Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Юбилей

История Владивостока в цифрах

К юбилею города выпущена уникальная книга «Владивостоку – 150: история и экономика
К юбилею города выпущена уникальная книга «Владивостоку – 150: история и экономика Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю специально к юбилею краевой столицы подготовил и опубликовал книгу «Владивостоку – 150: история и экономика». На 220 страницах статистического сборника с помощью цифр и фактов представлено прошлое, настоящее и будущее любимого города. В издании читатель найдет подробный материал по наиболее актуальным показателям развития краевого центра со дня его образования и до начала 2010 года: численности и уровне образования населения, развитии здравоохранения, культуры и спорта, строительстве, производственной деятельности и многим другим вопросам. Идея подготовки издания к 150-летнему юбилею Владивостока, возникла еще в декабре 2008 года, за полтора года до события. Специалисты территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю уже более 10 лет поддерживают добрую традицию выпуска сборников к юбилейным датам городов и районов Приморья. Для создания этой книги им пришлось провести огромную кропотливую работу, они систематизировали разрозненные по статистическим отчетам показатели, характеризующие состояние экономики региона и уровень жизни его населения. Государственная статистика Приморья была образована одновременно с образованием самого края, тогда же стали накапливаться различные статистические данные. Сложностей в работе существовало немало. Во-первых, в отчетах информация была довольно скудной и характеризовала, в основном, отраслевые показатели на уровне министерств и ведомств, а факты о жизни краевого центра порой отсутствовали вообще. Не стоит забывать, что все эти годы «орудием производства» статистиков были карандаш и счеты, а без компьютеров получить своды различной направленности было невозможно. Пришлось повозиться и с соотношением советских рублей к современным, российским, ведь сопоставлять рубли 1860 года с рублями 1960, и тем более 2008 годов некорректно. На самом деле книга детище не только Приморсктстата, большую помощь в поиске материалов оказали специалисты архива Дальнего Востока ЦГ РСФСР, Государственного архива Приморского края, Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева, Приморской краевой государственной публичной библиотеки им. А.М. Горького, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Информация сборника специально отстранена от детализации влияния политических событий и исто рических личностей на социальное и экономическое положение. Не была затронута и тема военно-морского присутствия и развития военно-промышленного комплекса, т.к. они не попа дают в сферу статистического исследования. Изложение 150-летней истории экономического развития города разделено на 6 основных этапов: 1860-1916 годы, 1917-1945, 1946-1965, 1966-1990, 1991-2000, 2001-2009 годы. В каждом из них исследуется численность населения, строительство, промышленное про изводство, развитие транспорта, связи, торговли и общепита, состояние жилищно-коммунального хозяйства, объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, деятельность научно-исследовательских организаций и др. От порта до столицы Приморья Созданный в 1860 году, как форпост России на Тихом океане и как город-порт, Владивосток за прошедшие полторы сотни лет неоднократно менял направление своего развития – был и вольным городом порто-франко, и центром европейской культуры на Дальнем Востоке, и секретным военным объектом, и столицей Приморского края. Толчком к экономическому развитию города стало строительство в 1897-1901 годах восточной ветки Китайской Восточной Железной Дороги, открывшей кратчайший путь из Европы к побережью Тихого океана. К этому времени численность населения превысила 30 тысяч человек; развивались промышленность; порт принимал и отправлял суда не только под российскими, но и английскими, японскими, германскими, американскими, норвежскими флагами; развивалась торговля; выходили газеты; действовали театры, учебные за ведения, библиотеки. Уже в то время велось строительство зданий из камня, многие из них сегодня украшают наш город. Революция 1917 года и последовавшая за ней иностранная интервенция приостановили экономическое и социальное развитие Владивостока. Маломощная промышленность, разруха на транспорте, отсутствие дорог, нехватка жилья – такое наследство досталось городу после окончания затянувшейся до 1922 года гражданской войны. В 1923 году Приморье посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин, он