Ее величество рациональность

На излете кризиса владивостокские компании немного снизили зарплаты, но стали открывать новые вакансии

14 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2762 от 14 июль 2010
8161a3e8f2b4e369f14efd4d9d2e1ca4.jpg На излете кризиса владивостокские компании немного снизили зарплаты, но стали открывать новые вакансии Компания CASE и холдинг АНКОР провели очередное общеотраслевое исследование заработных плат, льгот и компенсаций сотрудников «Весна-2010». В ходе исследования, которое проходило в период с сентября 2009 по апрель 2010 г., была проведена работа и по изучению ситуации на рынке труда Владивостока. В исследовании по Владивостоку приняли участие российские и иностранные компании различных секторов бизнеса. В ходе исследования были собраны статистические данные по уровню оплаты труда, наличию и размеру премиальных выплат, социального пакета и дополнительных льгот менеджеров и рядового персонала.Выяснилось, что динамика изменения окладов за анализируемый период (сентябрь 2009-го–апрель 2010-го) по Владивостоку составила 0,78 %. Результаты данного исследования в целом подтверждают прогноз об околонулевой динамике, данный в конце 2009 года.В исследовании рассматривался традиционный вопрос о валюте заработных плат. Вывод один: рубль был и остается доминирующей валютой для установления заработных плат.На ближайший исследуемый период 42 % компаний планируют увеличить численность сотрудников и 5 % компаний планируют уменьшить численность персонала (в % от количества компаний, планирующих изменение численности).Незначительно выросла доля компаний, которые не планируют изменений в отношении численности персонала до 60 %, полгода эта цифра составляла 56 % компаний.Компенсационный пакет претерпевает существенные изменения. Главный тренд – рациональность и ориентация на результат, а не на процесс. Это касается в первую очередь бонусной политики – все больше компаний начинают применять нефиксированные бонусы, получение сотрудником которых зависит прежде всего от результата работы, а не от процесса (фиксированный бонус). Так, по результатам настоящего исследования фиксированный бонус приме-няют лишь 40 % компаний, тогда как нефиксированный – 87 %.Также важное значение приобретают годовые бонусы, особенно для тех сотрудников, чью деятельность нерациональ-но оценивать в краткосрочном периоде. Годовые бонусы, по данным исследования, выплачивают 67 % компаний.Значительные изменения произошли и в предоставлении социального пакета. В принципе, даже в острой фазе кризи-са, не говоря уже о нынешнем периоде восстановления экономики, доля компаний, предоставляющих основные льготы, существенно не менялась. Однако изменился сам принцип предоставления льгот. Во первых, компании стали жестче кон-тролировать расходы, и в частности, на соцпакет. Это привело к уменьшению его размера в денежном выражении. Во вторых, льготы стали большей частью предоставляться при наличии реальной производственной необходимости. В третьих, произошел отказ от ряда льгот, введенных в докризисный период в угоду «моде».По результатам исследования: –100 % компаний предоставляют корпоративную мобильную связь (или компенсируют ее использование в рабочих целях), при этом средняя стоимость льготы на одного человека в месяц равна 1 875 руб.–89 % компаний предоставляют корпоративный автомобиль или компенсируют использование собственно-го,средняя стоимость льготы на одного человека в месяц составляет 27 500 руб.«Проведенное исследование говорит об изменении ситуации на рынке труда, – комментирует генеральный директор компании CASE Наталья Данина. – Об этом свидетельствует ряд фактов, с одной стороны, происходит увеличение доли компаний, которые планируют увеличивать численность персонала, возвращаются компенсационные пакеты, с другой стороны, изменение окладов сохранило отрицательную динамику.Соответственно, рынок труда и политика оплаты продолжают претерпевать существенные изменения: бизнес стал гораздо рациональнее относиться к политике и практике установления компенсационного пакета – оценивается и оплачивается результат труда, а не процесс. В целом эти изменения, конечно, позитивны, поскольку они влекут по-вышение эффективности бизнеса и, следовательно, экономики страны в целом».Справка В Компания CASE (Consulting, Analysis, Solution, Efficiency) специализируется на разработке решений в области кадрового консалтинга на рынке России, Украины и Казахстана. Основными направлениями деятельности компании явля-ются оценка и обучение персонала, обзоры заработных плат и компенсаций, исследования рынка труда, аудит кадровой политики, консультирование по системам вознаграждения персонала и др. Холдинг АНКОР – крупнейшая кадровая компа-ния в России и СНГ. С 1990 года АНКОР специализируется в области поиска, подбора персонала и лизинга персонала. В настоящее время сеть холдинга включает более 40 офисов по всей России, в Украине, Казахстане, Беларуси.

Автор: По материалам информагентств