Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Юбилей

Петр Тодоровский: «Финал должен быть светлым»

Знаменитый режиссер в свои 85 лет полон творческих планов и смотрит в будущее с оптимизмом
Петр Тодоровский: «Финал должен быть светлым»
Знаменитый режиссер в свои 85 лет полон творческих планов и смотрит в будущее с оптимизмом Петр Тодоровский празднует два дня рождения. 26 августа – день, когда он появился на свет. И 9 мая – День Победы. Он прошел войну, смотрел смерти в лицо, и поэтому его фильмы, связанные с Великой Отечественной, достоверны до документальности. И поэтому же все его картины – даже самые трагические – наполнены любовью к жизни. Петр Тодоровский никогда не снимал кино «про войну» – он всегда рассказывал о людях, о человеческих чувствах, которые на войне, когда смерть близка, обретают особую остроту. – Мне не атаки интересны, а внутренний мир человека, – говорит режиссер. Сам же он по натуре – добрый и светлый человек. Наделенный самыми разнообразными талантами. Музыка детства Все, кому довелось общаться какое-то время с Петром Тодоровским, знают: послушать, как он играет на гитаре, – счастье. Петр Ефимович от рождения музыкально одаренный человек. Не зная нот, он не только прекрасно владеет гитарой, своим любимым инструментом, и тотчас сыграет любую услышанную мелодию, но и сам сочиняет музыку. Мелодии и песни Тодоровского звучат и в его фильмах, и у других режиссеров – «Сильнее урагана» Василия Левина, «Рабочий поселок» Владимира Венгерова и Алексея Германа, «Праздник» Гарика Сукачева. – Моя мама прекрасно пела под гитару романсы, – рассказывает нам Петр Ефимович. – Любовью к музыке я «заразился» от нее. В четыре года я украл у отца пять рублей, побежал на рынок и купил себе балалайку – так мне хотелось научиться на чем-нибудь играть! К сожалению, я не пошел по линии музыки – родители не поддержали мое увлечение. Но я компенсировал эту ошибку в своих фильмах... – Я жила в Одессе, и когда была еще школьницей, слышала, какие легенды ходили в городе о Тодоровском как о музыканте, – рассказывает актриса Лионелла Пырьева. – И уже позже, когда стала сниматься в фильмах на Одесской киностудии, узнала, что Петр Ефимович еще и прекрасный оператор. А потом уже он прославился как яркий, самобытный режиссер… Военно-полевой роман На фронт Петр Тодоровский попал после Саратовского военно-пехотного училища. За боевые заслуги получил три ордена Отечественной войны, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». – Я был всего девять месяцев на переднем крае, потом попал в госпиталь по ранению – получил контузию, – рассказывает Петр Ефимович. – Было страшно, нам хотелось жить. На войне каждую минуту взрывы, бомбежки, выстрелы… И вдруг в День Победы наступила оглушительная тишина! Я даже написал сценарий «Оглушенные тишиной» – возможно, по нему еще будет снят фильм… Как мы смогли вынести нечеловеческие условия войны? Думаю, за счет того, что были молоды. Умели радоваться любой мелочи – когда на передовую приходили девушки-снайперы, когда нас водили в баню, когда пели песни под аккордеон и танцевали с санитарками… Историю для своего самого знаменитого фильма – «Военно-полевой роман» Тодоровский взял из своей жизни. В фильме главный герой Александр Нетужилин (его играет Николай Бурляев) вскоре после войны встречает на улице Москвы разбитную продавщицу, торгующую пирожками, и узнает в ней Любу Антипову (актриса Наталья Андрейченко), фронтовую медсестру, в которую был безумно и безответно влюблен… Так все и было в реальности. – Я буквально цепенел, заслышав ее голос или смех, – вспоминает Петр Ефимович. – Она встречалась с комбатом, шансов у меня не было… А потом, после войны, я увидел ее на улице, продающую пирожки… Кино или медицина? – Когда я впервые увидел фронтового кинооператора, снимавшего нас во время боя, подумал: «Сейчас он снимает лица и события, которые спустя много лет люди смогут увидеть». И я загадал: если останусь жив, постараюсь стать кинооператором, – говорит Петр Тодоровский. – Мать хотела, чтобы я стал врачом, она считала, что это фундаментальная профессия. Я же, когда демобилизовался из армии, сразу сделал попытку поступить в Институт кинематографии. Безрезультатно, потому что в школе учился на тройки. Спустя год я все же поступил во ВГИК на операторский факультет. Как оператор снял несколько фильмов – «Весна на Заречной улице», «Два Федора» режиссера Марлена Хуциева, «Жажда» Евгения Ташкова. Мне повезло, я работал с большими мастерами и со многими по-настоящему