Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Персона

В груди Кота Матроскина бьется сердце ангела

Молодой отец Олег Табаков готовится отметить свое 75-летие
В груди Кота Матроскина бьется сердце ангела
Молодой отец Олег Табаков готовится отметить свое 75-летие День рождения у Олега Павловича – 17 августа. А праздновать он его будет в ноябре. На юбилейные торжества «зарезервирован» целый месяц – там будут и застолья, и спектакли, и театральные капустники. На счету Табакова сотни ролей. Он играл и чекистов, и фашистов, и воров, и милиционеров. Но самая его знаменитая роль – Кота Матроскина из Простоквашино. Не беда, что там от Табакова – один голос. Зато теперь по этому голосу его легко узнают все взрослые и дети России. А еще у него четверо детей и пятеро внуков. Старшему сыну недавно исполнилось 50, младшей дочери – четыре года. - Я знаю, что такое процесс деторождения - я при нем присутствовал, у меня четверо детей, - говорит Олег Павлович. - Я знаю, что ребенок - крохотное существо - без заботы о нем погибнет. То же самое – артисты. Без подставленных ладошек артист может не случиться... В 2004 году ему вручили престижную театральную премию «Чайка» в номинации «Сердце ангела». Ангел из табакерки Олег Табаков не знает, что такое «проходная» роль. Даже в маленьком эпизоде он выкладывается на все сто. И каждую роль пропускает через свое сердце. А оно не всегда выдерживает. Первый инфаркт у Олега Табакова случился в 29 лет. До премьеры спектакля «Обыкновенная история» оставался месяц. Табаков играл главную роль – романтичного, витающего в облаках юноши Александра Адуева. Шла репетиция, что-то получалось, что-то нет… Вдруг Олег Табаков побледнел… Врачи, которые доставили актера в больницу на «скорой», поставили диагноз: инфаркт. Медики запретили Табакову работать, сказали напрямую: ваше сердце не выдержало перегрузок. По их мнению, именно перенапряженный рабочий график, в котором совме-щались и съемки в кино, и театр, и работа на радио, стал причиной сердечного сбоя. Табаков не стал с ними спорить. Просто вспомнил слова Белинского: «Ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!». И как только ему стало чуть лучше - при-шел в театр. И продолжил репетиции. Премьера состоялась в намеченный срок! Потом, через 12 лет, у Табакова был еще один инфаркт. К нему он шел более тернистым путем. В 70-х годах у Олега Табакова, который к этому моменту исправно служил 15 лет в знаменитом «Современнике» (он был од-ним из его основателей, а шесть лет – после ухода в МХАТ Олега Ефремова – директором), появилась идея создать свой театр. Воплощение этой мечты в жизнь едва не привело к летальному исходу. Для начала Олег Павлович организовал театральную студию для старшеклассников. Лучшие из них стали основой знаме-нитого первого курса Олега Табакова в ГИТИСе. А в 1976 году Табаков получил в дар от столичных властей… освободившийся подвал, где раньше размещался угольный склад. Вместе со своими студентами Олег Павлович выгреб оттуда весь мусор, своими силами сделали ремонт. Так в Москве появился полуподпольный театр с веселым названием «Табакерка». Слава о нем быстро разнеслась по всей столице, посмотреть их спектакли приходили Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. А потом… - На спектакль «Прощай, Маугли!» Олег Табаков пригласил министра культуры Демичева, - рассказывает ученик Табакова, ак-тер театра «Сатирикон» Алексей Якубов. – Представляете: министра - в подвал! Олег Павлович добивался того, чтобы его театр признали официально. После спектакля Демичев ничего конкретного не сказал. А потом выяснилось, что наша судьба решалась на уровне ЦК партии. Театр оказался под запретом. После этого у Олега Павловича и случился второй инфаркт… Среди его учеников – Евдокия Германова, Андрей Смоляков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова… И еще десятки тех, что не так известны. Но ко всем своим «цыплятам табака», как любовно называет их сам Олег Павлович, он относится одинаково заботливо. Как добрый отец. Или как ангел- хранитель. Помните - «без подставленных ладошек…»? Самый знаменитый кот России Ему повезло: в войну к ним в Саратов эвакуировали МХАТ. Мама привела семилетнего Олега на спектакль. И это решило его судьбу. Приехав после школы в Москву, он был с первого раза принят в оба главных театральных вуза – ГИТИС и школу-студию МХАТ. Но выбрал МХАТ: там еще работали ученики самого Станиславского! - В фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев» Олег Павлович сыграл воришку Альхена, - рассказывает Алексей Якубов. – И Марк Анатольевич рассказывал, как снимали по-актерски сложную сцену: надо было, чтобы у Альхена в нужный момент вы-катилась одна слеза, причем строго из определенного глаза! Захаров понимал, сколь сложную задачу ставит он перед Табако-вым. И был поражен, когда после команды «Мотор!» на определенной секунде из нужного глаза Олега Павловича выкатилась единственная слеза! А сам Алексей Якубов был свидетелем другого