Константин Райкин отказал Спилбергу

Когда он был маленьким, Корней Чуковский назвал его гением. И не ошибся

7 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2758 от 7 июль 2010
Когда он был маленьким, Корней Чуковский назвал его гением. И не ошибся Вы, наверное, знаете этот анекдот: накануне Нового года из Голливуда звонят российскому артисту и говорят, что знаменитый Стивен Спилберг приглашает его сниматься в фильме. И актер, вместо того, чтобы умереть от счастья, отвечает: «Какой Спилберг – у меня новогодние елки!». Это смешно. Но самое смешное – что один такой актер в России, оказывается, есть. И зовут его Константин Райкин.Он собрал все театральные награды, которые только существуют: у него четыре «Золотые маски», он лауреат театральных премий имени Станиславского, премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир»… А сам он стал кумиром миллионов еще в 1976 году, сыграв изворотливого слугу двух господ в телефильме «Труффальдино из Бергамо». Эта работа в паре с блистательной Натальей Гундаревой стала звездной в биографии актера. Позже сам Алексей Герман предложил ему сниматься в фильме «Трудно быть богом» – по самой фантастической книге братьев Стругацких. А Райкин… отказался! Но не потому, что у него звездная болезнь, а совсем по другой причине. По этой же причине, а вовсе не из-за новогодних елок, он отказал Спилбергу. Вот и сейчас весь коллектив его театра «Сатирикон» – в летних отпусках, а Константин Аркадьевич работает. Репетирует новый спектакль «Вечер с Достоевским». И 8 июля – день, когда ему исполнится 60 лет, проведет на сцене…Откровение ЧуковскогоЕго актерский талант проявился рано. Семья Райкиных жила в Ленинграде. Но маленький Костя приезжал в подмосковный поселок Переделкино на дачу к Корнею Чуковскому. Знаменитый писатель дважды за лето устраивал у себя детские праздники-фестивали – костры. Известные писатели и поэты, артисты цирка и, конечно, дети из близлежащих городков и поселков, пионерских лагерей собирались в дачном саду и устраивали концерт: читали стихи, разыгрывали сценки и цирковые номера. И Костя тоже участвовал в этих театрализованных представлениях.Однажды, тогда Константину Райкину было 17 лет, он вместе с мамой приехал к уже постаревшему Корнею Ивановичу Чуковскому. После той встречи писатель сделал в своем дневнике удивительную запись: «В гостях у меня был гений: Костя Райкин. Когда я расстался с ним, он был мальчуганом, играл вместе с Костей Смирновым в сыщики, а теперь это феноменально стройный, изящный юноша с необыкновенно вдумчивым, выразительным лицом, занят мимикой, создает этюды своим телом: «Я ветер и зонтик», «Индеец и ягуар», «На Арбате», «В автобусе». Я сидел очарованный, чувствовал, что в комнате у меня драгоценность. При нем невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу…».Редкое наследствоНесмотря на явную одаренность, Константин Райкин не собирался идти по пути своего великого отца Аркадия Райкина. Учился в физико-математической школе при Ленинградском университете, в классе с биологическим уклоном, хотел стать биологом. И родители это желание сына одобряли и поддерживали. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь! Родители уехали на гастроли в Чехословакию, и Константин тайком от них решил попробовать сдать вступительные экзамены в театральное училище имени Щукина. Ну просто проверить: есть у него актерские способности или нет? И поступил! И забыл про биологию – гены великого отца диктовали иной путь.Он был талантливым студентом и после учебы получил приглашение на работу в один из лучших театров страны – «Современник». И в 23 года уже начал учить других актерскому мастерству.– Олег Табаков набирал школьников в свою студию – он хотел потом из лучших создать костяк курса в театральном вузе, где ему позволили бы преподавать, – рассказывает артист театра «Сатирикон» Алексей Якубов, который знает Райкина с 13 лет. – Одним из педагогов у Табакова был Константин Райкин.Папин театрВ 1981 году, проработав в «Современнике» десять лет, Константин Райкин перешел в Ленинградский театр эстрады и миниатюр, который создал в 1939 году Аркадий Райкин. Через год театр переехал в Москву, поменял название. В нем появились спектакли с Константином Райкиным в главной роли – «Лица», «Что наша жизнь?»… Популярность театра год от года росла. А в декабре 1987 года Аркадия Исааковича не стало… И не только для Константина, но и для всего театра наступили сложные времена…– Костя тогда говорил на собраниях: «Сейчас к нам никто не идет работать. Но поверьте мне: наступит время, когда режиссеры будут проситься к нам!», – вспоминает Алексей Якубов. – И несколько лет спустя его слова сбылись: многие режиссеры считают за честь работать с актерами «Сатирикона»…С театром сотрудничают известные театральные режиссеры Юрий Бутусов, Роберт Стуруа, Валерий Фокин… А огромный зрительный зал в неприметном здании отнюдь не в центре Москвы (бывший кинотеатр «Таджикистан») не может вместить всех желающих...