Не думай о гречке – смотри «Овсянки»!

Во Владивостоке открылся восьмой кинофестиваль «Меридианы Тихого»

14 сент. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2797 от 14 сент. 2010
39d36d7c7957a54818f4fe923abef2d0.jpg Во Владивостоке открылся восьмой кинофестиваль «Меридианы Тихого»«Браво, фестиваль!» – сказал знаменитый швейцарский актер Венсан Перес, выступая на церемонии открытия восьмого международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». И эти простые слова могли бы послужить девизом и церемонии открытия, и последующих дней работы кинофорума…В этом году на фестивале и на церемонии открытия многое было впервые – и многое традиционно. Впервые площадки фестиваля, что называется, разбрелись по городу: теперь это и «Океан», и «Уссури», и зал отеля «Хендэ», и особняк на Фонтанной, и открытая площадка ресторана «Семь футов». Впервые организаторы отказались от некоторых ставших привычными деталей церемонии, сделав ее тем самым более органичной, плотной, более динамичной. Впервые форум кино открывался комедией – фильмом Сергея Бодровастаршего «Дочь якудзы». Выбор фильма открытия можно считать особой удачей фестиваля: вопервых, его остались смотреть практически все звездные участники церемонии вплоть до Вячеслава Фетисова, вовторых, смех и аплодисменты звучали во время фильма, а по его окончании зрители, стоя, устроили овацию Сергею Бодрову, Гуке Омаровой и юной актрисе Чике Аракава, которая почти 20 минут раздавала автографы. В этой картине сошлись очень многие, особенные для жителей края, темы – и потому ее приняли тепло, так же, как, к примеру, принимают спектакль «Как я съел собаку» Евгения Гришковца (заметим, что он примет участие в фестивале).Вообще к присутствию на звездной дорожке и на церемонии открытия звезд мирового кинематографа зрители Владивостока стали уже привыкать. В прошлом году это была Катрин Денев, в этом – Венсан Перес. Актер признался, что для него само слово «Владивосток» имеет некий почти мистический привкус и что в наш город он ехал с огромным любопытством, доверяя рекомендации своего «русского брата» – Сергея Степанченко, с которым он вместе снимался в фильме Павла Лунгина «Линия жизни». Напомним, что Сергей Юрьевич – президент кинофестиваля, почетным же президентом кинофорума является губернатор Приморского края Сергей Дарькин, который, официально объявляя «Меридианы Тихого» открытыми, уверенно предрек им большое будущее.Самой лучшей традицией кинофестиваля, безусловно, следует считать кинопередвижки. Нести атмосферу фестиваля, настроение праздника, радость от встречи с хорошим кино в самые далекие уголки края – это благородная затея. Участники кинотуров2010 – Евгения Симонова, Игорь Ливанов, Валентина Талызина во время общения с участниками церемонии открытия не раз подчеркнули, как приятно им встречаться со зрителями.Напоминаем, что 15 сентября владивостокцы смогут увидеть и нашумевших «Овсянок«.Удачное сочетание традиций и новизны – возможно, это один из секретов успеха «Меридианов Тихого» и той гигантской любви, которой кинофестиваль пользуется у зрителей. Счастливого плавания в восьмой раз, Pacific Meridian!В Приморье Сергей Бодров-старший, режиссер, сценарист, продюсер, чья картина «Дочь якудзы» будет открывать восьмой кинофестиваль «Меридианы Тихого», приехал за несколько дней до открытия. И уехал в Шмаковку, в родные места, где прошло его детство… Малая родина – она и есть малая родина, всегда любимая и прекрасная, даже для тех, кто, как Сергей Владимирович, вполне серьезно может себя называть человеком мира.– Вы работали в разных жанрах, Сергей Владимирович, но к комедии обратились впервые?