актерского чуда: - Когда мы учились у Олега Павловича - это был 1976 год - в Москве гремел спектакль «Современника» «Двенадцатая ночь». Олег Табаков играл там дворецкого Мальволио. Достать на спектакль билеты было невозможно - мы просили Олега Павловича, и он несколько раз проводил нас через служебный вход. В спектакле был момент: на сцену выходит траурная процессия, возглав-ляемая Мальволио, который каждый свой шаг сопровождает ударом посоха. И однажды Олег Павлович спросил нас: «На каком ударе раздадутся аплодисменты?» - «Не знаем», - пожали мы плечами. – «Заказывайте!» - «Ну, на третьем», - неуверенно сказа-ли мы. Смотрим спектакль: выходит Табаков – нет аплодисментов, делает шаг - тишина, второй – то же самое, делает третий – и раздаются аплодисменты! Мы обомлели. Потом уже вошли в азарт - заказывали: «Можно на десятом ударе?». И были аплодис-менты именно на десятом шаге… Табаков – профессионал. Но ни разу в жизни не схалтурил, эксплуатируя когда-то созданный им образ. Поэтому ка-ждая из его ролей неповторима: и восторженный Николенька Ростов в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, и «хитрый лис» Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны», и разрывающийся между жаждой денег и тягой к прекрасному Гарри в «Человеке с бульвара Капуцинов»… - В роли Людовика XIV в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» я видел только Олега Табакова, - рассказывает режиссер Ге-оргий Юнгвальд-Хилькевич. – И Олег Павлович блестяще сыграл эту роль! А за главную роль в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Олег Табаков получил на Международном кинофестивале в Оксфорде престижный приз «Золотой щит Оксфорда». Но самый известный герой Табакова – Кот Матроскин. - Однажды Олег Павлович пришел к нам на занятия и сообщил: «Очень интересная сейчас работа у меня была – кота оз-вучивал!» - вспоминает Алексей Якубов. О мультфильме «Трое из Простоквашино» прознали даже американцы. И перед выходом в России фильма «Гарфилд» поставили условие, что главного героя – рыжего кота – должен озвучить именно Олег Табаков. Дела семейные С актрисой Людмилой Крыловой Олег Табаков прожил в законном браке более тридцати лет. Вырастили и воспитали двоих детей: сын Антон и дочь Александра тоже стали актерами. И оба уволились из театра, когда Олег Павлович решился на развод. Чтобы жениться на своей ученице Марине Зудиной, которая моложе его на тридцать лет. Александра до сих пор не может про-стить отцу измены. Антон хоть и выразил свой протест в более жесткой форме – оставив театр, он стал ресторатором – в конце концов смог понять и простить Олега Павловича. Решительному шагу Олега Табакова предшествовали 12 лет «закулисного» романа. - Сразу после того, как тайное стало явным, Марина попала в эпицентр недружелюбного отношения к ней, - рассказывает Ев-докия Германова. - Что сделал Олег Павлович? Как умный человек, он не стал стесняться ситуации, задвигать в тень свою моло-дую жену - наоборот, при всех подчеркивал ее достоинства. И я видела, как люди постепенно стали вести себя с ней по-другому, начали понемногу принимать выбор Олега Павловича. В 1995 году у Марины Зудиной и Олега Табакова родился сын Павел. Олегу Павловичу тогда было 60 лет. А в 70 лет он стал отцом в четвертый раз – Марина родила дочь Машу. - Он был очень растроган тогда! – вспоминает Ирина Пегова. – Да и сейчас на репетициях он взахлеб рассказывает о Маше: что она сказала, что сделала - это вызывает у него детский восторг! И нам радостно видеть, что у Олега Павловича в его годы есть такое чудо – четырехлетняя дочка. Мне кажется, она делает его моложе - дает ему заряд бодрости и энергии. Ощутив в четвертый раз радость отцовства, Олег Табаков, кажется, стал еще добрее и внимательнее относиться к своим артистам, решившимся на рождение детей. Слезы мастера Несколько лет назад Олег Табаков затеял строительство театрального колледжа. Идея – собрать со всей России талант-ливых подростков 14-15 лет, обеспечить их жильем, дать среднее образование и обучить актерскому мастерству. Открыть это уникальное учебное заведение планировали в 2008 году. Но обстоятельства помешали… - К счастью, в нынешнем году удалось решить все вопросы с открытием колледжа, - говорит Евдокия Германова. – Уже набран первый курс из 24 человек. Я представляю, какое это для него счастье! «Птенцы» Табакова видели его разным: веселым, грустным, добрым, жестким… Не видели только слез своего всесильно-го учителя. Ни тогда, когда партийное руководство страны запретило ему создавать свой театр. Ни в 1998 году, когда после дефолта театр лишился всех своих средств. Никогда! И вот… К юбилею Олега Павловича снимали фильм о нем: вечер встречи учителя и учеников. И «цыплята табака» увидели, что у Олега Павловича глаза заблестели от слез - впервые в жизни это были слезы «не по сценарию»…

Автор : Тамара МОТАЕВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Приморцы теперь больше летают
Стену на «Молодежной» доведут до ума
Последние номера