Другие театры начинаются с вешалки, «Сатирикон» – с Аркадия Райкина. В фойе – его знаменитая полумаска с носом-картошкой и густыми бровями, фотографии из спектаклей, фотографии Аркадия Исааковича с семьей, с друзьями, с великими людьми XX века…Уроки на всю жизньУ Константина Райкина к актерам – жесткие требования. Но этому его научила жизнь – он просто оказался прилежным учеником и все эти уроки усвоил раз и навсегда.– В спектакле «Современника» «Обыкновенная история» Костя играл одного из чиновников в массовке, – рассказывает Алексей Якубов. – А у него в это время были съемки в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Проходили они где-то на юге страны. И чтобы не ехать в Москву ради нескольких минут в спектакле, Костя договорился с другом, что тот его один раз подменит. Друг записал в тетрадь, когда нужно выходить, что при этом выносить… Но, представляете, каково было удивление остальных артистов, когда они вместо Константина Райкина увидели совершенно другого актера?! Эта история дошла до худрука «Современника» Галины Волчек. И она по приезде устроила Косте такую взбучку – как он говорит, прививка на всю жизнь!Но в другой раз Константин Райкин избежал наказания… за счет скорости.– Костя был занят в спектакле во втором акте. И забыл об этом! На исходе первого акта помощник режиссера заметила, что его нет, в ужасе бросилась к телефону, набрала его домашний номер: «Костя, ты дома?» – «Ну, да». – «А как же спектакль?» – «Что?!». И Костя, тоже придя в ужас, что-то мямлит: мол, плохо слышит, просит повторить... Помреж ему кричит по телефону про спектакль. А он, бросив трубку, мчится в «Современник», благо, что жил тогда совсем рядом. И через минуту хлопает кричащего в трубку помрежа по плечу: «Не кричи так громко – я здесь»…Галина Волчек до сих пор не знает про тот случай...Подвиг актераРади театра Константин Райкин готов жертвовать всем – временем, деньгами, даже здоровьем.– Я помню, как Костю срочно ввели в спектакль «Современника» «Двенадцатая ночь» вместо Олега Даля, – говорит Алексей Якубов. – И хотя у Райкина было мало репетиций, играл он замечательно! На одном из спектаклей, в самом начале, я увидел, как возле железных конструкций, по которым лазали актеры по задумке режиссера, что-то произошло – какая-то заминка, какой-то сбой... Но потом спектакль пошел, как обычно. И только после представления я узнал, что Костя играл с открытым переломом ноги!.. До сих пор не могу представить, каких усилий ему это стоило…Выбор РайкинаЗнаменитый режиссер Алексей Герман написал сценарий фильма «Трудно быть Богом» по роману братьев Стругацких специально на Константина Райкина. Когда работа была завершена, он пришел в «Сатирикон» рассказать о своей задумке и, соответственно, предложить актеру главную роль. Подробности этой встречи нам рассказал Алексей Якубов:– Герман и Райкин встретились в театральном буфете. Константин Аркадьевич спешил на репетицию и быстро, в своей манере, закидывал в себя обед. Алексей Юрьевич раскинул веером сценарий. «Я вас слушаю», – говорит Константин Аркадьевич. – «Ну, вот!» – «Ну-ну, говорите!» – «Я написал сценарий, главную роль – на тебя!» – «Спасибо огромное! Я просто знаю, как вы снимаете». – «В каком смысле?» – «Вы кладете на это всю жизнь. А я не могу положить на съемки одного фильма всю жизнь. Я руководитель театра, отвечаю за него и его людей. Я могу вам выделить, допустим, год. Хорошо?» – «Нет, ну как это…», – опешил Герман. – «Нет, извините, я не могу». И Райкин отказался. Чем страшно обидел Германа. Но фильма до сих пор нет, а театр, слава Богу, процветает!..Что тут говорить, если однажды Константин Райкин отказал даже знаменитому Стивену Спилбергу – самому успешному режиссеру Голливуда! Райкину предлагали многомиллионный контракт в новом многообещающем проекте Спилберга, но он не захотел оставлять свой театр даже на несколько месяцев!Образ жизниКонстантину Райкину – 60 лет. Но он по-прежнему не делает поблажек ни актерам, ни себе.– Константин Аркадьевич приходит в театр раньше всех, а уходит позже всех, – говорит артист «Сатирикона» Максим Аверин. – Он сам ставит спектакли и репетирует в них роли. Он – редкий пример художественного руководителя, который ходит в театральные вузы, в другие театры, смотрит спектакли.Артисты «Сатирикона» уже привыкли к строгому порядку в театре: репетиции начинаются в десять утра, и опоздать хотя бы на минуту непозволительно. Александр Семчев, талант которого распознал Райкин, был приглашен на работу в «Сатирикон», но опоздал на первую репетицию – с ним тут же расстались…– Константин Райкин – человек очень разносторонний, – говорит Максим Аверин. – Он во многих областях учен – в биологии, к которой сохранил привязанность с детства, в музыке – у него огромная фонотека… А сколько у него воспоминаний о великих людях, с которыми он был по жизни знаком! Я порой его спрашиваю: «Когда же вы будете писать книгу воспоминаний?». На что он отвечает вопросом: «Ты можешь меня представить сидящим на даче и пишущим книгу?». Приходится честно признаться: представить такое невозможно…

Автор: Тамара МОТАЕВА