Осторожно: автобус

Водители популярного пассажирского транспорта часто забывают, что везут людей

18 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2782 от 18 авг. 2010
2e8c955872b99334fe57a978ae7d0fa8.JPG Водители популярного пассажирского транспорта часто забывают, что везут людей16 августа на территории Приморского края стартовал первый этап профилактического мероприятия «Автобус», проводимого госавтоинспекцией УВД по ПК. Он завершится 26 августа. Второй этап пройдет с 5 по 15 октября 2010 года. Цель акции – повышение эффективности деятельности подразделений ГИБДД по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, снижение тяжести последствий дорожно¬транспортных происшествий, а также повышение ответственности должностных лиц и организаций, осуществляющих перевозки пассажиров. Плановую операцию «Автобус» ГИБДД проводит, можно сказать, с «открытым забралом», заранее информируя автотранспортные предприятия о сроках мероприятия. Между тем в арсенале госавтоинспекции есть иные методы борьбы с недобросовестными перевозчиками, например скрытые проверки. Это когда ревизор в штатском изображает обыкновенного пассажира, а водитель не подозревает, что он ведет автобус под контролем инспектора. Скрытые проверки представители технадзора госавтоинспекции проводят дважды в неделю. На днях корреспондент «В» участвовал в скрытой проверке автобуса AeroCity 540, работающего на маршруте 17Т (ул. Семеновская – ул. Тухачевского). Автобус принадлежит компании ООО «Колесо» (Владивосток, ул. Корнилова, 15а), его госномер – Е 543 ВТ. Звонили водителю часто После почти полной ликвидации во Владивостоке трамвая автобус стал самым востребованным видом транспорта у жителей и гостей краевого центра. И, соответственно, самым критикуемым. По словам госинспектора отделения технадзора ОГИБДД УВД по Владивостоку старшего лейтенанта милиции Евгения Гафурова – моего напарника по скрытой проверке, чаще всего граждане жалуются на разговоры водителей по мобильным телефонам во время движения. Тем самым они отвлекаются от происходящего на дороге, а отсюда недалеко и до дорожно¬транспортного происшествия. Трудно сказать, насколько виновата в этой печальной статистике болтовня водителей по сотовым, но за семь месяцев текущего года в Приморье зарегистрировано 22 ДТП, совершенных по вине водителей автобусов, в которых погибли трое и получил увечья 41 человек. Так, 23 июня в седьмом часу вечера на 714 км автодороги М¬60 водитель автобуса Daewoo, двигаясь по маршруту 517 сообщением город Владивосток – поселок Ярославский, совершил столкновение с автомашиной HINO недалеко от пешеходного перехода. В момент аварии на «зебре» находились три человека. От удара автобус отбросило на встречную полосу движения, после чего он наехал на пешеходов: несчастные дошли лишь до середины проезжей части. В результате удара женщины 45 и 85 лет скончались на месте, а 10¬летний мальчик был доставлен в городскую больницу. Право, есть над чем задуматься. …Водитель проверяемого нами автобуса прекратил курлыкать по мобильнику, как только его AeroC-ity 540 отчалил от Семеновской площади. После чего мужчина (позже выяснилось, что его имя Алишер и родом он из киргизского города Ош) укрепил телефон в специальном держателе на передней панели и всякий раз, если кто¬то пытался до него дозвониться, сбрасывал звонок. А звонили ему многократно. В жизни, как в песне Алишер вел автобус осторожно, не пренебрегая включением поворотников даже там, где можно было обойтись и без них. Пассажиры заходили в автобус и выходили, добравшись до нужной остановки, и никто не удосужился оторвать билет после расчета с водителем: между тем билеты болтались на двери автобуса. Впрочем, к грубейшему нарушению финансовой дисциплины – езде без билетов в общественном транспорте горожане уже привыкли. На протяжении всего пути водитель не объявил ни одной остановки, будто вез глухонемых. Хотя это его непосредственная обязанность. «Немотой», кстати, грешат многие водители внутригородских маршрутов, приехавшие в Приморье на заработки из Средней Азии. Перед выпуском на линию их несколько раз прогоняют по маршруту, чтобы запомнили дорогу, не удосужившись вдолбить в их головы названия остановок. Впрочем, большинство водителей из стран Средней Азии плохо говорят по¬русски, поэтому курсы по топонимике