подружился: с Марленом, с поэтом Григорием Поженяном, Сашей Володиным, который был еще и ни на кого не похожим драматургом, с Булатом Окуджавой, Зиновием Гердтом… В 1962 году Петр Тодоровский впервые попробовал силы в режиссуре – вместе с Владимиром Дьячковым снял фильм «Никогда». – Стать режиссером без специального образования тогда было немыслимо, – говорит Петр Ефимович. – Но у меня как-то получилось… Зажигающий звезды Самая нашумевшая из картин Тодоровского – «Интердевочка». Это первый советский фильм о женщинах легкого поведения – считалось, что советская власть с проституцией покончила. Снять фильм на запрещенную тему Тодоровского уговорила его жена Мира Григорьевна. Сценарий фильма написал автор повести «Интердевочка» Владимир Кунин. Но Тодоровский снимал не социальную драму, не сатиру, не фильм-скандал: в картине нет откровенных сцен и смакования пикантных подробностей. Он – о страданиях неплохих в общем-то людей в предлагаемых мерзких обстоятельствах… На Токийском кинофестивале в 1989 году «Интердевочка» получила специальный приз жюри, а исполнительница главной роли Елена Яковлева – премию как лучшая актриса. В этой номинации Яковлева получила и премию «Ника». После Тодоровский снял ее еще в трех своих картинах – «Анкор, еще анкор», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем». А когда его сын Валерий, будучи продюсером сериала «Каменская», долго не мог найти актрису на главную роль, посоветовал ему взять Яковлеву… Тодоровскому обязана своей счастливой актерской судьбой и Мария Шукшина. Петр Ефимович встретил Лидию Федосееву-Шукшину с дочерьми на кинофестивале «Кинотавр» и практически настоял на том, чтобы Маша сыграла у него в фильме «Какая чудная игра». После этой работы Марию стали приглашать другие режиссеры. Семья талантами полна – Моим главным воспитателем и собеседником была мать, – рассказывает Петр Тодоровский. – Она прожила тяжелую жизнь – в начале тридцатых чуть не умерла от голода, знала, что такое бедность, нужда… Но при всем при том она сохранила умение радоваться жизни и передала его мне. Именно она дала мне главные уроки доброты. Отец все время был на работе, человек он был замкнутый, немногословный. И я о всяких человеческих проблемах разговаривал с матерью... Когда у меня появилась своя семья, я постарался, как и мама, стать другом для своих детей… С первой женой актрисой Надеждой Чередниченко у Тодоровского жизнь не сложилась. А вот второй брак стал удачным. Свое счастье Петр Тодоровский нашел в Одессе. Студенческий ансамбль института инженеров морского флота взял в свой репертуар две песни Тодоровского. Автор пришел на репетицию, и там познакомился с очаровательной танцовщицей Мирой, своей будущей женой. У них не только семейный, но и творческий союз. Мира Григорьевна стала сценаристом, а после и продюсером картин своего мужа. Сын Миры Григорьевны и Петра Ефимовича Валерий – теперь тоже известный кинодеятель. У него немало нашумевших продюсерских работ – «Бригада», «Охота на пиранью», «Кандагар». А его режиссерская работа – фильм «Стиляги» – отмечена как лучший игровой фильм года премиями «Золотой орел» и «Ника». Финал будет светлым – Я по натуре оптимист, – говорит Петр Ефимович. – С годами, конечно, подрастерял веселость и легкость характера. Но не надо думать, что именно поэтому мой последний фильм «Риорита» такой жесткий. Веселых, оптимистичных, патриотичных фильмов о войне много. А «Риорита» – это попытка приоткрыть еще одну страницу войны. История о том, как один человек погубил всю семью, не может быть веселенькой. И еще я хотел показать обстановку, в которой росло мое поколение: как нас еще пионерами учили не доверять друг другу, быть начеку – кругом враги! – а если что-то заметил подозрительное, сразу доносить. Доносчиков и трусов – таких, как герой фильма Бархатов – я встречал в своей жизни не раз… Но, если вы заметили, в картине светлый финал. На фронт уходят отец и трое сыновей, они один за другим погибают, но младший остается в живых и восстанавливает род – у него тоже трое сыновей… Финал обязательно должен быть светлым. И думаю, что мой финал в кино тоже будет светлым. Хоть мне уже немало лет, хочу еще снять кино, и обязательно со счастливым концом…

Автор : Тамара МОТАЕВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Жаркое лето 45-го года
Жаркое лето 45-го года

Советский Союз до конца был верен союзническим обязательствам

Более пяти тысяч первоклашек придут в школы города
Глава Гонконга видит во Владивостоке экономический центр
Последние номера