Приморская оборонка на пороге перемен

Долгое время вопрос о дальнейшей судьбе оборонной промышленности России оставался открытым. Никто не торопился брать на себя ответственность и принимать решение о сокращении объемов государственного оборонного заказа. Из-за этого отрасль стала испытывать громадные проблемы, вызванные долгами государства за выполненные работы. Не торопятся принимать решение и сейчас. Но одно ясно точно: объемы оборонного заказа для предприятий ВПК Приморья прежними не станут уже никогда и их сокращение превысит все предполагаемые ранее пределы.

10 дек. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №278 от 10 дек. 1997

Долгое время вопрос о дальнейшей судьбе оборонной промышленности России оставался открытым. Никто не торопился брать на себя ответственность и принимать решение о сокращении объемов государственного оборонного заказа. Из-за этого отрасль стала испытывать громадные проблемы, вызванные долгами государства за выполненные работы. Не торопятся принимать решение и сейчас. Но одно ясно точно: объемы оборонного заказа для предприятий ВПК Приморья прежними не станут уже никогда и их сокращение превысит все предполагаемые ранее пределы.

Программы, программы...

- Если бы хотя бы 5 лет назад правительство взяло на себя ответственность сказать честно “живите по средствам”, оборонка не оказалась бы в такой яме, - говорит председатель краевого комитета по оборонной промышленности Александр Полусмак.

С 1991 года объемы производства в отрасли в целом по стране сократились в 6 раз, было сокращено около 2 миллионов работников, а цифра задолженности предприятиям ВПК за выполненный госзаказ достигла астрономической величины.

Сегодня, когда уже выработана стратегия военной реформы, государство готово решить вопрос и с оборонно-промышленным комплексом. Москва уже активнее рассчитывается с оборонщиками, в основном взаимозачетами, проводит реструктуризацию долгов, рассчитывая до нового года полностью погасить задолженность по зарплате. Но наши, приморские, предприятия пока мало что получили от этого, и если получат, то лишь благодаря безвылазной работе их руководителей в Москве да редким посещениям предприятий правительственными чиновниками вроде Олега Ефимова или Николая Михайлова, которые обычно “привозят” с собой немного “живых” денег на выплату зарплаты.

В этих условиях руководство края приняло решение создать комитет, который бы помог приморским предприятиям ВПК, составляющим еще недавно четверть промышленного потенциала Приморья, решать свои проблемы. Главный итог годовой работы комитета по оборонной промышленности заключается в том, что он смог систематизировать всю информацию и реально оценить положение предприятий оборонного комплекса в крае. В результате этой работы была разработана краевая программа реструктуризации предприятий этой отрасли.

Конверсия по-приморски

Несколько лет назад руководители предприятий ВПК, сообразившие, что хорошей жизни от правительства ждать не приходится, начали разрабатывать собственные планы конверсии. Сделали это далеко не все, так как большинству “красных директоров”, проработавших в своих должностях более 10 лет, психологически очень трудно сказать себе и коллективу, что дело, которым они занимались всю жизнь, больше никому не нужно и необходимо искать новую область приложения сил и опыта.

Но вот за эту работу взялось правительство. Уже сегодня существует “Концепция реструктуризации оборонно-промышленного комплекса России”, разработанная ведущими научно-исследовательскими центрами страны. К концу года должна быть готова федеральная программа “Реструктуризация оборонной отрасли в 1997 - 2000 гг.”.

Вспомнили и о программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, утвержденной президентом РФ полтора года назад. 16 октября состоялось первое заседание ассоциации “Дальний Восток и Забайкалье”, посвященное ее выполнению. Одним из основных пунктов повестки дня была также реализация программы конверсии на предприятиях ВПК Дальнего Востока. Второе заседание с участием вице-премьера Олега Сысуева было намечено на конец ноября, но уже дважды переносилось.

Но администрация края решила не ждать московских “инициатив” и создала свою программу. К слову, подобный документ пока имеют лишь Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Программа состоит из двух частей. В первой рассматриваются перспективы четырех крупнейших предприятий оборонного комплекса, 2 из которых - градообразующие. Это заводы “Восточная верфь”, “Дальзавод”, “Звезда” и “Прогресс”. По мнению администрации края, эти предприятия еще могут рассчитывать на оборонный заказ. “Восточная верфь” будет по-прежнему производить сторожевые катера для пограничников, “Дальзавод” останется главной ремонтной базой Тихоокеанского флота, у “Звезды” пока много работы по утилизации и ремонту атомных подводных лодок, а “Прогресс” продолжит выпуск боевых вертолетов. Министерство обороны гарантирует загрузку этих предприятий госзаказом минимум на 30 процентов, что обеспечивает сохранение оборонных технологий. Остальные 70 процентов производственных мощностей, как и оставшиеся практически вне интереса министерства обороны мощности приборостроительных заводов (“Варяг”, “Дальприбор”, “Радиоприбор”, “Изумруд”), придется загружать производством гражданской продукции. Об этом говорится во второй части краевой программы. В соответствии с ней предприятия будут производить продукцию, ориентированную на торговлю, бытовое обслуживание населения и судостроение. Предприятия ВПК будут производить и частично уже производят малые добывающие суда для прибрежного лова, полимерную тару для упаковки пищевых продуктов, электродвигатели малой мощности, энергосберегающие источники света, телефонные аппараты, сельскохозяйственную технику, полиграфическое оборудование.

