Немного глиняного

Традиционные русские ремесла в Приморье развивают энтузиасты

4 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2774 от 4 авг. 2010
1df193608693fae8dd2561200f008244.JPG Традиционные русские ремесла в Приморье развивают энтузиастыНа воротах этого дома раскинули крылья самые, наверное, удивительные персонажи русских сказок – жар-птицы. А за воротами гостей – и российских, и иностранных (они тоже сюда заглядывают) – ждет настоящее путешествие в историюрусского ремесла. Гончарный круг, образцы приморской глины, а главное – под навесом, расположившимся на аккуратно постриженной лужайке, на полках стоит самая разная глиняная утварь: кухли, крынки, щанки, керосинницы, рукомои… Вы не знаете, что это такое? Не беда – в гончарной мастерской Натальи и Максима Христенко «Жар¬птица» все расскажут и покажут…Грант для «Жар-птицы»–Мы просмотрели немало исторической литературы, – говорит Наталья Христенко, – чтобы выдавать посетителям точную информацию, воссоздать сосуды. Именно такие, какими пользовались наши предки – славяне. Вот это – крынка под молоко. У нее широкое горло, нужно было, чтобы в сосуд свободно входила рука, чтобы его хорошо вымыть, чтобы молоко не прокисало. А вот это – сосуд для кислых щей. Как только я это произношу, сразу выясняется, что мало кто знает, что такое кислые щи. Этот напиток готовился путем брожения. Именно поэтому у сосуда такое узкое горло, чтобы пена не лезла наружу. А вот керосинница – она небольшая, потому что керосина покупали немного, только чтобы лампы залить, и с узким горлом, которое затыкается бумагой, чтобы керосин не испарялся… А это щанки. В таких сосудах крестьянские дети, как только вырастали и учились ходить, носили еду родителям, работавшим в поле. Очень разумная форма, вы согласны? В одну часть щи наливали, в другую – кашу. И несли.А это рукомой, он свисал с потолка в крестьянской избе и с его помощью было очень легко мыть руки после тяжелого трудового дня. А это – кухля, сосуд для вина, который ставили на стол. Чаще всего в зажиточных семьях. Кухли были разные, в виде фигур животных или в виде полкана – иначе говоря, кентавра. Полкан – полконя, полчеловека…Третий год Наталья Христенко проводит такие вот «уроки истории и труда», не только посвящая жителей и гостей края в тонкости русского быта, но и позволяя тем, кто приезжает в «Жар¬птицу», самим попробовать освоить ремесло гончара.–Знаете, люди просто счастливы! – рассказывает Наталья. – Многие говорят, что всю жизнь мечтали что¬то сделать руками, поработать с глиной, попробовать…Удивительно, но сама Наталья Христенко, как и ее муж, к гончарному ремеслу пришли уже в сознательном возрасте. Можно сказать, почти случайно…–Мы с мужем окончили биофак ДВГУ, – рассказывая, Наталья работает за кругом. – Я занималась экологическим просвещением, муж после института служил в армии – в разгаре были 90 е, и с работой по специальности было сложно. Как¬то оказалась на острове Путятина и с интересом узнала, что там были и керамический завод, и фарфоровое производство. Стала думать: почему же сегодня никто не пытается ничего восстановить? Ведь издавна во всем мире там, где есть хорошая глина, возникали народные промыслы… Взяла с собой немного глины, стала дома лепить игрушки – просто для себя. Муж стал помогать, купил списанную муфельную печь, чтобы обжиг освоить. А потом меня стали спрашивать, почему я не продаю свои поделки, а так как жизнь в то время была сложная, я стала над этим задумываться. И сделала первую партию игрушек, которую мы продали на День города. Я заработала столько, сколько получала в месяц… И поняла, что это может стать делом жизни.Началось самообразование. Наталья читала буквально всю литературу, которая попадалась, о работе с глиной, о керамике – вплоть до книжек для детских кружков. И, увы, не нашлось в крае тех, кто был готов делиться знаниями в этой области. Поэтому Наталья в 2000 году решилась на почти авантюрный поступок…–Я поехала, – смеется Наталья, – в Питер. Набравшись наглости, пришла – сама теперь удивляюсь, как у меня на это хватило нахальства – в Академию имени Мухиной, в ректорат, спросила: у кого я могу научиться гончарному делу? Меня отправили в мастерскую, где я и прозанималась два месяца. Узнала все секреты мастерства, мне поставили руки. Все ужасно удивлялись, что мы в таком далеком краю пытаемся что¬то делать сами, глину вручную замешиваем… По возвращении домой муж сам сделал мне первый гончарный круг. Сейчас у меня их уже четыре…Чем чаще Наталья и Максим участвовали в выставках, ярмарках, туристических семинарах и слетах, тем чаще стали проситься к ним посетители: посмотреть, как работают на гончарном круге, попробовать самим. Приглашать всех в маленькую квартиру было неудобно, и тогда семья, собравшись на совет, решила: пора выдвигаться на природу. Был куплен участок земли…–Сначала, – вспоминает Наталья, оглядывая ровную лужайку, на которой прячутся глиняные ландшафтные поделки, установлен навес, растут цветы и яблони, – здесь была такая помойка, что даже не верилось, что все можно привести в порядок… Лопухи, буераки, свалка какая¬то… Мы трудились и трудились, да и до сих пор продолжаем приводить участок в порядок, чтобы туристам у нас было комфортно. Тогда же в мастерскую, которую мы назвали «Жар-птица», стали приезжать туристические группы, причем не только российские.В 2009 году «Жар-птица» получила грант президента России – как объект общенационального культурного значения. На средства гранта купили оборудование для размина глины, провели серию мастер¬классов. Этим достижением семья Христенко очень гордится.