отметил, что Владивосток является важным политическим и военным центром всего дальневосточного побережья, и этим положил начало нового этапа в развитии города, который продлился до 1941 года. За это время численность жителей выросла до 215 тысяч человек; была намечена программа строительства и реконструкции города, деревянные лачуги уступили место каменным многоквартирным домам; восстанавливались разрушенные и строились новые промышленные предприятия, крупнейшим из которых был Дальзавод. Зарождалась и развивалась рыбодобывающая, пищевая, лесопильная, швейная промышленность; практически заново создавалось морское судоходство и портовое хозяйство. К 1940 году Дальневосточное морское пароходство имело 84 судна, бесперебойно работала железная дорога, начала действовать воздушная магистраль, связавшая Владивосток с Москвой. Горожане разъезжали на трамваях, автобусах и морских катерах; работала теле фонная станция, обеспечивавшая внутригородскую и междугородную телефонную связь. Жителей Владивостока обслуживали 33 здравпункта, 15 поликлиник, свои медучреждения имели железнодорожники, моряки, китобои, краболовы. Во всю мощность работали школы, техникумы, вузы. В годы Великой Отечественной войны тысячи владивостокцев воевали на фронтах и работали в тылу, обеспечивали проводку судов и железнодорожных составов с жизненно важными грузами. Своевременный вывоз оборудования и материалов из стран антигитлеровской коа лиции, четкая работа флота, портов и железной дороги способствовали успешной работе заводов Сибири и Урала, скорейшему вводу в действие новых предприятий, росту объемов продукции для фронта. Восстановление Владивостока после окончания войны потребовало много времени и сил. В городе недоставало жилья, школ, детских садов, кинотеатров, клубов, магазинов, спортивных комплексов. В 1954 году Владивосток посетили члены Президиума ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущевым, и именно тогда был решен вопрос о будущем города как важного административного и культурного центра на Тихом океане. Город-крепость Через 4 года Владивосток был закрыт для проживания и свободного посещения его не только иностранцами, но и гражданами СССР. Такое решение негативно отразилось на экономическом развитии, если сравнивать с портовыми городами зарубежных государств США, Японии, Китая. В конце 50-х годов было принято решение о застройке Владивостока домами повышенной этажности на незастроенных территориях окраин, полуострова Эгершельда и 28-го километра, которое началось после 100-летней годовщины со дня основания города. Для выполнения программы строительства “Большого Владивостока”, как тогда называли ее жители, был создан трест “Главвладивостокстрой”, объединивший организации и предпри ятия строительной индустрии. За 35 лет работы им было введено в эксплуатацию 15 млн. кв. метров жилья, а также 40 крупных объектов, среди которых здание краевой ад министрации, морской вокзал, кинотеатр “Океан”, Дом молодежи, цирк, драматический театр, спорткомплекс “Олимпийский”, Дворец пионеров, пионерский лагерь “Океан”, детские сады, школы, поликлиники, больницы, учебные заведения. В городе начала создаваться мощная индустрия, развивающаяся на базе новейшей техники и передовой технологии. Преобладала промышленность двух направлений – судоремонтная и рыбоперерабатывающая. Остальные предприятия или обслуживали эти отрасли, или обеспечивали население продуктами питания и товарами народного потребления. Далеко за пределами Владивостока была известна продукция таких предприятий как Дальзавод, судоремонтный завод, заводы “Дальхимпром”, Океанский фанерный, фарфоровый, кондитерская фабрика, рыбокомбинаты “Владивостокский” и “Попов”. В 1967 году с открытием линий контейнерных перевозок “ФЕС-КО-лайн” флот ДВМП вышел на международные грузовые линии с портами Японии, США, Канады. Развитие грузоперевозок позволило расширить и укрепить портовое хозяйство и судоремонтную базу, обеспечить работой тысячи людей: моряков, портовиков, судоремонтников и железнодорожников. На железнодорожном транспорте начала действовать транссибирская контейнерная линия, перевозка путем “море – железная дорога”, обходилась грузоотправителям дешевле и быстрее, чем на трансокеанских линиях. Решались проблемы развития городского транспорта, в 1962 году был построен знаменитый фуникулер, а в 1964 году началось строительство троллейбусных маршрутов. Пер вый троллейбус по маршруту “Парк культуры и отдыха – микрорайон Рыбак” был пущен 29 января 1965 года. Росла численность населения города, пиковым стал 1991 год, когда число постоянных жителей превысило 679 тысяч человек, а затем население Владивостока стало