Владивостока им пока проводить рановато. На днях поздно вечером я добирался на автобусе от ж/д вокзала до площади Баляева. Салон был почти пуст. Один из пассажиров – пожилой мужчина с большой спортивной сумкой явно не из местных поинтересовался у водителя, доедет ли он на этом автобусе до университета? Далее ситуация развернулась, как в песне, где есть такие слова: «Здесь остановки нет, а мне – пожалуйста. Шофер автобуса – мой лучший друг». – Какой такой университет? – переспросил водитель. – Ты скажи, уважаемый, где остановиться, я остановлюсь. Мужчина вышел на «Покровском парке». Дедушка обидчика не призналНад головой Алишера красовались две выцветшие почетные грамоты, выданные прежним водителям этого автобуса за хорошую работу. Рядом висело ксерокопированное объявление, разъясняющее, что «ветераны Великой Отечественной войны имеют право бесплатного проезда при предъявлении соответствующего удостоверения». Мы не смогли удостовериться в реальной силе этого документа: за время пути ни один ветеран ВОВ в автобус не вошел. Но по этому случаю вспомнилось недавнее ЧП, случившееся на одном из внутригородских автобусных маршрутов. На выходе из автобуса ветеран ВОВ предъявил ветеранскую книжку, которая подействовала на водителя как красная тряпка на быка. Пенсионер еще не успел ступить на землю, когда шофер, взбешенный, что с ним не рассчитались за проезд, резко рванул автобус с места. Старичок, не удержавшись, грохнулся на спину. Через несколько дней родственники привезли его в больницу (ветеран жаловался на боли в груди), и тут выяснилось, что у старика сломаны два ребра. Родственники пострадавшего написали заявление в милицию, на опознание были приглашены водители, работавшие в этот день на маршруте. Но дедушка обидчика не признал: у него были проблемы с памятью. Наставления забываются Алишер не удивился, когда на конечной остановке старший лейтенант Гафуров предъявил свое удостоверение. Оказалось, водитель «вычислил» инспектора, когда тот только садился в автобус. Отсюда, наверное, и показная любовь Алишера к поворотникам, и его демонстративное пренебрежение к мобильнику во время езды. – Впору бороду приклеивать, чтобы не узнали, – шутит Евгений. Он не первый раз участвует в скрытых проверках. Примелькался... С путевым листом и водительским удостоверением у Алишера проблем не было. И хотя водительские права он получил в Киргизии, но к ним прилагался перевод на русский язык, заверенный нотариусом, поэтому мужчина работает в России вполне законно. Однако у его автобуса проблемы были – не работал спидометр. За что полагается штраф в сто рублей, наказание вроде бы копеечное, но с сентября штраф увеличится до 500 рублей. А в случае неоднократного выявления сотрудниками ГИБДД одной и той же неисправности автобус вообще могут снять с линии. А это уже простой и потеря выручки. Скрытая проверка закончилась для Алишера протоколом с указанием замечаний проверяющего и приглашением в городское управление госавтоинспекции на административную комиссию. В протоколе были отмечены следующие нарушения: разговор по сотовому телефону, необъявление остановок, неработающий спидометр, невыдача билетов пассажирам. И каждый минус водителя – пятно на репутации его работодателя, компании¬автоперевозчика. – Четыре замечания – это мало. На днях у одного водителя было 15 замечаний! А ведь перед выходом на линию они проходят инструктаж, что можно делать и чего нельзя. Но, сев за руль, будто забывают все наставления. Нередко можно увидеть водителя автобуса, у которого в одной руке телефон, а в другой – стакан кофе. Есть и такие, кто выбрасывает мусор или шелуху от семечек в окно, – говорит госинспектор отделения технадзора ОГИБДД УВД по Владивостоку Евгений Гафуров. Кстати, пока Гафуров разбирался с Алишером, на остановке образовалась толпа пассажиров. Узнав причину задержки автобуса, граждане одобрительно отнеслись к проверке. Оказалось, что у жителей «БАМа» накопилось много претензий к водителям маршрута 17Т, прежде всего к их необузданному лихачеству. – Они гоняют, как на ралли, забывая, что не кизяк везут, а живых людей, – метко подметил один из пассажиров. Нарекания вызывали и грязные салоны автобусов, куда «в светлой одежде зайти страшно». Но, как сказал госинспектор Гафуров, здесь все зависит от чистоплотности водителя.

Автор: Сергей КОЖИН