– Как режиссер – да, но в свое время я написал немало комедийных сценариев, а кроме того – работал в редакции журнала «Крокодил», так что к юмору, можно сказать, имею некоторое отношение. К комедии приступать сложно, это особый жанр, для создания действительно смешных лент нужен особый дар. И в то же время комедия – очень благодарный жанр: когда зритель смеется в зале, это дорогого стоит. Я сам очень люблю комедии, как любой нормальный зритель. Просто какое-то время назад подумал: а куда же исчезли фильмы, комедии, которые обожали зрители, которые создавали такие мастера, как Рязанов, Гайдай, Данелия, почему не продолжается традиция… И тут очень кстати пришлось приглашение Гуки Омаровой поработать вместе над «Дочерью якудзы». Можно сказать, мечта сбылась.Кстати, Георгия Данелию я считаю в каком-то смысле своим учителем, мы с ним вместе работали, это потрясающий мастер, режиссер, снимавший фильмы, каких нынче уже не делают. Интересно, что российская премьера «Дочери якудзы» состоялась в Москве в день рождения Георгия Данелии, он сидел в зале и у меня даже мелькнула мысль: не наглость ли – показывать кино, когда в зале такой мастер. «Дочь якудзы» – это наше с Гукой признание в любви великим русским мастерам комедии и их творениям. – Не могу припомнить, чтобы слышала раньше о фильме, который снимали два режиссера, мужчина и женщина, и даже не родственники…– Да, по-моему, если режиссеры работают вдвоем, то это, как правило, братья… Так что наше с Гукой сотрудничество в каком-то смысле уникально. Вместе работать оказалось тяжело, хотя у нашего фильма в итоге появилось потрясающее преимущество: в нем есть мужское и женское начала одновременно. Гука замечательно умеет работать с детьми, и в фильме нам это очень пригодилось, ведь у нас снималась замечательная, удивительная девочка Чика Аракава. То, что она делает в картине, неправдоподобно хорошо…– «Нельзя переиграть ребенка и собаку»?– Да, Станиславский полностью прав. Об этом, кстати, говорили и очень известные актеры, которые снимались в «Дочери якудзы», Сергей Гармаш, к примеру. Чика замечательно работала, актерам было непросто, нужно было соответствовать тому уровню естественности, искренности, который она задала. Чика играла очень точно, талантливо, органично. И наши актеры поражались тому, как она вела себя на площадке, ее трудолюбию, спонтанным реакциям…– Как вы относитесь к тому, что критики определяют ваш фильм как лирическую комедию?– Когда ты делаешь комедию, последние, кого ты должен слушать, это критики. Картину нужно делать для зрителя, а критик – испорченный, ненормальный зритель… Нас уже упрекали в отсутствии патриотизма, в том, что мы не любим свою страну, что мы показали Россию страной взяточников и воров… Да. А она что, другая? Надо быть слепым и глухим, чтобы не видеть и не слышать этих проблем, не касаться их, создавать какие-то лубочные поделки… Мы живем в такой стране. Это правда. И я считаю, что над всем этим пришла пора смеяться: над взяточниками, чиновниками, над самими собой и своей страной. Нет ничего хорошего в том, что мы перестали смеяться над начальниками, это скорее тревожно… Очень верно сказано: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым», а мы как-то все комплексуем, и до тех пор, пока мы будем комплексовать и думать, что нас все обижают, мы ничего не изменим к лучшему.– Удивились ли вы, когда узнали, что «Дочь якудзы» будет открывать фестиваль? – Нет. Мы ни на какие фестивали ее не отдавали, а вот «Меридианам Тихого» – с удовольствием. Этот фестиваль создан для зрителя, в первую очередь, он показывает разное кино, хорошее кино. Кроме того, это японо-русская комедия, а Япония для Приморья – особая страна, страна-соседка… Кстати, потом мы повезем картину в Японию, будет японская премьера.– Вас всегда интересовала тема Востока, восточная культура?