постепенно снижаться. В 1991 году президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ “Об открытии города Владивостока для посещения иностранными гражданами”, но город отстал в социально-экономическом развитии на 30 лет от портовых городов стран АТР. “Перестройка” для Приморья Экономические реформы, начавшиеся в России в 90-е годы, вызвавшие обвальный спад во всех видах деятельности и дефолт 1998 года, не обошли и Владивосток. В городе началось разукрупнение большинства ведущих предприятий, образование на их базе малых предприятий, акционерных обществ и смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. На большинстве предприятий военно-промышленного комплекса, составлявших основ ной потенциал города, производство было приостановлено, огромный урон понесла рыбная промышленность. Последующие 10 лет нового тысячелетия ушли на восстановление утраченных рубежей 80-х годов XX столетия. В 2001 году в экономическом развитии города наметился подъем, однако до 2008 года во многих сферах экономики уровень 1989 года так и не был достигнут. К 2010 году численность постоянного населения Владивостока составила 604.8 тыс. человек, это 30.5% всего населения Приморского края. В экономике города на 39.4 тыс. предприятий и организаций трудятся 362.5 тыс. человек – 37% занятых в крае. Объем произведенной продукции и оказанных услуг, превышает 40% объема края. За 2009 год промышленными предприятиями города произведено около 2 млрд. кВт-ч электроэнергии, 22.8 тыс. тонн колбасных изделий, 15.2 тыс. тонн цельномолочной продукции, 29.2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 7.2 тыс. тонн кондитерских изделий, 262.5 тыс. тонн пищевой рыбной продукции. Построено 189.3 тыс. кв. метров об щей площади жилья. Мировой финансовый кризис, разразившийся в августе 2008 года, конечно, пагубно сказался на экономической и социальной сфере, но для Владивостока он не был так губителен, как для других городов России. “Спасительным кругом” стали инвестиции, поступившие на подготовку саммита АТЭС 2012 года, они позволили развернуть строительство на 36 объектах, а главное, не дали безработице захватить рынок труда. С принятием программы “Развитие го рода Владивостока как центра международного сотрудничества в Ази атско-Тихоокеанском регионе” для города открылись новые горизонты. После реконструкции аэропорта Владивосток сможет принимать широкофюзеляжные самолеты типа Boeing. Также в городе будет осуществляться реконструкция и строительство автомобильных дорог, объектов энерго– и теплоснабжения, обновление морского фасада, развитие коммунальной инфраструктуры, развитие системы связи и телекоммуникации, строительство Дальневосточного Федерального университета, театра оперы и балета, многофункционального гостиничного комплекса, океанариума. Среди самых сложных и масштабных объектов можно выделить мосты на остров Русский через пролив Босфор Восточный и через бухту Золотой Рог. А объездная дорога из аэропорта до Патрокла через полуостров Де-Фриз на 20 лет должна решить проблему с “пробками” во Владивостоке и даст новые возможности для развития сельскохозяйственных районов края. К 2010 году численность постоянного населения Владивостока составила 604.8 тыс. человек, это 30.5% всего населения Приморского края. В экономике города на 39.4 тыс. предприятий и организаций трудятся 362.5 тыс. человек – 37% занятых в крае. Объем произведенной продукции и оказанных услуг, превышает 40% объема края. За 2009 год промышленными предприятиями города произведено около 2 млрд. кВт-ч электроэнергии, 22.8 тыс. тонн колбасных изделий, 15.2 тыс. тонн цельномолочной продукции, 29.2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 7.2 тыс. тонн кондитерских изделий, 262.5 тыс. тонн пищевой рыбной продукции. Построено 189.3 тыс. кв. метров об щей площади жилья. Что же будет с Владивостоком после окончания саммита в 2012 году? Ответом может служить “Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года”, которая определяет развитие Владивостока, как крупного российского политического, экономического и культурного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Автор : Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»

В этом номере:
На графской могиле

Долгие годы Виктор Янов работает смотрителем памятного захоронения Муравьева-Амурского

Возвращение «суперов»

Приморские рыбаки выбрали норвежский проект супертраулера

Зеленый свет красной рыбе

Железнодорожники обещают вывезти весь улов

В бой идут одни юниоры

Молодые боксеры из Приморья выходят на большой ринг

На Тихой отныне будет шумно

Новая спортивная арена открылась в столице Приморья

Последние номера