Тяжелые времена легкой промышленности Артема

Предприятия легкой промышленности некогда занимали в экономике Артема одно из ведущих мест. Но это - было давно. А сейчас?

26 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №28 от 26 нояб. 1996

Предприятия легкой промышленности некогда занимали в экономике Артема одно из ведущих мест. Но это - было давно. А сейчас?

Вместо производства - торговля

Бывшая швейная фабрика, ныне АООТ "Агата", захлебнувшись, как и многие предприятия, в реформах, год назад предпочла уступить контрольный пакет акций более мощному финансово на тот момент предприятию - ИЧП "Встреча". Были и другие претенденты на то, чтобы прибрать ослабевшую "швейку" к рукам, - из Находки и Владивостока. Но "Встреча" ближе, артемовская. Это и решило судьбу выбранного "Агатой" пути.

Выживать старались как могли. Число швей сократилось раз в 10, сейчас их всего 35. Станки на фабрике рассчитаны на легкое шитье из хлопчатобумажных тканей. Раньше предприятие специализировалось на пошиве детского ассортимента. Девчоночьи платьица, изготовленные артемовскими умелицами, славились в городе и за его пределами. Теперь же хватались за все, что диктовал спрос, ассортимент определяли продавцы магазинов. Шили платья, постельное белье, пеленки и даже рукавицы-верхонки. "Встреча" оплачивала сырье, фабрика рассчитывалась за него продукцией. Остальное продавали где и как могли. В общем, держались. Но...

По словам директора фабрики И. Полухина, предприятие стоит уже второй месяц. У "Встречи" финансовые трудности, не может оплатить сырье. Так что перспективы пока только мрачные.

Внешний управляющий АООТ "Артемовская фабрика трикотажных изделий" Светлана Единач также полна скептицизма. По ее мнению, предприятия как такового уже не существует...

О проблемах артемовской трикотажной фабрики, самого крупного среди подобного рода предприятий на Дальнем Востоке, в этом году "В" писал не раз. Кратко напомню события. Летом 1994-го именно Светлану Единач сменил на посту директора некий бизнесмен из Владивостока. Она, как и многие на фабрике, поверила, что этот "новый русский" сумеет вывести тонущий корабль, и уступила место "рулевого". Новый руководитель главный курс взял на коммерческую деятельность. Завязались тесные отношения с заокеанской фирмой "Америкэн глобус корпорейшн". Были взяты крупные кредиты. Вначале торговля шла ходко. Пару этажей освободили для этих целей, избавившись от ставшего ненужным оборудования. Однако мало-помалу торговля начала глохнуть. Задолженность по кредитам нарастала. Фабрика в конце концов пришла к банкротству.

В августе этого года Светлана Единач вернулась к обязанностям руководителя фабрики, только теперь в роли внешнего управляющего. Побывала в Москве, лишний раз убедилась, что там мы со своими проблемами никому не нужны. И сегодня в ее обязанности входит в основном хождение по судам и различным инстанциям. Фабрика выпускает ничтожное количество трикотажа, пытаясь хоть как-то продержаться, но покупательская способность крайне низка, да и "челноки" привозят все, в том числе и трикотаж. Другое дело, какого качества?

Сделано в России, продано в США

Скоро, может, и в Париже появится продукция, изготовленная руками артемовцев.

Несмотря на свое название, артемовская ковровая фабрика ковроткачеством не промышляла давно. Перепрофилированная на производство ширпотреба, она делала в общем-то нужные людям вещи. А когда тоже подошла к роковой черте, избрала свой путь - отдала производственные помещения в аренду на 10 лет компании "Ньюмакс аппарель" из Республики Корея.

И вот второй год "Ньюмакс аппарель" - предприятие со 100-процентным иностранным капиталом - выпускает верхний трикотаж. Продукция фабрики радует глаз, но вся экспортируется в Америку. Многие в городе с укором относятся к этому. Но главный управляющий фабрикой Вячеслав Савин утверждает: наши действующие законы составлены так, что продавать у нас в стране продукцию было бы невыгодно. Она имела бы высокую цену из-за дороговизны сырья. Сегодня сырьем, которое доставляется из Китая или Кореи, снабжает фабрику заказчик - одна из торговых американских фирм. А заказчик только завозит сырье, ему не приходится платить НДС и пошлину.

Это, кстати, то, что может стимулировать иностранные инвестиции. А вот то, что может и отпугнуть. В действии законов нет еще необходимой стабильности. Стоимость ввозимого оборудования входит в уставный капитал и освобождается от крупных поборов - опять-таки НДС и таможенной пошлины. Учитывая это, инвесторы артемовского производства "Ньюмакс аппарель" в 1995 году вдвое увеличивают уставный фонд, а с апреля того же года такая льгота вдруг отменяется. С января 96-го она вновь начинает действовать, но уже крупные деньги с фирмы взяли и возвращать их никто не собирается.

В швейном цехе фабрики 4 ряда самых современных швейных машин. Из 210 работающих на фабрике 15 процентов иностранцев. Можно еще добавить, что это чуть ли не единственное в городе предприятие, которое аккуратно платит налоги. Зарплата тут невысока, но ее выплачивают в срок. Дисциплина жесткая: 3 замечания - и можешь распрощаться с работой, но текучесть небольшая - за стенами фабрики безработица.

На маркировке трикотажных изделий написано: "Сделано в России". Представитель американской фирмы, побывавший на фабрике с инспекторской проверкой, известил, что ее торговая сеть расширяется, возможно, появятся магазины и в Париже.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"