Студенты – двигатель торговли?

Уважающие себя компании серьезно относятся к выбору промоутеров

4 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2774 от 4 авг. 2010
14462de73abb00772081881823f67fb3.JPG Уважающие себя компании серьезно относятся к выбору промоутеровВступление на трудовой путь у многих из нас начинается не с работы в полном смысле слова, а с подработки: у одних – только на время летних каникул, у других – по совместительству с учебой. Многие студенты знают, что преподаватели вузов рекомендуют устраиваться на работу с третьего курса, но все же делают это значительно раньше, ориентируясь на свои силы и расписание. Далеко не все студенты подрабатывают по своей будущей специальности. Рынок труда для молодежи сегодня пестрит различными предложениями. Максимально востребованы 18-летние ребята: спектр услуг, которые они могут предоставить обществу, очень велик. Официант, грузчик, оператор, уборщица, автомойщик – эти вакансии востребованы постоянно. На них, как правило, зарабатывают от 6 до 15 тысяч в месяц. На школьников у работодателей спроса поменьше. В основном их услуги (расклейщик, промоутер, интервьюер) имеют почасовую или поштучную оплату. Например, 100 рублей в час или 10 рублей лист. В сумме за месяц зарплата несовершеннолетних доходит до нескольких тысяч. Когда мне было 17 лет, мне тоже хотелось подработать. Самым действенным источником поиска вакансий оказался Интернет. По крайней мере, у молодежи он всегда под рукой и свежие вакансии на электронных страницах появляются раньше, чем на бумаге. Итак, мой выбор пал на работу промоутера. Видели девушек и юношей в магазинах, которые кричат за стойкой о новой акции от поставщиков пельменей, кетчупов, соков или предлагают те же пельмени, кетчупы, соки попробовать и купить пару пачек продукта? Которые стоят на улице или в коридорах торговых центров и раздают прохожим листовки и визитки, «доживающими» у нас в руках до ближайшей урны? Вот примерно в этой сфере мне нужно было работать месяц, каждые четверг и пятницу с четырех до восьми часов вечера. Вообще оклад (90 – 120 рублей в час, чаще всего – 100), обязанности, время (около четырех часов) у промоутеров практически не различаются. Чай, кофе? Работодатели искали девушек для акции по продвижению чая. Уважающие себя компании относятся к выбору промоутеров серьезно. На собеседовании мне и еще двенадцати девочкам раздали информацию о данной продукции и о чае вообще, краткое описание целевой аудитории – людям, на которых рассчитан тот или иной товар (это на самом деле очень важно: знать, к какому покупателю подходить исходя из пола, семейного положения, возраста, достатка, заметно облегчает работу). Некоторые, узнав, что нужно что-то учить, разочарованно уходили. Но для большинства через неделю был экзамен-кастинг. Письменный – о чае, устный – на знание лозунгов, причин акции и на голосовые данные. Девушки работали в парах – одна у прилавка предлагала чай, другая собирала чеки и раздавала подарки. В первый день я работала за стойкой. В мои обязанности входило кричать об акции, когда видела заходящих покупателей, отвечать на вопросы заинтересовавшихся, отправлять их к напарнице, торжественно вручать подарки и в конце дня пересчитывать чеки и определять по ним наиболее популярные сорта чая. Второй день я работала у прилавка. Меня поставили уже в другой магазин с другой девушкой. Перед началом рабочего дня я должна была заполнить бланк, указав наличие и количество чая. Потом ходила как заведенная, подкрадывалась со спины покупателя и спрашивала: «Вы какой чай предпочитаете – черный или зеленый?». С тех пор меня все время ставили у прилавка. И я даже стала надеяться на премию. Сроки акции, указанные в объявлении, прошли, но промоутеров еще некоторое время просили работать и в среду, и в субботу. Естественно, за эти дни платили. Это и был наиболее весомый аргумент, не считая словесного: «Ты – наша последняя надежда». В последний день акции мы ушли на четыре минуты раньше. Все равно за это время ничего не продашь, решили мы, убирая подарки и работая с чеками. А не тут-то было. Работодатели решили, что «продашь», и лишили меня премии. На самом деле очень обидно было, когда из Интернета я узнала о том, что промоутер имеет право на один пятнадцатиминутный перерыв или на пятиминутный отдых после каждого часа. Получается, что тот последний день я отработала все-таки полностью. Зарплату некоторое время не выплачивали. Говорили, что одна девочка так и не сдала обратно форму – цветное платьице и футболочку. Я тогда подумала, что под этим предлогом можно не выплатить деньги вообще, но все обошлось. Некоторое время спустя началась вторая акция. Это уже был кофе. Так получилось, что экзамен на эту акцию проходил в два этапа, и я не успевала подготовиться. Знания о продукции спрашивали устно. Я поняла, что что-то напутала, когда мужчина-представитель с улыбкой сказал, что вру я быстро и правдоподобно. Я это даже как плюс расценила. Ко второму разу я что-то почитала перед дверьми за пять минут до входа. Может быть, поэтому я прошла кастинг. Деньги и не толькоРабота промоутера, как и все другие, имеет свои плюсы и минусы. Можно нарваться на человека, которому не хватит словарного запаса тактично отказаться, и получить отказ в грубой форме. Но добрых и отзывчивых покупателей значительно больше. Итого: 17-летний подросток за месяц вполне может получить 3200 рублей чистой, так сказать, прибыли, не считая незапланированных, не указанных в объявлении дней акций. Конечно, дорогостоящую технику не приобретешь, зато купить плеер или платье, оплатить курсы немецкого языка за 2 месяца вполне реально.

Автор: Ольга ЮДИНА