– Первые свои картины я начал снимать в Казахстане, а Гука вообще родом оттуда. Очень люблю Азию, Восток – во всех его проявлениях, от культуры и традиций до еды и чая. У нас, к сожалению, пренебрежительно относятся к Азии – я это говорил, еще когда представлял российской публике «Монгола». Совершенно ничем не оправданное высокомерие и очень опасное для страны в целом. Нельзя забывать, что большая часть России находится за Уральским хребтом, что здесь живут очень талантливые и с горячей кровью люди, что именно в азиатской части страны добывают нефть и алмазы, чего бы стоила Россия без своей азиатской половины? А она все рвется в Европу, где ее, кстати, не очень понимают и не очень хотят видеть… А у китайцев были библиотеки, когда европейцы еще с дубинками бегали…– Вы много работали как сценарист, трепетно ли вы относитесь к тому, как обращается с вашим сценарием режиссер? – Сняв несколько фильмов по собственным сценариям, я твердо усвоил одну вещь: быть сценаристом и режиссером одновременно – не очень хорошо, когда ты снимаешь, тебе нужен кто-то еще, свежая кровь. Иначе скучно. Понимаете? Скучно снимать по своему сценарию, я в голове по нему уже все снял… Поэтому нужен рядом талантливый человек с теми качествами, которых нет у тебя. При этом я много требую от сценаристов, потому что хорошо помню слова Георгия Данелии: «Сценарий – это как спасательный жилет! Кино – корабль, который уходит в море, и все может случиться, но если у тебя есть крепкая история в сценарии, это поможет удержаться на плаву». – Как человек, который живет в нескольких странах, в том числе в Лос-Анджелесе, можете смотреть со стороны на российское кино…– Я живу там, где работаю. В Лос-Анджелесе – потому что снимал кино в Америке, в Гонконге, в Китае, в Казахстане и Монголии, в Германии, Испании… Считаю себя человеком мира. И да, могу смотреть на российское кино чуть со стороны, со стороны всегда видней. Российское кино никак не входит в мир, оно живет само по себе. Отдельные режиссеры, такие, как Тимур Бекмамбетов, вписываются в мировой кинематограф, в американский… Америка же делает кино для всего мира, его смотрит огромное число людей во всех странах. Это кинофабрика, и в этом слове нет ничего дурного… Там работать интересно и там делается настоящее кино. Россия же никак не может найти себя. Есть отдельные удачи, но пока они просто – отдельные. – Вместе с вами на фестиваль приехал режиссер и пианист Зиг… – Зига я знаю, можно сказать, еще с того момента, когда он был ребенком. Можно сказать, что я его привел в мир кино – он работал фотографом в картине «Кавказский пленник». Очень талантливый человек, и в первую очередь, как музыкант. Он снимает фильмы маленькой группой, с крайне небольшим бюджетом, и это то, чего у нас делать не могут: взять камеру, когда у тебя нет денег, и начать снимать… У нас в этом смысле даже молодые кинематографисты абсолютно беспомощны почему-то. Я жду, когда же придет то поколение, в котором появится вот такой вот, как Зиг. – Вы сказали, что в каком-то смысле Георгий Данелия – ваш учитель, а есть ли кто-то, о ком вы можете сказать: мой ученик?– Не знаю… Я пытался учить во ВГИКе на сценарном факультете, но отказался в итоге от затеи, потому что если ты всерьез начинаешь учить, то надо переставать снимать, надо уделять преподаванию все свое внимание. Может быть, важнее даже не учить, а оказать на кого-то такое влияние, даже неожиданное, чтобы человек влюбился в кино? Ведь и Георгий Данелия не учил меня в буквальном смысле, мы работали вместе… Вообще, я щедро делюсь знаниями, провожу мастер-классы по всему миру, где снимаю кино, делаю это с удовольствием. И когда в съемочную группу просятся молодые люди, принимаю их с удовольствием, мне кажется важным помогать им, особенно в России, чтобы скорее вырастало поколение талантливых молодых людей. И главное – независимых.Кстати Приветственную телеграмму в адрес фестиваля прислал президент России Дмитрий Медведев, также «Меридианы Тихого» поздравили Борис Грызлов, Олег Табаков, Никита Михалков.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