–Глину мы копаем сами, – говорит Наталья. – В разных местах края. Собственно говоря, где увидим, там и копаем – едем, к примеру, смотрим: откос, останавливаемся, берем немного глины… Копаем, сушим, мелем, разводим… Мы уже составили свою собственную смесь гончарной массы, которую и используем для изделий. Это все путем эксперимента, проб и ошибок.В керамике нам еще предстоит многое узнать, пределов, границ у этого искусства нет.Наталья и Максим изготавливают не только сосуды и игрушки. «Жар-птица» – мастерская, с которой плодотворно сотрудничают дизайнеры, например, ландшафтные, ведь керамика – идеальный вариант оформления лужаек… Делали в мастерской и декоративные детали для оформления… мебели в стиле индейцев майя. Выполнили сложный проект – водопад для кафе «Каскад» в Находке. И тем не менее в какой¬то момент Наталье захотелось разнообразия…Химия творчества–Так вы начали увлекаться лэмпворком (лэмпворк – техника работы со стеклом с использованием горелки или лампы для придания стеклу желаемой формы. – Прим. авт.)?–Да, – улыбается Наталья. – Гуляя по Интернету, скажем так, наткнулась на сайт, где рассказывалось о том, что такое лэмпворк, как это делается. И просто заболела! Стала изучать литературу, причем в основном на английском. Выписала оборудование, горелку. И когда все пришло – села, сделала бусину и была счастлива! Сегодня у меня уже другая горелка, более современная – ее я выиграла в интернет¬конкурсе, который проводился среди русских лэмпворкеров.Наталья показывает нам свои работы – бусы, браслеты, подвески, серьги… Дух захватывает! Практически невозможно поверить, что эти сложные многослойные бусины сделаны не на заводе, а вручную, и всего¬то нужно – горелка, стекло разных видов да талант и золотые руки…–Сейчас я редко сажусь за круг или горелку с мыслью: «А сделаю¬ка что¬то», – говорит Наталья. – Нет, сначала расчет, чертеж, просчитываю, выдержат ли стенки изделия, чем буду покрывать – глазурью, к примеру, или сделаю японский обжиг. Если работаю со стеклом, тоже нужно немало подготовить. Сначала изучаются стекла, потому что некоторые не сочетаются и друг друга не переносят, трескаются. Некоторые стекла по¬особому вступают в реакцию с серебром, и это нужно использовать для создания эффекта. Хорошо, что в вузе нас основательно подготовили по химии. А когда понимаешь суть процессов, начинаешь разбираться, какие¬то составы готовить самостоятельно – уже, как говорится, нет предела совершенству.Практически все изделия из стекла идут на продажу или на подарки друзьям. Изделия Натальи нашли через Интернет своих хозяев и в Израиле, и в Швеции, и в Канаде, и в США, и в странах Европы…–Ваша жизнь очень изменилась, и изменило ее искусство…–Да, я стала другим человеком. И поняла: чтобы заниматься искусством, нужно внутренне отпустить себя на волю. Твое внутреннее «я» должно быть раскрепощенным. При этом, как ни странно, занятия искусством требуют от человека более строгой самодисциплины, умения концентрироваться. Творчество – это не просто вдохновение, это большая работа и требовательность к себе.Есть у семьи Христенко мечта – построить на участке капитальный дом, жить там постоянно. Но это отдаленная перспектива. Пока же задачи решаются более конкретные. Чтобы можно было принимать туристов не только весной, осенью – кстати, в это время в «Жар¬птицу» приезжает немало школьных экскурсий – и летом, но и в зимнее время года, когда под навесом элементарно холодно…–Может быть, я скажу несколько возвышенно, – горячо говорит Наталья, – но то, что мы делаем, – возрождение русских традиций ремесла. У нас мало кто всерьез относится к ремеслу как к занятию на всю жизнь. К нам часто привозят иностранцев – японцев, американцев, поляков, которые хотят знать больше о традиционной русской культуре. И турфирмы, которые работают на прием иностранцев, сталкиваются с тем, что показать¬то в этом смысле в крае почти нечего! Это очень обидно. Мы с мужем неоднократно принимали участие в семинарах на эту тему, становились лауреатами премии «Лидер турбизнеса», «Туриндустрия Находки» в номинации «Сувенир» и видим проблему изнутри. Традиции ткачества, плетения кружева, резьбы по дереву, традиционного гончарного искусства живы, но показать иностранцам, да и жителям края эти ремесла сложно. Нет клубов, нет помещений, где могли бы собираться мастера… А когда говорим, что мы показываем русские сосуды, объясняем этимологию, учим, многие удивляются, а кое¬кто и плечами пожимает: зачем вам это все, русское народное? Отношение к народной культуре, к истокам у нас в стране ужасное, испорченное до невозможности. Вот и получается, что и мы сами, и иностранцы считают, что русское народное – это матрешки аляповатые да стилизация под хохлому… Настолько все это замылено, набило оскомину, что люди не верят, что русское народное – это интересно, красиво, живо!Мы намерены развиваться. Вот построим зимний павильон и целую комнату в нем выделим под ткацкое искусство. Уже купили настоящий ткацкий станок, читаем литературу, изучаем. Обязательно будем заниматься этим видом ремесла!– Я всем гостям, – улыбается Наталья, – рассказываю одну притчу. Когда Бог слепил человека из глины, у него остался небольшой кусочек. И бог спросил: что тебе из него сделать? Человек ответил: сделай мне немного счастья. Бог ничего не стал лепить, а отдал человеку глину – сам слепи себе счастье…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