Строителей терминала на острове Русском уличили в недобросовестности

Ростехнадзор и транспортная прокуратура предъявили претензии к компании «Спецфундаментстрой»

5 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2775 от 5 авг. 2010
Ростехнадзор и транспортная прокуратура предъявили претензии к компании «Спецфундаментстрой» Как курьез восприняла публика требование московских властей к одному из столичных застройщиков снести «лишние» этажи очередного небоскреба. Целых 22 этажа возвели строители сверх согласованного проекта. Когда речь идет о деньгах, похоже, мало кто задумывается о том, что такие «курьезы» могут обернуться серьезными катастрофами и человеческими жертвами.Похожие истории, когда строители пренебрежительно относятся к проектной документации, происходят по всей стране. Да что там лишние этажи… Приморская транспортная прокуратура в ходе своей проверки обнаружила целый грузовой порт, построенный в нарушение утвержденного проекта и уже эксплуатирующийся без какой-либо разрешительной документации.В ходе проверки, проведенной Приморской транспортной прокуратурой совместно с Управлением Ростехнадзора, установлено, что выполненные ООО ПСФ «Спецфундаментстрой» из города Геленджика строительные работы по возведению грузового терминала на острове Русском не соответствуют выданному разрешению на строительство и проектной документации. Более того, терминал, построенный с существенными нарушениями проекта, уже эксплуатируется, хотя произведенные изменения не проходили никакой государственной экспертизы.Вместо пяти причалов «Спецфундаментстрой» построил шесть. Длина грузового терминала увеличена на 100 метров, а вместо берегоукрепительного разрыва между 3-м и 4-м причалами возведен участок для причала парома. Остается только догадываться, для чего компании пришлось увеличивать длину грузового терминала, но специалисты в таких случаях сразу подозревают меркантильные интересы строителей.Материалы проверки свидетельствуют, что строители «Спецфундаментстроя», озабоченные перевыполнением плана, не особо беспокоились о безопасности. Так, сваи-оболочки вместо положенного по проекту диаметра в 6000 мм в реальности оказались в шесть раз тоньше, и при этом для них использовались трубы, уже бывшие в употреблении. Для образования территории причалов использован грунт, не соответствующий требованиям проекта и строительных норм. Вместо железобетонных балок подкрановых путей уложены металлические.Безусловно, подобная экономия позволит получить строителям дополнительную прибыль. А вот чем может закончиться подобное рвение «Спецфундаментстроя», нетрудно догадаться по материалам прокурорской проверки: «Принимая во внимание, что построенные с отступлением от проектной документации причалы в настоящее время используются, соответственно, не обеспечивается соблюдение требований промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требований технических регламентов». Кстати, в тендере на строительство терминала, который выиграл «Спецфундаментстрой», принимала участие еще одна московская фирма – «Максима». Вскоре после получения конкурентами выгодного подряда ее руководство переименовало «Максиму» в компанию с названием… «Спецфундаментстрой». Что скрывается за подобными метаморфозами и клонами «Спецфундаментстроев», возможно, вскоре выяснится после получения предписания прокуроров. Все шесть причалов в настоящее время уже используются для швартовки и погрузки-разгрузки морских судов, но нормы эксплуатационных нагрузок для этих причалов даже не рассчитаны и не установлены. Также проверкой установлено, что терминал эксплуатируется в отсутствие паспорта гидротехнического сооружения. Это обязательный документ, который не только описывает объект, но и устанавливает режим его эксплуатации, срок службы сооружений, порядок и регламент их технического осмотра и ремонта. Очевидно, что без паспорта здесь не соблюдаются ни порядок эксплуатации, ни технический контроль за терминалом. В результате, по мнению следователей прокуратуры, это «может повлечь за собой разрушение причалов, что негативно скажется на состоянии безопасности мореплавания... повреждение имущества владельцев морских судов…». Прокуроры забыли упомянуть еще и о возможных человеческих жертвах.Грузовой терминал на острове Русском построен, здесь уже швартуются суда, но официально в эксплуатацию он еще не введен, хотя бы потому, что до сих пор нет документов на выделение земельного участка под его строительство. Поэтому пока его эксплуатация называется «опытной». Чем закончится этот опыт, неизвестно. Приморская транспортная прокуратура пока пришла к выводу, что данный объект «не соответствует требованиям действующего законодательства».Учитывая, что остров Русский играет значительную роль в программе саммита АТЭС, который состоится во Владивостоке в 2012 году, наверное, можно понять, почему строители «Спецфундаментстроя» так спешили подзаработать. Но вряд ли гостей саммита обрадует, если причал, где пришвартуется их паром, размоет прямо у них под ногами…

Автор: Анастасия ШАКИНА