества продаваемой водки и строжайший учет каждого литра спирта, выпущенного заводом, от чана до прилавка. И верните на прилавки недорогое, но качественное вино. Ведь для этого князь Лев Голицын и создавал виноделие Удельного ведомства. Вот он действительно боролся за здоровье россиян и трезвый образ жизни. Объявленный в этом сентябре месячник борьбы «за или с…», не помню, удивительным образом совпал со 110-летием появления в Приморье первого Иоанно-Предтеченского общества трезвости. И как видите, за 110 лет это ни к чему не привело. «Сухие законы», борьбу с пьянством или за всеобщую трезвость Россия уже неоднократно проходила, и все кончалось ростом нелегальной торговли, смертности и преступности. Повторять пройденное не стоит. Но, на всякий случай, «посылая гонца», подумайте, кому это ответственное дело поручаете, потому как «пошли дурака за бутылкой, он одну и принесет».

Автор : Юрий ФИЛАТОВ

В этом номере:
Опали листья. А страницы «Садов  и огородов» по-прежнему крепки
Шоу пахнет керосином
Сергей Дарькин поучаствовал в саммите в Пекине
Последние номера