Где взять деньги

Краевая программа реструктуризации ВПК станет реальной лишь в случае стабилизации социальной обстановки на предприятиях отрасли, то есть только в том случае, если правительство выполнит свое обещание рассчитаться с долгами по зарплате до 1 января будущего года. Часть средств на конверсию планируется найти за счет повторного акционирования предприятий. Для того, чтобы снизить внутренние издержки и привлечь инвестиции, многие предприятия будут вынуждены произвести сокращение производственного и управленческого персонала. Главным инвестором этих конверсионных программ должно по-прежнему выступать государство. Вскоре в Приморье будет открыто представительство фонда “Конверсия”. Предприятия будут утверждать свои бизнес-планы в Минэкономики и в случае утверждения получать средства через фонд. Им также будут предоставляться различные льготы.

Однако никто не оставляет попыток привлечь к сотрудничеству и иностранных инвесторов, которые пока проявляют очень осторожный интерес к вложению денег. Их больше всего интересуют вопросы собственности: вкладывать деньги в предприятие, собственником которого в значительной мере является государство и которое даже не владеет землей, иностранцам кажется не очень надежным.

По словам первого вице-губернатора края Константина Толстошеина, интерес к сотрудничеству с предприятиями приморской оборонки уже проявили такие известные компании, как “Тойота”, “Крайслер”, а компания “Хендэ” даже прислала представительную делегацию для изучения возможности размещения совместного производства на арсеньевском “Прогрессе”. Сначала корейцы рассматривали возможность производства в цехах предприятия автомобилей класса “джип”, но потом отказались от этой идеи из-за большой удаленности от главных портов Приморья и предложили собирать на заводе авиационные двигатели для самолетов, производство которых они сейчас осваивают. В настоящее время в руководстве “Хендэ” идут консультации по этому вопросу.

Что и куда продавать

Для того, чтобы приморские оборонщики быстро получили оборотные средства, столь необходимые для развития конверсионных технологий, есть только одна возможность. Заводам должны предоставить право самостоятельной продажи своей продукции военного назначения за рубеж, естественно, под контролем государства. В качестве заказчиков на вертолеты и сторожевые катера, например, желают выступить Южная Корея, Филиппины и ряд других стран. По словам Александра Полусмака, в последнее время в этом вопросе наметились определенные подвижки.

Более сложно с гражданской продукцией, которую планируется выпускать на приморских оборонных заводах. Рассчитывать на то, что наши товары будут покупать в центре России, не приходится из-за высоких железнодорожных тарифов и не меньшей насыщенности западных регионов военными производствами, а рынок сбыта Дальнего Востока слишком неразвит. Поэтому необходимо стремиться к выходу на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению Александра Полусмака, решение подобных проблем - задача не только администрации края, но и финансово-промышленной группы “Дальний Восток”, в которую входят почти все предприятия оборонки. Однако процесс поиска рынков сбыта значительно тормозит отсутствие средств даже на приглашение экспертов по маркетингу, которые могли бы произвести качественный анализ рынков АТР.

Тем не менее решающую роль в конверсии военных производств администрация края отводит развитию гражданского судостроения - того, что мы умеем и делали всегда. Анализ показывает, что гражданский флот на российском Дальнем Востоке имеет высокую степень изношенности, и судовладельцам рано или поздно придется его обновлять. И если крупным судоходным компаниям выгоднее будет приобретать крупнотоннажные суда за рубежом, воспользовавшись кредитами иностранных банков, то малотоннажный флот придется так или иначе покупать здесь. Поэтому заводы, которые раньше строили и ремонтировали военные суда, как можно быстрее должны быть переориентированы на строительство буксиров, катеров, сейнеров и других мало- и среднетоннажных судов. Для этого всю судостроительную отрасль Приморского края нужно реструктуризировать в комплексе, что также является задачей финансово-промышленной группы.

Остается надеяться на то, что приморские предприятия ВПК смогут справиться с этими сложными задачами и оживят экономическую жизнь края.

Автор: Сергей ЧЕЧУГО, "Владивосток"